Спряжение глагола. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели урока:

  • Обогащать словарный запас учащихся.
  • Раскрыть роль глагола в речи и в художественном тексте.
  • Развивать речевую и мыслительную деятельности.
  • Совершенствование умений определять спряжение глаголов.
  • Освоение алгоритма применения правила правописания гласной в личных окончаниях глагола.
  • Повторение орфографии.

Ход урока

1.  Организационный момент, сообщение темы урока.

2.  Проверка домашнего задания: из упр. 697 прочитать глаголы 2 спряжения.

3.  Работа с эпиграфом урока.

Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая свежая кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие! (А. Югов.)

4.  Индивидуальное сообщение учащегося о глаголе.

Эта часть речи необыкновенна уже своим названием. Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение “слово, речь”. Глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека, и разнообразных аспектов его деятельности (трудовой, социальной, экономической, научной, общественной, политической, культурной). По частоте употребления глагол занимает 2 место после существительных. В общий частотный список из 9 тысяч слов входит 2500 глаголов. Самыми частотными являются: быть, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, думать, работать, любить. Глагол обладает вдвое большим количеством грамматических признаков.

5. 

Проспрягать глаголы: нести, стою. Поставить ударение, выделить окончания, сделать вывод.

6.  Распределительный диктант.

В 1 колонку выписать глаголы 2 спряжения, во 2 колонку выписать глаголы 1 спряжения. Записать их по памяти, выделить окончания.

У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том,
И днём, и ночью кот учёный
Всё ………… по цепи кругом,
…………направо – песнь ………,
Налево – сказку…………
Там чудеса, там леший ……..
Русалка на ветвях ………
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей
Избушка там на курьих ножках
………..без окон, без дверей
Там лес и дол видений полны,
Там о заре …….. волны
На брег песчаный и пустой,
И 30 витязей прекрасных
Чредой из вод …. Ясных
И с ними дядька их морской.

Откуда этот отрывок, и кто его автор?

7. Выбери себе задание и выполни его самостоятельно.

Первый уровень сложности: определи спряжение глаголов.

Брить, сломать, держать, направить, перебирать.

Второй уровень сложности: вставь глаголы в пословицы, определи их спряжение.

Смотрят все, а …… немногие. Даже мудрецу совет……….

Третий уровень сложности: замени фразеологизмы глаголами, определи их спряжение.

Играть роль, бить баклуши, протянуть руку помощи, клевать носом.

8. Работа с учебником.

Выполняем упражнение 687.

9. Работа с текстом.

Выразительно прочитать текст.

Январский снег силён и спокоен. Пушистым одеялом накрывает он поля и гнёт к земле деревья. Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в бездонное небо и висит потом вверху, как лампочка в холодильнике. Светит, но не греет.

Идёшь через поле по тропинке и ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Сделаешь шаг и по пояс провалишься в сыпучее снежное болото.

– Можно ли этот фрагмент назвать текстом?

– Какова основная мысль текста?

– Озаглавь текст.

– Определи стиль текста, докажи.

– Какие чувства возникают после его прочтения?

– Какую роль играют глаголы?

– Определи спряжение глаголов, пользуйся алгоритмом.

– Найди в тексте предложения с однородными членами, составь их схемы.

– Вспомни основное правило постановки запятой при однородных членах.

– Выпиши глагол и выполни его морфологический разбор.

10. Вернёмся к целям нашего урока.

– Какое правило мы сегодня повторяли?

– Достиг ли ты целей урока?

11. Домашнее задание.

Составь путеводитель по нашему городу, используй в нём глаголы 1 и 2 спряжения.