Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. Закрепление пройденного

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Проверить умение находить значения выражений. Знание нумерации в пределах 100. Закрепить умение находить длину ломаной. Умение составлять и решать задачи. Учиться устанавливать соответствие между условием и вопросом. Закрепление вычислительных навыков.
  2. Привитие любви к родной природе.
  3. Развитие логического мышления, памяти, воображения, навыков контроля и самоконтроля.

Оборудование: у детей разложены на партах яркие осенние листья с заданиями. Задания даны по вариантам - 1, 2, 3 вариант, учитываются способности учащихся.

Приложение.

На доске - лягушонок, три дорожки к его домику; грибы по краям дорожки; дерево, белочка у дупла; домики трёх гномов; на ветках дерева синички; три дерева с кроссвордами;

Дополнительно - на развороте доски - лесной магазин - сова-продавец; осенние листочки с задачами в стихах (по времени).

Рисунок.

Ход урока

Начинаем урок математики. Он сегодня у нас необычный. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

(На уроке присутствовали педагоги школ района «Строгино» и методист СЗОУО г. Москвы Яковлева Е.Р.)

Движеньем полон город, бегут машины в ряд,
(Дети показывают бег на месте)
Цветные светофоры и день, и ночь горят.
(Руками изображают бинокль и смотрят по сторонам)
Шагая осторожно, за улицей следи
И только там, где можно, её переходи.
(Шагают на месте и покачивают указательным пальцем правой руки)
Выполняй закон простой: Красный свет зажёгся - стой!
(Дети остановились)
Жёлтый вспыхнул - подожди, А зелёный свет - иди!
(Все дружно зашагали на месте).

- Ребята, мы прошли по улицам нашего большого города. Вы молодцы. Хорошо знаете правила дорожного движения.

Мы пришли в лес. Осень. Сколько осенних листьев! Но они не простые, а с заданиями.

На доске и у детей лежат на парте разноцветные осенние листья. (Задания даны по вариантам - 1, 2, 3 вариант, учитываются способности учащихся).

Приложение № 1.

- Найдите задания №1.

Вот лягушонок. Он не испугался похолодания. Давайте поможем

ему добраться до своего домика.

Сравните задания. Они отличаются?

(Соседи обмениваются мнениями.)

Ответы детей:

- Счёт круглыми десятками. Надо составить цепочку.

- Нам надо записать промежуточные результаты, складывая и вычитая круглые числа.

- Нам надо записать промежуточные результаты, складывая и вычитая круглые числа и числа первого десятка.

Выполните, пожалуйста, задание.

Учитель: Проверка. На доске картинка: лягушонок прыгает по кочкам. Представлены три дороги (по вариантам). Дети выходят к своим дорожкам - заданиям.

-Ребята, идём мы по лесу, а дорога у нас не прямая. Какую линию она вам напоминает? Найдите на своём листике задание №2. Почему её так называют?

(Ломаная линия, она состоит из звеньев).

- Какие мы знаем способы нахождения длины ломаной?

- Надо измерить длину каждого звена, потом эти длины сложить.

-Можно взять циркуль. Отложить на прямой один за другим отрезки, равные по длине звеньям ломаной. Узнаем длину получившегося отрезка. Это и будет длина нашей ломаной.

Дети работают по вариантам.

ВЗАИМОПРОВЕРКА. Показываю три варианта ответа. Дети выбирают правильный ответ.

№ 3. Доска. Смотрите, по обеим сторонам дороги шляпками нам машут грибы. Это грибы непростые. На их шляпках вы видите математические записи. Как называются эти записи?

- Выражения.

- Чем они отличаются?

- Скобками.

- Что показывают скобки?

- Что первое действие всегда выполняется в скобках.

Находим значения выражений.

Проверка. Назовите чему равно значение выражения с буквой л, ш и т.д.

- Какая буква обозначает самое большое значение выражения?

- Какая буква обозначает самое маленькое значение выражения?

Соедините буквы в слово и прочитайте: 1 группа - ЛЕС. 2 группа - НАШЕ. 3- БОГАТСТВО.

- Дети, а почему так говорят?

- В лесу всегда свежий воздух. Там растут лекарственные растения, орехи, ягоды и грибы. Здесь живут звери и птицы. Из древесины делают мебель, бумагу. Надо беречь природу, беречь лес! Нельзя в лесу громко кричать, ломать ветки деревьев, рвать растения, срывать грибы вместе с грибницей, жечь костры, оставлять мусор!

-Да, мы с вами гости в лесу.

Физкультминутка.

Как лисёнок просыпается? Как бельчонок умывается?
Как зайчонок поскакал? Как волчонок побежал?
Как ежонок и ежиха собирают ежевику?
Только медвежонок спит. Просыпаться не спешит!

№ 4. Белочка делает себе запасы на зиму. (На доске дерево, белочка у дупла).

Давайте поможем белочке собрать орешки.

  • 1в. - Обведём кружком только однозначные числа,
  • 2в. - Подчеркните двузначные.
  • 3в. - Обведите кружком только однозначные числа, подчеркните двузначные.

