Исторический комментарий при изучении морфологии в школе как средство привития учащимся познавательного интереса к урокам русского языка

Разделы: Русский язык


Тема "Исторический комментарий при изучении морфологии в школе как средство привития учащимся познавательного интереса к урокам русского языка" является актуальной сегодня, т.к. важнейшей задачей современной методики является активация мыслительной деятельности учащихся в учебном процессе и в период их самостоятельной работы над учебным материалом. Исторический комментарий (ИК) является одним из приемов развития у учащихся интереса на уроках русского языка, важность и необходимость которого подчеркивали еще А.А.Шахматов, Ф.Ф.Фортунатов, Ф.И.Буслаев и др.

Но противоречие возникает между необходимостью использования ИК фактов русского языка и неразработанностью практического материала по ИК; между требованиями к содержанию образования, изложенным в школьном стандарте, и тем практическим и теоретическим материалом, который находит место в традиционном учебнике по русскому языку.

А нередко мы сталкиваемся и с таким фактом, что любознательный ученик может поставить в затруднительное положение учителя, попросив указать происхождение того или иного слова, этимология которого не лежит на поверхности" (например, таких слов, как "полено, скамья, сутки"), или почему мы пишем так, а не иначе те или иные слова и откуда в произведениях XVIII-XIX вв. такие формы, например: "несть" (вместо "нести"), "пламень" (вместо "пламя"), "ушми" (вместо "ушами") и т.д. Известно также, что сведения по этимологии слов, приведенные попутно на уроках русского языка воспринимаются школьниками с большим интересом (N: в словах "конец" и "начало" исторически один корень). Следовательно, практическое использование ИК при изучении морфологии в школе - это один из способов развития у учащихся познавательного интереса.

Планируя учебную деятельность, прежде всего мы исходим из основ знаний психологии учащихся определенных возрастных категорий, которые в свою очередь связываем с возрастной педагогикой, т.е. с технологической стороной урока (методы, технологии, проблемы, ситуации). Наиболее пристальное внимание уделяется учителями подростковому периоду (11-15 лет), который считают переломным. В течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, связанный с перестройкой психических процессов, и потому требуются решительные изменения в формах взаимоотношений, организации деятельности, руководства со стороны взрослых, в частности учителей. Подростковый возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возраст. Сам процесс превращения ребенка во взрослого труден, т.к. связан с серьезной перестройкой психики и ломкой старых, сложившихся форм отношений с людьми, изменением условий жизни и деятельности. В самом деле, старые формы и методы объяснения нового материала постепенно становятся непригодными. Если школьник еще недавно слушал подробные объяснения учителя, то теперь подобная форма знакомства с новым материалом часто вызывает у ученика скуку, равнодушие, явно тяготит его.

Чтобы найти правильные приемы и средства обучения и воспитания подростков, надо хорошо знать своеобразие подросткового периода. С общим ростом сознательного отношения к действительности у подростков заметно усиливается сознательное отношение к учению. В своей учебной деятельности они постоянно переходят на новый, более высокий уровень, связанный с новым отношением к настоящим глубоким знаниям, которые приобретают личностный смысл. Это подтверждает и одно из доминирующих направлений этого возраста - формирование познавательной активности у учащегося, основой для чего в свою очередь служит формирование познавательного интереса. Интересы могут быть широкими и узкими, устойчивыми и неустойчивыми, часто меняющимися и неглубокими и поверхностными. На основе этих характеристик И.А.Павлов выделил несколько ступеней интереса: любопытство, которое характерно для начального периода обучения русскому языку; любознательность, которая является промежуточной ступенькой к следующему интересу - познавательному. Он характеризуется тем, что у школьников не только проблемные вопросы, но и стремление самостоятельно их решить. Первые признаки познавательного интереса проявляются уже в 5-6 классе, у учащихся начинает развиваться интерес к установлению причинно-следственных связей, временных, пространственных, что связано с определенным напряжением мысли и волевыми усилиями. Изучение основ наук, большая степень умственной зрелости подростка, расширение его кругозора, вовлекает его в сферу интересов все новые и новые области жизни и деятельности людей. Интересы у подростков более глубокие, содержательные и устойчивые, чем, например, у младших школьников. Большое значение имеет поддержание и развитие у учащихся познавательного интереса в этот период, когда начинают проявляться первые его признаки. Но большое значение имеет интерес у учащихся в плане развития внимания, так как умение учителя так организовать учебную деятельность, чтобы у подростка не было ни желания, ни возможности отвлечься на длительное время, способствует активной работе учащихся с увлечением и интересом. Причем интересное для подростка - это не всегда занимательное. Содержательные занятия с периодическим переключением с одного вида работы на другой, активная познавательная деятельность делает урок интересным для подростка, что само по себе способствует организации его внимания. Наравне с указанными особенностями следует обратить внимание на проявление способностей подростков, которые по настоящему начинают развиваться в этом возрасте, т.к. именно в это время возникают глубокие, действенные, устойчивые интересы, формируется сознательное активное отношение к окружающему, развивается творческое мышление.

