Интегрированный урок к 630-летию Куликовской битвы "Доколе стоит земля Русская"

Разделы: История и обществознание, Организация школьной библиотеки, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Куликовская битва – одно из самых выдающихся событий в истории России. В этом году исполняется 630 лет со дня Куликовской битвы. Победа на Куликовом поле стала отправной точкой становления российской государственности, символом доблести и славы. Ничто так не объединяет людей, не обладает таким мощным связующим началом, как общая историческая память. Этому событию посвящено очень много статей, исследований.

Поэтому неудивительно наше желание воспитать у ребят привычку работать в библиотеке и создавать такие условия, чтобы при подготовке к урокам дети не могли обойтись без неё. Совместная работа учителя и библиотекаря строится на использовании интерактивных методов. Подготовка к интегрированным мероприятиям становится творческим процессом, а зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов делают такие мероприятия необычными и увлекательными, повышают степень вовлеченности детей в учебную и познавательную деятельность.

В своей работе с учащимися мы часто используем атрибутику популярной телевизионной игры “Что? Где? Когда?”? (игровой стол с волчком, гонг, черный ящик и пр.).

Игра сейчас встает в строй самых насущных потребностей человека. Без неё невозможно нормальное развитие мозга. Проведение интеллектуальных игр позволяет решать многие воспитательные, образовательные и информационные задачи. Интеллектуальные игры наиболее полно раскрывают способности учащихся, развивают любознательность, познавательный интерес к учебным дисциплинам; учат общению со сверстниками и единомышленниками.

Игра заставляет ребенка "прыгнуть выше себя", ибо он воображает себя участником известной интеллектуальной игры, при этом приобретаемые знания становятся для каждого ученика-игрока личностно значимыми, эмоционально окрашенными, побуждают осваивать новую информацию, расширяют кругозор и, самое главное, заставляют осваивать целый комплекс важных "взрослых" умений, в первую очередь, коммуникативных. Понятно, что такая трудная задача требует от ученика мобилизации всех знаний и умений.

Представляем вашему вниманию одно из таких мероприятий, посвященных Куликовской битве. В этой викторине мы использовали образы известных членов клуба, что позволило сделать учащихся сопричастными к настоящим знатокам и почувствовать себя истинными игроками, подойти более ответственно к подготовке мероприятия. Мы надеемся, что члены клуба ЧГК поймут нас, ведь ребята являются их горячими поклонниками и не пропускают ни одной телевизионной игры.

Викторина “Доколе стоит земля Русская” является частью цепочки уроков по формированию информационных компетенций у школьников, в рамках единого информационного пространства Политехнического лицея. Нами была сделана попытка совместить знания учащихся, мобилизовать их мышление на интегрированном мероприятии, включающем Информационные технологии, историю России и ББЗ.

Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.

А. Блок

Викторина по версии телепередачи “Что? Где? Когда?”

Комбинированная интегрированная игра-викторина, основанная на материале отечественной истории и посвященная освободительной борьбе русского народа от Татаро-монгольского ига.

Внеклассное мероприятие: история в библиотеке.

Оборудование:

  • Мультимедийный компьютер с проектором.
  • Интерактивная доска.
  • Главный игровой стол с секторами (11вопросов, Черный ящик и Блиц).
  • Таблички с баллами (1 балл).
  • Таблички с названием команд.
  • Столы для двух команд, жюри и хранителя времени.
  • Волчок.
  • Песочные часы на 1 мин.
  • Гонг.
  • Черный ящик, в котором находится портрет Сергия Радонежского
  • Музыкальные заставки из передачи “Что? Где? Когда?”

Оформление:

Книжная выставка К 630-летию Куликовской битвы “Доколе стоит земля Русская”.

Цели урока:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной истории;
  • овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации и применение на практике полученные знания;
  • развитие познавательных процессов (память, мышление, воображение, внимание, речь);
  • развитие у учащихся навыков работы в группе, коллективной ответственности, умения слушать других, навыков работы с информацией.

Предварительная подготовка к мероприятию.

  1. Разработка и оформление организаторами презентации к мероприятию.
  2. Опережающее задание для учащихся: подобрать информацию с использованием учебной, дополнительной литературы и интернет-ресурсов о Куликовской битве.
  3. Оформление книжной выставки, посвященной 630-летию Куликовской битвы в библиотеке.
  4. Организация учащихся в три команды (выбирают капитана и придумывают название, согласно заявленной теме мероприятия).
  5. Каждой команде раздаются ручки и листы для ответов.

Участники:

  • 3 команды учащихся и одна виртуальная команда клуба Знатоков
  • Жюри – учащиеся старших классов, следят за соблюдением правил игры и оценивают ответы команд.
  • Хранитель времени – может быть любой человек, учитель или ученик, который следит за временем с помощью песочных часов. По истечении одной минуты дает звуковой сигнал в гонг.
  • Ведущие – учитель истории Моисеенко Е. В. и заведующая библиотекой Трофимова Т. Ш. Игру проводят два человека: первый – зачитывает вопросы и следит за работой в зале, второй – дает правильные ответы и обеспечивает техническую сторону игры.
  • Болельщики – следят за ходом игры.

Основные этапы мероприятия:

  1. Вступительное слово ведущего.
  2. Викторина.
  3. Подведение итогов.

Презентация

Методика проведения викторины

Смена слайдов по щелчку. Первая заставка (Слайд №1) – Тема мероприятия.

Ведущий 1: (слайд №2).

Интеллектуальная викторина "Что? Где? Когда?" очень известна в России. Игра была создана в 1975 г. телеведущим Владимиром Яковлевичем Ворошиловым. С мая 2001 года Борис Крюк является автором, ведущим, режиссёром и продюсером игры "Что? Где? Когда?"

