Управление качеством воспитательно-образовательного процесса в системе дошкольного образования

Разделы: Работа с дошкольниками


Управление качеством воспитательно-образовательного процесса составляет основной предмет управленческой деятельности на всех уровнях системы дошкольного образования.

Управление качеством педагогического процесса в системе дошкольного образования имеет свои особенности.

Образование – это процесс передачи определенной общественно значимой информации подрастающим поколениям. Этот процесс в ДОУ реализуется при обучении детей на занятиях, прогулках, во время игр, общения с родителями и т.д. Интерес вызывает организация педагогического процесса в детском саду на специальных занятиях. Причем главное внимание уделяется не собственно педагогической деятельности в ДОУ, а вопросам управления, под которым понимается деятельность руководителя ДОУ, направленная на совершенствование педагогического процесса.

Понятие качество образовательного процесса многогранно:

  • С точки зрения детей, это обучение в интересной, увлекательной для них игровой форме;
  • с точки зрения родителей, это эффективное обучение их детей по программам, сохраняющим здоровье детей (как психическое, так и физическое), поддерживающим у детей интерес и желание учиться, обеспечивающим возможности беспроблемного поступления и школу и др.;
  • с точки зрения воспитателей, это, с одной стороны, положительная оценки их деятельности руководителем ДОУ и родителями, с другой — успешные результаты обучения, здоровье и индивидуальный прогресс их воспитанников;
  • с точки зрения, руководителя ДОУ это:

во-первых, эффективность деятельности воспитателей и ДОУ как организационной структуры;
во-вторых, высокая оценка деятельности воспитателей и ДОУ со стороны родителей и детей;
в-третьих, успешные результаты обучения, здоровье и индивидуальный прогресс воспитанников ДОУ;
в-четвертых, высокая оценка деятельности руководителя и ДОУ со стороны управляющих органов образования;

  • с точки зрения руководителя микро или макро- уровня, это эффективность функционирования и повышение жизнестойкости управляемой подсистемы.

Управление качеством воспитательно-образовательного процесса, по сути, является основным предметом управленческой деятельности на всех уровнях системы дошкольного образования.

В сложившейся теории менеджмента качество — комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработку стратегии, организацию производства, маркетинг и др.

Анализ литературы показывает, что зачастую вопрос о необходимости управления педагогической деятельностью подвергается сомнению, а вопросы качества педагогического труда отдаются для решения самим педагогам, делается ставки на их самодеятельность и творчество. Однако, как показывает опыт рассчитывать на самосовершенствование педагогов зачастую не приходиться, так как многие из них, приобретая опыт, годами идут к своему успеху путем... проб и ошибок.

Другой подход пропагандирует широкое привлечение педагогов к управленческой деятельности, например к годовому планированию деятельности ДОУ. Однако и этот подход на практике не дает должного эффекта, так как у педагогов чаще всего еще не сформированы профессиональные умения, необходимые для эффективной управленческой деятельности.

Еще один подход предлагает в качестве универсального средства решения всех проблем осуществление педагогического контроля и педагогического анализа. Следует отметить явную ограниченность подхода, при котором посещение и (последующий анализ) уроков учителя руководством ДОУ, признанное одним из главных орудий управления качеством образовательного процесса, рассматривается как процесс оказания образовательной услуги группе (классу) детей, а не каждому конкретному ребенку.

Если, проанализировав все указанные подходы, попытаться определить нынешний уровень разработанности вопросов управления качеством образовательного процесса, то окажется, что современная отечественная теория и практика (при их сопоставлении с пятью этапами развития теории менеджмента) соответствуют лишь первому, самому раннему этапу развития.

В середине 90-х годов Министерством образования РФ был предложен так называемый временный стандарт дошкольного образования, где сформулированы требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения ребёнка в детском саду (приказ МО РФ от 22.08.96 №448). Обеспечение качества образовательных услуг рассматривается как соблюдение требований к программному обеспечению образовательного процесса и педагогическим технологиям, характеру взаимодействия взрослого и ребёнка, а также к развивающей среде ДОУ. После почти десятилетней экспериментальной апробации в процедуре государственной аттестации дошкольных учреждений данный стандарт так и не был принят официально, а перспективы его принятия даже не просматриваются.

