Программа "Формирование доматематических представлений у детей раннего возраста" (2–3 года)

Разделы: Работа с дошкольниками


Взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявления активности ребенка, а также создавать такие ситуации, в которых они ощущают радость открытия.
Д.Б. Эльконин

Введение.

В познавательном развитии ребенка раннего возраста первые математические успехи занимают значительное место.

Занимаясь проблемой сенсорного развития детей раннего возраста, изучая особенности детского восприятия окружающего мира, пришла к выводу, что целенаправленное внимание к развитию сенсорного восприятия не должно ограничиваться только требованиям к расширению знаний о свойствах предметов, необходимо направить внимание на становление у детей раннего возраста первых сенсорно-математических, до числовых представлений.

Разрабатывая данную программу, следовала инновационным технологиям обучения, опираясь на соответствующие методики, стремясь к тому, чтобы они хорошо соотносились с постепенно возрастающими познавательными возможностями детей раннего возраста.

Раннее развитие детей подвержено значительным индивидуальным различиям в зависимости от качественных характеристик их психического здоровья, особенностей воспитания и требований, предъявляемых ребенку на предыдущих возрастных этапах.

Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы раннего развития интеллектуальных и познавательных процессов детей ясельного возраста. Она отражает эффективные подходы к комплексному решению задач сенсорно - математического развития детей раннего возраста.

1. Общие положения.

В существующей организации работы ДОУ можно заметить следующие противоречия. С одной стороны, роль сенсорного - математического развития ребенка является очевидной и общепризнанной и поэтому не требует какого-то особого обоснования. С другой стороны, различные формы целенаправленной организации занимают незначительное место в жизни детей раннего возраста. Проблеме изучения познавательного развития в процессе сенсорно-математического развития не уделяется должного внимания. В связи с этим методы развития познавательной активности детей раннего возраста не соотносятся с этапами, становления психической активности детей данного периода жизни.

В основе традиционных методик лежит схема формирования у детей сенсорных навыков, которая выстроена в логике научных представлений прошлых лет. Она такова: прямой показ педагогом образца действий с предметами и многократное воспроизведение детьми этого образца в однородных условиях с целью образования прочного динамического стереотипа. Но существует мнение, что сложившаяся система сенсорного воспитания, которое является прототипом, формирования первичных математических представлений у детей раннего возраста, в должной мере не развивает познавательную активность. Этот процесс чаще всего протекает стихийно, часто в рамках помимо специально организованного процесса. Это связано с тем, что дети не выделяют себя и свои действия из неоформленного потока собственной предметной деятельности. Закономерным следствие этого становится познавательная неумелость детей. Сосредотачивая свои усилия на сенсорных тренажерах, традиционная практика, снимает задачу развития творческого экспериментирования.

Основная идея программы заключается в том, чтобы: в процессе игровых занятий, построения развивающей среды, организации индивидуальной работы с учетом возрастных и психологических особенностей детей, с использованием системы дидактических игр и упражнений.

2. Цели и задачи программы:

  1. Выделить критерии оценки, регуляции познавательных процессов детей раннего возраста.
  2. Подобрать и адаптировать методики диагностики, соответствующие поведению детей в процессе реализации сенсорно-математических представлений.
  3. Стимулировать и поддерживать поиск способов решения практических задач.
  4. Привлечь внимание детей к свойствам и соотношениям окружающих предметов, их размеров, названий и количества.
  5. Организация разнообразной, интересной детям деятельности, направленной на их сенсорно-математическое развитие.

Реализация целей программы и системе мер, отражаются в следующих этапах работы над программой:

  1. Анализ литературы по проблеме построения программы и разработка методики ее построения (сентябрь – май 2007 года);
  2. Проведение диагностического анализа по изучению познавательного развития в процессе сенсорного воспитания и предметной деятельности детей раннего возраста и статистическая обработка результатов (2007-2008 учебный год года);
  3. Формирование выводов экспериментального изучения, разработка программы формирования до числовых и первоначальных математических представлений детей раннего возраста. (2008-2009 учебный год).

Внедрение программы направлено:

  • Повышение уровня познавательного и интеллектуального развития детей раннего возраста;
  • Изменение показателей подготовленности детей в плане самостоятельной экспериментальной предметной деятельности:
    - способность подбирать предметы по тождеству;
    - выполнение действий с предметами с ориентацией на два свойства (форма и величина, величина и цвет и т.д.);
    - умение сопоставлять величину предметов (короткий – длинный, узкий – широкий, высокий – низкий);
    - ориентироваться в пространстве (понятия: «за», «впереди», «в верху», «в низу», «сзади»).

Формирование, устойчивых сенсорно-математических представлений.

3. Законодательное и научно-методическое обеспечение программы.

  • Закон РФ «Об образовании».
  • Концепция о правах ребенка.
  • Конституция РФ, ст. 38, 41, 43, 48.
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124.03 от 24 июля 1998 года.
  • Теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода в жизни ребенка, в соответствии с которой главной линией его развития является обогащение наиболее значимыми для него формами и способами деятельности.
  • Теория Д.Б. Эльконина и А.И. Леонтьева о деятельном подходе к развитию ребенка, которая признает главенствующую роль деятельности (особенно ее ведущего вида – игры) для развития ребенка.
  • Теория Л.А. Венгера о развитии способностей, утверждающая, что основная линия в развитии ребенка – способности, позволяющие ему самостоятельно анализировать, находить новые варианты решений в проблемных ситуациях.
  • Теория А.С. Выгорского о взаимодействии ребенка со сверстниками и взрослыми как важнейшем условии его полноценного развития.

4. Принципы построения программы.

  • Принцип научности предполагает подкрепление всех форм обучения научно обоснованными и практически адаптированными методиками.
  • Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности познавательного процесса и предполагает тесное взаимодействие педагогов и родителей.
  • Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
  • Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания в повседневной жизни.
  • Принцип повторения умений и навыков – один из самых важных, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
  • Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает, что главной целью образования становится ребенок. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков.
  • Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для познавательного развития детей в результате завышенных требований.
  • Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творческого (игровые технологии, индивидуальная, подгрупповая деятельность, исследовательская деятельность).
  • Принцип взаимодействия детского сада и семьи направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка.

5. Учебный план сенсорно-математического развития детей раннего возраста (2-3 года).

Содержание Количество Длительность
1 Занятия 1 раз в неделю 8-10 минут
2 Дидактические игры и упражнения 2 раза в день 5-10 минут
3 Индивидуальная работа Ежедневно 5-10 минут
4 Самостоятельная познавательная деятельность детей, в специально организованной развивающей среде. В соответствии с режимом и планом работы На усмотрение педагога
5 Игры-экспериментирование 4 раза в месяц 10-15 минут
6 Развлечения 1 раз в квартал 15-20 минут

Полностью текст работы представлен в Приложении.