Начинаем по моей команде. Начали - стоп! (Работа по времени.)

- Сколько орешков собрали? ( Дети считают, какое количество чисел им удалось за данное время отметить.)

-Давайте поможем белочке собрать орешки в дупло. Назовите орешки с однозначными числами в порядке увеличения чисел, а орешки с двузначными числами - в порядке уменьшения.

Ребята, сколько в лесу птиц!

ПАУЗА. Руки кладём на парту, глаза закрываем, голову кладём на руки. Слушаем песенку птицы. ГРАМЗАПИСЬ.

А что это за птичка вы узнаете, когда найдёте значения выражений из №5. Ответ приведёт вас к букве.

(Сложение и вычитание в пределах 20, вида 35-5, 35-30, 30+5)

- СИНИЦА.

- Да, это синица. А почему её так назвали, вам прочитает Саша. Я её попросила подготовить сообщение.

- Можно представить, что синицы получили свои имена по цвету перьев. На самом деле в оперении этих птиц синего цвета мало. Птицы издают громкий свист « Сии-сии». А весной даже можно услышать «си - ни - ца». Так птичка сама себя назвала.

№ 6. Мы вышли на поляну. Здесь живут гномы. (На доске три домика).

- Назовите номера домов.

Первый дом № ТЕЕЧРЫ - 4, второй – ТЕДЬЯВ - 9, третий – СЬВМЕО - 8.

А как, одним словом, назвать записи на кирпичиках 1 гнома? Верные равенства. Почему?

-Левая часть равна правой, правая часть равна левой.

Записи на домике 2 гнома? - Неверные неравенства. Почему?

- Левая часть не равна правой, правая часть не равна левой.

Записи на домике 3 гнома?

- Выражения. Два числа, соединённые знаком действия.

- У кого на листочке дом 1 гнома - запишите ещё 2 верных равенства.

- У кого дом 2 гнома - превратите 2 неверных неравенства в верные.

- С домом 3 гнома - найдите и запишите, чему равны значения выражений.

3 человека работают у доски. Остальные самостоятельно на листочках.

№ 7. Мы не просто пришли к гномам. Они просят им помочь в решении задач. Прочитайте задачу и решите её. Ответ подчеркните.

  • 1в.- Лиса наловила 12 рыбок, а волк 8 рыбок. Сколько всего рыбок наловили волк и лиса?
  • 2в.- Еж и заяц играли в прятки. Еж водил 10 раз, а заяц на 4 раза меньше, чем ёж. Сколько всего орехов собрала белочка?
  • Зв.- На прошлой неделе медведь съел 11 бочонков мёда и на этой неделе тоже съел несколько.

- Дети высказывают свои мнения.

Добавляют в задачу свои данные дети 3 варианта, меняют вопрос, ставят свои вопросы – дети 2 варианта.

Проверка. 1в.- с места, 2в.- на наборном полотне, Зв.- выбирает решение с доски: 11-*=*, 11+*=**. Объясняют свой выбор.

№ 8. Мы многое с вами сделали, увидели. На выходе из леса – чудо - деревья. С кроссвордами. Подумайте, ответьте на вопросы.

Ученики записывают ответы в свои листочки. Дети встают со своих мест, совещаются, записывают ответы на большие экраны. Там у каждого варианта своё большое дерево.

Проверка.

Наша прогулка закончена. Поднимите свои листочки те, кому понравился урок, и он всё успел сделать. А есть ли такие дети, кто не успел выполнить все задания?

Дополнительные задания:

*По времени - « ЛЕСНОЙ МАГАЗИН ».

(Работа с кассами.)

Покупаем 2 баранки по 50 копеек. Сколько получим сдачи с 1 рубля?

2 булочки по 30 копеек. 2 жёлудя по 40 копеек.

3 морковки по 10 копеек. 4 яблочка по 20 копеек.

Грибок стоит 60 копеек, а орешек на 30 копеек дешевле, чем грибок. Сколько стоит вся покупка? Какую сдачу получим с 5 рублей?

*По времени- ЗАДАЧИ В СТИХАХ.

(Ходим по лесу и собираем осенние листья ).

Сивуч - секач говорил, рассуждая:
- Семейка моя совсем небольшая,
- Я, да 7 жён, да 6 деток...
Сколько костюмов надо на лето?

Со двора 3 десятка веток
Принесла коза для деток.
Положила на пол их.
Как делить их на двоих?

Семь пеночек сели в одну кормушку,
Восемь - в другую, сытно их брюшкам.
Вот и спрошу я, ребята, у вас,
Сколько птичек мы кормим сейчас?

Вот 9 дубков и 4 липы, 1 берёза и 2 сосны,
Как зелены они, стройны,
Деревьев сколько тут, узнайте,
И хорошенько сосчитайте.

12 воробушков на ветке рядком
Весело чирикали - каждый о своём.
Трактор проехал - разлетелись все.
6 летят кдеревне, а сколько их в траве?

Учебник: М.И.Моро, М.А. Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В. Степанова «Математика», учебник для 2 класса в 3 частях, Москва, «Просвещение», 2008 год.