Вводные задачи по теме "Определенный интеграл"

Разделы: Математика


Методы высшей математики (математический анализ, дифференциальные уравнения, векторный анализ, аналитическая геометрия) являются основным инструментом теоретических исследований в классическом и современном естествознании, экономике и других областях науки и практики. Поэтому знакомство с основами математического анализа является естественной составной частью среднего образования и обеспечивает непрерывность изучения математики при дальнейшей учебе в ВУЗе. Степень углубления в эту важную и трудную тему зависит от профильного уровня школы или класса.

Изучение основ математического анализа в классах физико-математического профиля содержит все необходимые этапы:

  • пределы числовых последовательностей и функций;
  • производная и её приложения;
  • первообразная;
  • определенный интеграл и его приложения;
  • простейшие дифференциальные уравнения.

Подробность изложения этих разделов зависит от количества часов по программе. При этом желательно опираться на графические, геометрические и физические аналогии, сохранив минимальное количество важных теорем. Такой подход соответствует истории развития математики и инициирующей роли практики  [1, 2, 3].

Возникновение и развитие интегрального исчисления связано с именами великих ученых:  Архимеда, Кавальери, Паскаля, Декарта, Ферма, Валлиса, Барроу, Ньютона, Лейбница и других основоположников математического анализа. Вычисление площадей криволинейных фигур с помощью разбиения их на бесконечно малые части приводит к трудоемкому процессу суммирования. Связь этого метода с первообразной привела к формуле Ньютона-Лейбница для определенного интеграла. Эту связь можно обнаружить на ранней стадии – при вычислении предела частичных сумм (определенного интеграла) до вывода формулы Ньютона – Лейбница. В приложении к данной статье даны задачи, которые полезно рассмотреть на уроках математики при изучении начал математического анализа. Приведенные задачи способствуют пониманию методов интегрального исчисления, раскрывают связь различных методов и демонстрируют практическую важность классической формулы Ньютона-Лейбница.

Литература:

  1. Зельдович Я.Б., Яглом И.М.  Высшая математика для начинающих физиков и техников. М., Наука, 1982.
  2. Даан-Дальмедико А., Пейффер П.  Пути и лабиринты. Очерки по истории математики. М., Мир, 1986.
  3. Глейзер Г.И.  История математики в школе. М., Просвещение, 1986.

Приложение