Интегрированный урок (математика + история) "Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • закрепить умения -

а) выполнять умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями;
б) решать задачи;

  • формировать у школьников интерес к русским народным традициям;
  • способствовать воспитанию любви к Родине, содействовать формированию интереса к историческому прошлому России и своего края.

В уроке принимают участие ученики, переодетые в скоморохов, Деда Мороза, Зиму, Лешего, Кикимору, Бабу – Ягу, Весну.

Ход урока

1. Объявление темы и цели урока

– Мы завершаем работу над интересной темой и на уроке будем решать примеры и задачи, в которых встречается умножение и деление с числами, оканчивающимися нулями. Какое время года сейчас? (Зима). Какие зимние месяцы вы знаете? Какой месяц зимы последний?. С давних времен на Руси в конце зимы целую неделю отмечался старинный славянский праздник проводов зимы – Масленица, во время которого пекутся блины и устраиваются веселые праздники. Это была Масленая или сытная неделя, которая предшествует Великому посту и разделяет в славянском календаре зиму и весну. Хотите сейчас отправиться на такой праздник? Нас уже зазывают на него.

1 скоморох.

Ой, вы, добры молодцы и красны девицы!
Спешите к нам,
Не проходите мимо,
Мы сегодня с вами
Провожаем зиму!

Рисунок 1 Рисунок 2

2 скоморох.

Подходи, честной народ,
Праздновать весны приход!
В игры можно поиграть,
Силу, ловкость показать.

– А мы, провожая зиму и встречая весну, покажем нашу силу в математике. Для того чтобы проводит зиму, мы должны открыть ворота снежной крепости, которые заперты на огромный замок.

Рисунок 3

2 скоморох. Дверь вы можете отпереть, коли разгадаете код.

2. Закрепление изученного материала

Учитель. На доске зашифровано слово, с помощью которого мы сможем открыть замок. Вычислив значения выражений, найдите в таблице необходимый ответ и сопоставьте его с соответствующей буквой, тогда у вас получится нужное слово.

120 • 200
3200 : 800
3620 • 100
27500 : 100
450 : 50
5400 : 900
1800 • 200
24000: 30
4200 : 600
4 6 7 9 275 800 24000 360000 36200
А Н А Е Л Ц М И С

В результате выполнения задания у учащихся получается слово МАСЛЕНИЦА.

Учитель. Попробуйте, подойдет ли к нашему замку это слово. Да, цепи с замком упали.

1 скоморох. Молодцы, справились с заданием. Код разгадан, замок сорван. Вы смогли отворить дверь.

В класс входят Дед Мороз и Зима.

Дед Мороз. Здравствуй, весь честной народ!

Зима. Спасибо, что пришли нас проводить!

Дед Мороз.

По озябшим городам
Уж спешит Весна – сестрица.
До её прихода нам
С вами надо бы проститься.

Зима.

Мы пока ещё в почете,
Пора подумать об отчёте.

Дед Мороз.

Ну что ж, начнём отчет.
О проделанной работе
Я всегда веду учет!
Попробуйте решить мои задачи.

Рисунок 3

Рисунок 4

Задача 1.

Город Белгород протянулся с востока на запад на 20 км, а с юга на север – на 15 км. Всю площадь, которую занимает город Белгород, Дед Мороз засыпал снегом. Вычислите площадь, засыпанную снегом. (300 км2)

Задача 2.

Река Северский Донец имеет ширину 20 м, а длину – до 100000 м. Вычислите площадь льда, которым покрыта эта река. (2000000 м2)

Учитель. Все твои задания, Дедушка Мороз, ребята выполнили.

Дед мороз. Молодцы, ребята! Теперь все в полном порядке, можно и Весну встречать.

Под звон бубенцов Леший и Кикимора ведут Бабу-Ягу, переодетую в Весну.

Рисунок 5 Рисунок 6 Рисунок 7

Баба-Яга. Тр-р! Приехали! Весну приглашали?

Дед Мороз. Приглашали. Да что-то я тут весну не вижу.

Баба-Яга. Ты что, дед, весну-раскрасавицу не признал? Приглашали? Встречайте, как положено!

Дед Мороз. Ну раз у тебя большое желание быть Весной – Красной и ты такая же смышленая, как она, реши три задачи.

Баба-Яга. Ну, это я мигом! Задавайте свои задачки!

Задача 1.

Ученики двух школ за всю зиму слепил 1200 снеговиков. Ученики одной школы слепили 2/3 всех снеговиков. Сколько снеговиков сделали ученики каждой школы?