На различных ступенях образования государственный образовательный стандарт рассматривается как стандарт результатов образовательной деятельности – эталонный уровень образования, необходимый для данного общества в определённый исторический отрезок времени; образовательный ценз, уровень, который должен быть достигнут личностью для получения соответствующих документов об образовании. В дошкольном же образовании государственный образовательный стандарт – стандарт условий осуществления образовательного процесса. Отсюда следует, что в соответствии с временным стандартом дошкольного образования целью и результатом работы дошкольных учреждений является создание условий для осуществления образовательного процесса.

Образовательные стандарты должны быть не строгими, гибкими, играть роль ориентиров в работе педагогов. В противном случае удушение всякого творчества с помощью стандартов будет обеспечено.

Понятие “качество дошкольного образования” анализируется, исходя из трёх различных аспектов. В общегосударственном аспекте качество дошкольного образования можно определить мерой её адекватности социально-экономическим условиям общества. Здесь качество дошкольного образования соприкасается с такими категориями, как уровень жизни, экономический потенциал страны и т.д. В социальном аспекте оно определяется соответствием образовательных услуг реальному запросу родителей. Качество дошкольного образования в педагогическом аспекте может означать реализацию принципа вариативности в образовании, переход к личностно-ориентированному взаимодействию педагога с детьми.

В самом общем виде качество дошкольного образования определяется предоставлением семье возможности выбора для ребёнка индивидуального образовательного “маршрута” на основе разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми; обеспечением социальной защиты ребёнка от некомпетентных педагогических воздействий; гарантией достижения каждым ребёнком, систематически посещающим детский сад, к концу дошкольного детства минимально необходимого уровня подготовки для успешного обучения в начальной школе, что обеспечивает реализацию идеи непрерывного образования личности. В соответствии со структурой образовательного процесса качество дошкольного образования определяется следующими составляющими: качеством реализации образовательного процесса через уровень состояния здоровья воспитанников и их достижений в воспитательно-образовательном процессе; качеством условий реализации образовательного процесса (грамотный выбор образовательных программ, их научно-методическое обеспечение, материально-техническая оснащённость образовательного процесса); качеством управления ДОУ.

Основные ориентиры, определяющие качество современного дошкольного образования.

Проблема качества дошкольного образования рассматривается сейчас как определяющая дальнейшее существование, развитие или свертывание всей системы государственного сопровождения российских детей. В качестве основных ориентиров, определяющих качество современного дошкольного образования, выступают следующие: удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения; благополучие ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение. Над вопросами личностного развития ребенка-дошкольника в направлении его оценивания работают московские ученые Научно-исследовательского центра им. А.В. Запорожца. Они предлагают структурную характеристику личности ребенка, включающую разные виды компетентности (интеллектуальную, языковую, социальную и физическую), а также способы поведения (произвольность, самостоятельность, инициативность, креативность, способность к выбору) и отношение к самому себе (образ самого себя, уровень самооценки, наличие или отсутствие чувства собственного достоинства). В настоящее время признанным является положение о том, что на психическое, физическое, личностное развитие воспитанников детских учреждений особое влияние оказывают четыре аспекта: характер организации предметно-пространственной среды, поведение воспитателя, тип образовательной программы и количественное соотношение детей и взрослых. Хорошее качество физического контекста жизни ребенка в учреждении определяется не количеством предметов, а их качеством, разнообразием, ясно структурированным пространством, его стимулирующим влияниями. Наиболее оптимальными характеристиками поведения воспитателя, обеспечивающего качественное сопровождение, являются: ответственная позиция, принятие ребенка, содержательное общение, способность к сочувствию.

Интересными являются выводы, касающиеся образования и профессионального опыта воспитателя. Оказывается, наиболее оптимален десятилетний стаж педагогической работы. Только хорошее, т.е. содержательное, разнообразное образование, ориентированное на детское развитие, может дать положительное качество педагогическое работы.

