Плавание судов. Воздухоплавание. 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цели урока: продолжить изучение условий плавания тел, рассмотреть устройство судов, ознакомить школьников с видами судов и их применением; совершенствовать умения характеризовать поведение тел в жидкости и газа; продолжить работу по расширению кругозора учащихся, повышению интереса к книгам по физике.

Ход урока

1. Урок проводится в форме нескольких конкурсов между двумя командами: “Мореплавателями” и “Воздухоплавателями”. Каждая из команд делится на две команды – теоретиков, историков, экологов – и заранее получает задания: теоретики – должны кратко изложить соответствующий материал из учебника (§ 51, 52), объяснить решение одной задачи по теме; группа историков – подготовить сообщение о судах различного назначения или о воздухоплавательных аппаратах, о первых море– воздухоплавателях, экологи – охарактеризовать экологическую ситуацию, создаваемую в результате эксплуатации водных и воздушных транспортных средств, предложить альтернативные транспортные средства.

Ребята, теперь вам известно о действиях жидкости и газа на погруженное в них тело, мы изучили условия плавания тел. Тему сегодняшнего урока вы узнаете, решив кроссворд. (Приложение 1)

  1. Единица давления.
  2. Единица массы.
  3. Единица массы.
  4. Единица площади.
  5. Единица времени.
  6. Единица силы.
  7. Единица объёма.
  8. Единица длины.

КОНКУРС 1. “ПОЛЁТНОЕ ПОВТОРЕНИЕ”.

  1. Как рассчитать силу, действующую на тело, погружённое в жидкость или газ?
  2. По какой формуле вычисляется сила тяжести?
  3. При каком условии тело тонет? всплывает? плавает внутри жидкости?
  4. Есть ли различие в вычислении архимедовой силы, действующей на тело при полном или частичном погружении?

КОНКУРС 2. КОНКУРС ТЕОРЕТИКОВ.

“Мореплаватели” (§ 51)

Ввести понятия: осадка, ватерлиния, водоизмещение, грузоподъёмность.

Объяснить причины плавания судов.

Упр. 26 (3)

Осадка – глубина, на которую судно погружается в воду.

Ватерлиния – красная линия на судне, которой отмечена наибольшая допускаемая осадка.

Водоизмещение – вес воды, вытесняемой судном при погружении до ватерлинии, равный силе тяжести, действующей на судно с грузом.

Грузоподъёмность – вес груза, перевозимого судном. Грузоподъёмность равна разности водоизмещения и веса самого судна.

“Воздухоплаватели” (§ 52).

Ввести понятие: подъёмная сила.

№ 1.

Рассчитать подъёмную силу воздушного шара объёмом 40 м3, наполненный водородом. (См. пример в учебнике на стр. 127).

Подъёмная сила – это вес груза, который может поднять воздушный аппарат.

КОНКУРС 3. “ИСТОРИЧЕСКИЙ”.

Подготовить сообщения о судах различного назначения, о первых воздухо– и мореплавателях.

КОНКУРС 4. “СМЕКАЛИСТЫЙ”.

“Мореплаватели”.

  1. В гавани во время прилива стоит судно, с которого спускается в море лесенка. Ученик, желая определить скорость подъёма воды во время прилива, измерил высоту каждой ступеньки и сел на берегу отсчитывать число ступенек, которые покроет вода за 2 часа. Получит ли он верный результат? (Ответ: нет, т. к. корабль поднимается вместе с водой).
  2. Почему надувная лодка имеет малую осадку? (Ответ: плотность воздуха, которым она надута, во много раз меньше плотности воды, а вес стенок лодки невелик).

“Воздухоплаватели”.

  1. Дирижабль наполняют лёгким газом. Не лучше ли было бы из него выкачать воздух? (Ответ: выкачать воздух нельзя, т. к. сила атмосферного давления легко раздавит оболочку дирижабля)
  2. Почему подъёмная сила стратостата зависит от времени суток и днём является наибольшей? (Ответ: солнечные лучи нагревают газ в стратостате, поэтому увеличивается его объём и подъёмная сила)

КОНКУРС 5. “Экологический”.

  1. Охарактеризовать экологическую ситуацию, создаваемую в результате эксплуатации водных и воздушных транспортных средств.
  2. Предложите альтернативные транспортные средства.

КОНКУРС 6. “Практический”.

“Мореплаватели”.

На вашей подводной лодке нет глубиномера, но есть барометр. Как можно узнать глубину погружения лодки? Какое давление покажет барометр на глубине 48 м? На поверхности давление считать нормальным. (Ответ: каждые 12 м давление увеличивается на 1 мм рт. ст. или 1,33 Па. На глубине 48 м давление равно 764 мм рт ст)

“Воздухоплаватели”

Определите высоту подъёма аэростата, если известно, что барометр показывает 750 мм рт. ст. (Ответ: (760 – 750)х12 = 120 м)

КОНКУРС 7. “ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЕ”

Учащиеся обеих команд знакомят друг друга с книгами и журналами, которые они читали, готовясь к уроку.

Д. З.

§ 51, 52, упр. 26 (1, 2).