Баба-Яга. Ой, да как же я это решу? Я не могу, вот если бы ребята помогли.

Дед Мороз. Ребята, помогите Весне-Красне справиться с заданием.

Задача 2.

Дед Мороз за 4ч намел сугробы высотой 210 см. За какое время он наметет сугробы высотой 210 см, если будет мести с той же скоростью?

Ученики помогают решить задачу.

Задача 3.

Девочки и мальчики на лыжах одновременно отправились навстречу друг другу. Девочки шли со скоростью 12 км/ч, а мальчики – со скоростью 18км/ч. Через сколько часов они встретятся, если от одного пункта выхода до другого 90 км?

Ученики помогают Бабе-Яге.

Учитель. А какими зимними видами спорта увлекаетесь вы? Дедушка Мороз, наши ребята тоже любят зимние забавы: и в снежки поиграть, и на санках и на лыжах покататься, да и в математике они сильны: помогли Весне решить три задачи.

2 скоморох. Ни одной задачи ты не решила без помощи ребят. Узнали мы тебя, ты – Баба-Яга, не быть тебе Весной-Красной!

Физкультминутка.

Дети танцуют с бабой-Ягой.

Зима.

Весна – и словом, и умом красна!
По земле она идет –
Все ликует, все цветет!

Входит Весна.

Рисунок 8

Весна. Спасибо, что меня с радостью встречаете, но Зимушку не обижаете. Сегодня еще день её правления. Так давайте её проводим с почестями.

1 скоморох.

Русскую зиму проводить нужно
По-старинному, весело и дружно
С пустыми руками от нас не уйдете.
Приз обязательно приобретете.

Проводы зимы всегда на Руси сопровождались играми. У нас особенно популярными были кулачный бой и перетягивание каната. Русские богатыри всем демонстрировали, какой силищей они обладают.

Разделимся на две команды по вариантам. Команда 1-го варианта называется Красный нос, 2-го – Синий нос.

Рисунок 9 Рисунок 10

Реши с проверкой

1-й вариант 2-й вариант
13 400 : 200
32 700 : 300
24 600 : 300
94 500 : 500

Учитель. В кулачном бою победит ученик, быстро и правильно справившиеся с заданием. А пока наши участники выполняют вычисления, мы поиграем по командам в игру перетягивание каната.

Ученики выполняют самостоятельно задание, записанное на доске. Учитель проверяет самостоятельную работу и объявляет победителя.

Учитель. Вот мы и поиграли в игры, которые были во времена Масленицы.

1 скоморох.

Слушайте, слушайте все!
По старинному, по русскому обычаю –
Зиму провожаем!
Зиму-масленицу сжигаем!

Учитель. В конце Масленичной недели (в воскресенье) катали по улицам “масленичную бабу” в виде чучела из соломы. У вас на партах лежит нарисованное чучело Масленицы. С обратной стороны – задание. Задания все разные, у каждого свое (по уровню сложности). Кто быстрее справится с заданием, тот быстрее и возьмет Масленицу в плен, а значит, и победит.

На карточках записаны уравнения.

1-й уровень. x • 50 = 2000
2-й уровень. y : 725 = 20 • 20
3-й уровень. (a – 125) : 350 = 640 + 1360

У нас сформировался отряд удальцов, которые пленили и победили Масленицу. А после того как над ней одержали победу, соломенное чучело всегда сжигали. Пришло время и нам сжечь её. И так же как и в старину, когда сжигали Масленицу, все дружно хором говорили:

А мы Масленицу прокатали,
Дорогую свою потеряли,
А мы в ямочку закопали,
А на лето мы раскопаем
И обратное раскидаем!

2 скоморох.

Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим всем: до свидания,
До счастливых, новых встреч!

3. Итог урока

Учитель. Закончился наш праздник “Масленица”, и мы говорим: “Прощай, Зимушка! Здравствуй, Весна-Красна!” Мы не заметили, что наш урок незаметно подошел к концу. Чему же мы научились на этом уроке? (Решать примеры и задачи с числами, оканчивающимися нулями). Все, кто отличился сегодня получат приз. Завершая наш урок, хочу спросить: какой сегодня день недели? (среда). Именно среда во время Масленицы называлась лакомкой, и в этот день ели блины, символизирующие солнце.

Вот румяные блины,
Во все стороны равны!
Что за праздник без блинов.
Налетай без всяких слов!

Рисунок 11

Приложение 1

Приложение 2 (рисунки)