Глубоко образованный воспитатель обращает особое внимание на интеллектуальное развитие ребенка не в ущерб его социальному и эмоциональному развитию. Что касается программы обучения, то здесь американские специалисты в области дошкольного детства считают важным сохранение баланса между социально и интеллектуально ориентированными занятиями. Это обеспечивает качество педагогического сопровождения. Рекомендуемые и используемые программы разрабатываются в русле педагогики М. Монтессори, Ж. Пиаже и др. Важными указаниями в отношении детей являются их максимальное количество (20 человек в группе), а также организация содержательного взаимодействия их друг с другом.

В настоящее время качество деятельности детского учреждения рассматривается как многомерный феномен. При этом особую важность приобретает ответ на вопрос – кто задает проблему – родители? Воспитатели? Субъектно-ориентированные, личностные тенденции в психолого-педагогических исследованиях выдвигают на повестку дня проблемы качества, интересы ребенка и семьи. Немецкие ученые В. Фтенакис, М.Р. Текстор, В. Титце и др. ввели понятие “педагогическое качество”. Ребенок, его благополучие и возможности развития в различных сферах (движения и координация тела, эмоционально-чувственная, социальная, интеллектуальная сферы), а также возможности поддержки семьи в ее функциях по уходу и воспитанию ребенка выступают в качестве главного, “легитимного” для оценивания деятельности детского учреждения, по мнению В.Титце. Он раскрывает структурную характеристику понятия педагогического качества и включает в нее три аспекта: динамико-процессуальный, организационно-структурный и субъектно-аксиологический. Динамический аспект педагогического качества определяется характером взаимодействия детей с взрослыми, с другими детьми, с предметно-пространственным миром. Адекватное педагогическое качество процесса предполагает такой уход за ребенком и общение с ним, которые обеспечивают уверенность и здоровье. Воспитатель организует соответствующую возрасту детей разнообразную деятельность, стимулирует их познавательную и учебную активность. Ребенок должен иметь реальную возможность, находясь в сеттинге, вступать в активное, деятельное взаимодействие с предметно– пространственными условиями жизни. В детском саду должна быть реальная возможность активного вовлечения родственников детей в их жизнь вне семьи. Структурный аспект педагогического качества характеризует общие контекстные условия, достаточно стабильные во времени и мало зависимые от ситуации. В них протекает взаимодействие, реализуется вся динамика жизни детей и взрослых в сеттинге (микросреде). Показателями структурной характеристики являются величина детской группы, количественное соотношение “воспитатель – дети”, образование и профессиональный опыт педагогического персонала, особенности помещения, в котором находятся дети. Аксиологический аспект педагогического качества включает представления, ценностные ориентации, убеждения, установки взрослых, участвующих в педагогическом процессе. Для раскрытия сущности педагогического качества кроме трех вышеописанных характеристик необходимо учитывать такие факторы, как развитие ребенка и контекст . Западные ученые, работающие в рамках эколого-психологического подхода, выделяют три основные сферы развития ребенка: его самостоятельное поведение и способность решать повседневные жизненные ситуации; социальная компетентность в общении с другими детьми и взрослыми; речевое развитие.

Проблема качества образования является весьма актуальной в современных условиях реформирования системы образования.

Первым условием имеет смысл определить использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок, подросток, юноша мог усваивать культуру человечества без излишнего для каждого данного возраста физического и психического напряжения, подрывающего здоровье. В настоящее время существует большое количество инновационных педагогических технологий для любой ступени образования.

Второе условие – высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для учащихся. В-третьих, обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.

В наибольшей степени перечисленные выше позиции относятся к дошкольной ступени образования, так как дошкольное детство – наиболее восприимчивый к воздействию взрослого период развития. Главная функция взрослого на данном возрастном этапе (это относится как к педагогам, так и к родителям) – адаптировать ребёнка к жизни в окружающем мире, развивая такие значимые способности, которые личностно-ориентированная модель представляет как способность познания мира, действия в мире (сохранение существующего, преобразование и создание нового), проявления отношения к миру.

