Методическое пособие по работе с "Дневником здоровья" по учебному блоку «Мир вокруг нас»

Разделы: Начальная школа


Главная задача в проведении уроков здоровья - прививать санитарно-гигиенические навыки и привычки, воспитывать сознательное отношение к укреплению своего здоровья, вести здоровый образ жизни. С учетом возрастных особенностей первоклассников основной метод ведения уроков, это фронтальное объяснение и фронтальная практическая деятельность.

Дневник здоровья первоклассника, это анкетный носитель сведений об ученике, его семье, о наличии у него предполагаемых трудностей и рекомендаций. Он исполняет роль связующего звена между специалистами по мониторингу, учителями, родителями и учеником.

Первоклассники представляют особую группу с точки зрения санитарно-генетического мониторинга, у большинства детей наблюдается вполне ожидаемая разбалансировка оргазма, с педагогической – дети не умеют писать, им сложно выполнять самостоятельные исследования.

Рабочая тетрадь предназначена для групповой и индивидуальной работы с детьми, позволят выявить школьные трудности ребенка, а также дает возможность вовлечь учащихся и родителей в совместную деятельность по максимальной адаптации школьников к образовательной среде.

Учебный материал рабочей тетради интересен и доступен для детей этого возраста. Он поможет ребятам научиться вести наблюдения за своим организмом, формировать навыки личной гигиены, здорового образа жизни. В нем можно рисовать, раскрашивать рисунки, наклеивать фотографии и картинки из приложений по темам.

С целью оказания помощи начинающим учителям в проведении Уроков здоровья разработан примерный тематический план по страницам Дневника здоровья. В пособии представлены различные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-праздники, уроки-утренники и викторины, в которые включены: определенный теоретический и занимательно – игровой материал, дополнительный литературный - различных жанров: стихотворения, пословицы, поговорки, загадки, предметное оборудование к каждому уроку.

Конспект урока «Помни твердо, что режим в жизни нам необходим!»

Задачи урока: раскрыть понятие «режим дня», познакомить с основными режимными моментами, показать, какое значение имеет режим в жизни школьника, воспитывать культуру здоровья.

Планируемые достижения учащихся: научиться выполнять режимные моменты для первоклассников, усвоить, что формирование привычки выполнять режим дня необходимо для укрепления здоровья.

Оборудование: макет часов, учебно-дидактический материал, таблица «Режимные моменты для школьников», раздаточный материал «Памятка», учебник «Мир вокруг нас», рабочая тетрадь «Дневник здоровья».

Ход урока

1. Организационный момент. Введение в тему урока.

Учитель. Этот год в вашей жизни, ребята, особенный и очень важный. Вы выросли, пошли в школу учиться. Вы школьники и перед вами стоят очень важные задачи – хорошо учиться и быть здоровыми.

Внимательно послушайте стихотворение и подумайте над вопросами:

- О ком говорится в стихотворении?

- Почему мальчика назвали молодцом?

Мы пришли сегодня в школу первый раз, в первый класс.
Посидим с тобою рядом, мой сосед,
Здесь на этой самой парте, много лет.
Будем мы дружить, учиться, а потом начнем трудиться.
Пусть меня сегодня в школу мама привела,
Пусть пока еще я ниже школьного стола.
Я прослушал все уроки, сам пошел домой.
Я теперь уж не мальчишка, я большой.
Всех свои я дома соберу: маму, бабушку и деда и отца,-
И пойдет у нас беседа без конца. я скажу: «Вот буква «А»,
Всем видна? Произносится она – а, а, а!»
Мама, бабушка, отец скажут мне «Ты – молодец!»
(Ответы учащихся на поставленные вопросы.)

Учитель. Скажите, ребята, как вы проводили свое время раньше, до прихода в школу?

Ученики. Ходили в детский сад. Мы играли, пели, рисовали. Ходили на прогулки. Помогали дома маме, бабушке.

П. Работа над новым материалом.

1. Знакомство с понятием «режим дня».

Учитель. Став школьниками, вы научились трудиться: в школе на уроках вы внимательно слушаете учителя, пишете, считаете, читаете умную и добрую книгу – «Русская азбука». Дома вы тоже трудитесь: читаете, заучиваете стихи, рисуете. Но кроме этого вам обязательно нужно поиграть на свежем воздухе, вовремя поесть, помочь маме в выполнении домашней работы, сходить в магазин, приготовить уроки, почитать интересную книгу. И чтобы все успеть сделать, необходимо научиться распределять и разумно использовать свое время, то есть нужно соблюдать режим дня. Прочитайте текст.

Режим дня – это распорядок дня.

Режим дня – это распределение времени дня для дел и отдыха, чтобы хорошо учиться, меньше уставать, быть бодрым, расти сильным и здоровым человеком. Каким же должен быть режим дня для первоклассника?

(Работа над памяткой «Примерный режим дня». При объяснении учитель показывает время на макете часов).

Физкультминутка.

Режим дня для первоклассника.

  • 7.30– 8.20 - подъем, утренний туалет, уборка постели, завтрак, дорога в школу.
  • 8.30 – 13.15 - занятия в школе.
  • 13.15 – 16.00 - дорога домой, обед, прогулка на свежем воздухе.
  • 16.00 – 17.00 - приготовление уроков.
  • 17.00 – 20.30 - игры, чтение, помощь по хозяйству, ужин.
  • 20.30 – 21.00 - вечерний туалет, подготовка ко сну.
  • 21.00 – 7.30 - сон.

2. Закрепление режимных моментов по памятке.

А) К какому режимному моменту относится это стихотворение С.Маршака «Рано вставать».

Рано вставать, рано в кровать - завтра на парте не будешь зевать.
Трудный и долгий день впереди – каждую мышцу с утра заряди.

(Свободные высказывания учащихся).

Б) Работа над иллюстрацией учебника «Мир вокруг нас», страница 108.

- Что случилось с мальчиком?

- Почему он заснул на уроке?

- О чем он мечтал во сне?

Чтение текста «Зачем мы спим ночью?»

- Как вы ответите на этот вопрос Муравьишке, когда он проснется?

- Прочитайте слова Мудрой Черепахи.

- К какому режимному моменту относится эта ситуация?

(Свободные высказывания учащихся).

Ученики. За день человек устает. Чтобы отдохнуть и набраться сил, нужно спать.

Ложиться спать надо вовремя. Если будешь засиживаться допоздна, то не выспишься.

Если ты не выспался, не сможешь хорошо работать на уроке, будешь невнимательным, раздражительным, плаксивым.

- Как ты готовишься ко сну вечером?

Игра «Верно или нет?» (Хлопок в ладоши)

Перед сном нужно: почистить зубы и умыться; попрыгать и побегать; проветрить комнату; посмотреть страшный фильм.

Физкультминутка «Ночная считалка»

Раз-два-три-четыре-пять! Шесть-семь-восемь-девять-десять!
Надо, надо, надо спать. И не надо куролесить.
Кто не спит, тот выйдет вон. Кто уснул, увидит сон.

III. Работа в рабочей тетради «Дневник здоровья». Раздел «Рекомендации»

(Приклеить памятку «Режим дня первоклассника»).

IV. Итог урока.

Ответы на вопросы:

  • Что такое режим дня?
  • Почему нужно соблюдать режим дня?
  • Объясни значение текста.

Помни твердо, что режим
В жизни нам необходим!

Конспект урока «Зима для здоровья»

Конспект урока «Уход за зубами».

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4