Игра весьма быстро стала очень известной. В "Что? Где? Когда?" играют не только члены "Элитарного клуба" в телевизионной студии, это еще и движение, соединившее массу людей в разнообразных уголках России, да и за ее границами. Ведь не тайна, что по всей России есть много, пылких людей, ценящих разум, умеющих мыслить командно, но в то же время самостоятельно. Многие думают, что умственные игры – дело для "суперинтеллектуалов", которые обладают энциклопедическими познаниями, и "простому смертному" недоступны. Это – распространенная ошибка.

Игра полностью доступна большинству, она известна среди студентов и школьников, и не всегда лишь высокий уровень эрудиции игроков устанавливает успех команды. Сегодня мы предлагаем вам попробовать свои силы в нашей викторине, которая является версией этой замечательной интеллектуальной телеигры.

Ведущий 2: (слайд №3)Эмблемой игры является сова. Почему? (ребята дают свои ответы)

(ЩЕЛЧОК) А сейчас мы вас познакомим с правилами игры: (ЩЕЛЧОК).

  1. Играют три команды и одна виртуальная – ЗНАТОКИ. (ЩЕЛЧОК).
  2. Команды должны представить название согласно теме игры и выбрать капитана (ЩЕЛЧОК).
  3. Команды в течение 1 минуты должны ответить на вопрос, чтобы получить один балл. (ЩЕЛЧОК)
  4. Капитан следит за работой команды, выбирает версию ответа, назначает отвечающего или отвечает сам. (ЩЕЛЧОК).
  5. Каждый участник игры должен стремиться ответить на вопрос или предложить свою версию ответа, чем ответственнее игроки, тем больше шансов на победу у команды. (ЩЕЛЧОК).
  6. Ответы предоставляются жюри сначала в письменной форме, затем согласно правилам – устно. (ЩЕЛЧОК).
  7. Ответ даётся строго по звуковому сигналу, но может быть досрочным до того как прозвучит сигал на отсчёт минуты для раздумья и сэкономить минуту для обсуждения более сложного ответа. (ЩЕЛЧОК).
  8. Все баллы фиксируются на нашем табло. (ЩЕЛЧОК).
  9. За главный игровой стол садится та команда, которая даст правильный ответ на первый вопрос. Эта команда имеет приоритетное право отвечать на следующий вопрос. При неверном ответе всех команд, команда-лидер остается за главным столом не более трёх раундов. (ЩЕЛЧОК).
  10. Сегодня мы определим команду победительницу и самого эрудированного участника игры.

Ведущий 1: (слайд №4)Против вас сегодня играют Знатоки, члены элитного интеллектуального клуба “Что? Где? Когда?”

Ведущий 2: (слайд №5)Основное правило сезона “Один – за всех и все – за одного!”. И так, мы начинаем нашу викторину!

Ведущий 1: (слайд №6)К 630-летию Куликовской битвы посвящается: “Доколе стоит Земля Русская”.

(Слайд № 7)Сейчас решающий вопрос, благодаря ему мы узнаем с вами, кто же сядет за главный игровой стол. Вопрос от Андрея Козлова: (ЩЕЛЧОК)

“Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день, по степи голой,
Топча сухие ковыли”.
О какой дате здесь идет речь?

(После того, как прозвучал вопрос, хранитель времени бьет в гонг и, по истечении одной минуты, снова звучит гонг, обсуждения команд заканчиваются. Отвечает команда, капитан которой, по мнению жюри, первый поднял табличку с названием команды. Если ответ верный, то команда садится за главный игровой стол; при неверном ответе, возможность ответить предоставляется другим командам.)

Ведущий 2: (слайд №8) Монгольское нашествие на Русь и страны Восточной Европы было в 1237 г. Ответ совершенно верен. Команда (название) по праву занимает место за главным игровым столом.

(Ведущий предлагает команде за главным игровым столом крутить волчок.
Слайд №9 (ЩЕЛЧОК)– в это время звучит заставка “Wild_Horse”. По первому щелчку включается музыка для волчка (“Wild_Horse”). По щелчку музыка выключается.)

Далее работа с презентацией ведется следующим образом. После того, как волчок остановился, ведущий 1объявляет номер выпавшего вопроса. Затем на слайде ведущий 2 мышкой выбирает номер выпавшего вопроса и нажимает на ссылку. Ведущий 1 зачитывает вопрос.

После того, как прозвучал вопрос, хранитель времени бьет в гонг и по истечении одной минуты снова звучит гонг, обсуждения команд заканчиваются, письменные ответы передаются жюри. Сначала отвечает команда за главным игровым столом, так как она имеет приоритетное право. Затем дается возможность ответить другим командам. Жюри выслушивает все ответы и только после этого на экран выводится и озвучивается ведущим 2 правильный ответ. Жюри выставляет баллы в оценочный лист, учитывая как устные, так и письменные ответы. Далее игра продолжается по тому же принципу, согласно правил.

Список использованной литературы:

  1. Повесть о Куликовской битве. – Л., 1984.
  2. Воинские повести Древней Руси. – Л., 1985.
  3. Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М., 2003 г.
  4. Борзунова Л. П. Игры на уроках истории. – М., 2004 г.
  5. Субботина М. А. Игры и занимательные задачи по истории. – Можайск, 2003 г.

Интернет-ресурсы:

Иллюстрации:

  • Битва на Куликовом поле – миниатюры из русских рукописей.
  • Победа на Куликовом поле – миниатюры из русских рукописей.