Если соотноситься с предметно-пространственной средой в сфере дошкольного образования, то семантический смысл понятия "развивающая среда" – это среда, которая даёт возможность ребёнку развивать ценности познания, преобразования и отношения к миру не только с помощью педагога, но и самостоятельно. В современном дошкольном учреждении предметно-пространственная среда представлена на основании выбранных педагогами образовательных технологий ("Первый шаг", технология М. Монтессори, другие). На мой взгляд, организация среды должна учитывать не только дидактические позиции педагогов, но и видение самого ребёнка. По этой причине имеет смысл предоставлять ребёнку возможность также участвовать в создании среды, т.е.:

– самостоятельное расположение игрового материала;
– максимальную его доступность, когда всё, что ребёнку нужно для развития – игрушки, игры, книги, материал для продуктивной деятельности – доступно для пользования и ребёнок может играть с ним в любую свободную минуту;
– активное использование развивающих, дидактических и других игр.

Так как, например, развивающие игры имеют множество преимуществ: в них можно использовать разный материал (игрушки, картинки), можно вводить природный, игровой материал, самих детей; одни и те же игры можно усложнять и упрощать, можно творчески интерпретировать их, вводя свои элементы. В этом случае предметно-пространственная среда и будет выполнять развивающую роль. Четвертое условие – обеспечение психологического комфорта ребенка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья. Под словосочетанием "психологический комфорт" в науке понимается сложное образование, содержащее такие компоненты, как эмоциональное благополучие (преобладание в процессе жизнедеятельности позитивных эмоций), позитивная Я-концепция (положительное самовосприятие, самоотношение, самооценка), благополучие и успешность в сфере общения и взаимоотношений (принятие ребенка родителями, сверстниками и педагогами), успешность в сфере деятельности. В дошкольном детстве именно эта составляющая определяет качество образования в целом. Так как именно "благополучный" ребёнок будет оптимально усваивать знания, развиваться в деятельности, строить общение со сверстниками и взрослыми. В психолого-педагогической науке имеется множество данных о том, как психологический комфорт и дискомфорт ребёнка сказываются на интеллектуальном, эмоциональном, коммуникативном развитии детей. Психологический комфорт ребенка в детском саду – это не только условие обеспечения качества образования, но и достаточно эффективный и легко диагностируемый его показатель. Данный критерий можно применять и на других образовательных ступенях, однако подробно остановимся на дошкольной. На сегодняшний день в психологической науке существует обширный научно и психометрически обоснованный инструментарий изучения всех вышеперечисленных компонентов психологического комфорта ребенка в образовательном учреждении. Часть методик, безусловно, может быть использована только специалистами, имеющими психологическую подготовку, часть может применяться педагогами и руководителями дошкольных учреждений.

Так, эмоциональное благополучие дошкольника изучается с помощью методов наблюдения, общения, ряда проективных методик. Существуют также определенные возможности оптимизации психологического комфорта ребенка в дошкольном учреждении.

Наиболее важной является характеристика специалиста, работающего с детьми, так как дошкольник беззащитен перед травмирующим воздействием неграмотного педагога, а дошкольный возраст – это сензитивный период развития личности, становления ее базовых характеристик. Кроме того, в этом возрасте закладываются основы отношения человека к миру предметов, природы, миру людей.

Психологическая позиция взрослого, которая должна отличаться безусловным принятием детей проявляется через преобладание позитивных оценок личности и деятельности детей, положительное предвосхищении действий ребенка, оценку поступков, а не личности детей, позитивные невербальные проявления. Вторым важным моментом является высокая профессиональная квалификация педагога, ибо такой педагог даже при минимальном материальном обеспечении сможет обеспечить достаточное развитие дошкольников.

Существует ряд условий, необходимых для психологического комфорта ребенка в детском саду:

– личностно-ориентированный подход к дошкольникам, который подразумевает индивидуализацию и дифференциацию воспитательного и образовательного процессов, ориентацию педагога на интересы развития ребенка; – открытость дошкольного учреждения для родителей и других членов семьи дошкольника, сотрудничество руководителей и специалистов детского сада с семьей; – активное развитие всех видов деятельности ребенка посредством различных приемов и методов обучения при особом внимании к специфическому виду деятельности – игре; – развитие навыков общения детей для оптимизации их взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
– широкое использование средств искусства (музыки, литературы, живописи);
– активная деятельность специалистов (педагога-психолога, социального педагога).