Главная задача учителя - всемерно развивать уже появившиеся способности; создавать условия для активного формирования интересов и способностей школьников. Нельзя допускать скуки и однообразия на уроках. Толчком для заинтересованности может быть эмоциональное возбуждение ребенка, которое в свою очередь достигается с помощью стимула. И в качестве такого стимула выступает удивление, вызванное новизной материала, оригинальностью его подачи; потребность в эмоциональном удовлетворении от преодоления трудностей; эмоциональное оживление, вызванное сменой деятельности, переключением внимания с одного объекта на другой; получение эстетического наслаждения.

Рассмотрев психологические предпосылки развития у учащихся подросткового периода познавательного интереса, а также факторы, определяющие его развитие, мы с полной уверенностью можем сказать, что ИК является одним из стимулов познавательного интереса учащихся к урокам русского языка.

В школьном учебнике нет специального раздела этимологии, не уделяется должного внимания историческому объяснению того или иного наименования, произношения слов. Весьма полезно иногда прибегать к этимологическим справкам. Приведем пример этимологической справки, составленной по материалам словарей: слова "целовать" и "целый" первоначально были однокоренными. Слово "целый" означало "здоровый". Это значение сохранилось в словах "исцелить" (сделать здоровым), "целебный" (дающий здоровье), "уцелеть" (остаться невредимым, ср. выражение - "цел и невредим"). "Целоваться" первоначально "здороваться, желать здоровья". Лишь позже "целый" стало употребляться в современном значении, ср. - "целина, целиком, целостный".

Приведем еще пример значимости использования исторических сведений на уроках русского языка. Обычно в учебниках и методических пособиях рекомендуется правописание непроверяемых гласных запоминать. В случае затруднения рекомендуется обращаться к орфографическому словарю. Однако учителя знают, что не так просто запомнить правописание тех слов, которые не связаны четкими правилами, т.к. механическое запоминание не приносит ожидаемого эффекта. При изучении трудных в орфографическом отношении слов следует опираться не только на зрительно-графическую память, но по возможности привлекать сознательный момент, связанный с мотивированностью написания: например, при образовании кратких форм прилагательных встречаются случаи появления беглых гласных [о], [е] (т.е. чередование этих гласных с нулем звука): близкий - близок, робкий - робок.

Этимология как бы оживляет строение слова, может быть с успехом использована для повышения орфографической грамотности учащихся. Даже краткие этимологические справки способствуют усвоению значения слова, развитию мыслительной деятельности, расширению кругозора учащегося, так как история языка тесно связана с историей мысли, историей народа.

Учитывая методические требования, этимологическую работу в школе необходимо начинать с простейших примеров, с так называемых ближних этимологий, т.е. с таких случаев, когда образная структура слова не затемнена, а внутренняя форма слова прозрачна. Внутренняя форма является частым, наиболее простым и наглядным типом этимологии, поэтому первоначальную работу по этимологии удобно начинать с выяснения внутренней формы слова.

Например: стрелять - от "стрела"; первоначально означало метать в противника стрелы;

Черепаха, черепица, черенок - все эти слова ассоциируются с череном - "твердым покрытием".

Также популярен небольшой этимологический словарик школьника "Почему не иначе", составленный писателем Л.Успенским (1962г.)

В предисловии автор в популярной форме на ярких примерах излагает основы этимологии как науки о языке и разъясняет некоторые лингвистические термины, встречающиеся в словаре.

Для примера приведем словарную статью:

Авангард: Сравните два слова "авангард" и "арьергард". Оба они французские. "Гард" - по французски "стража", "охрана". "Аван" - значит "спереди", "до". "Арьер" - "назад", "сзади". У нас эти слова получили значение "передовые" и "тыловые" воинские части в походе.

Возможны и более сложные этимологии для старшеклассников. Такие этимологические справки можно найти во "взрослых" словарях ("Краткий этимологический словарь русского языка" Н.М.Шанского, В.В.Иванова и Т.В.Шанской под редакцией С.Г.Бархударова; "Этимологический словарь русского языка" Г.П.Цыганенко). Приведем пример более сложных этимологий из этих словарей.

* От сочетания "по месту" (по участку) образовалось слово "поместье" (имение), которое "взято из практики пожалования земель служилым людям на срок несения ими военных обязанностей".

От слова "поместье" образовалось слово "помещик" ("помещица"), хорошо известное учащимся из изучаемых ими художественных произведений. (см. "Этимологический словарь русского языка" Г.П.Цыганенко, с. 357-358).

Привлекая учащихся к кратким этимологическим экскурсам, необходимо объяснить им, что установить научную этимологию слов и выражений весьма сложно. Для этого необходимо знать не только факты современного русского языка, но и его историю, его фонетические и грамматические законы, надо изучить данные родственных языков, овладеть методом сравнительно-исторического языкознания. Необходимо также знать историю народа, который является творцом языка, т.к. история языка тесно связана с историей народа.

Для того, чтобы учащиеся заинтересовались этимологической работой, следует придать ей практическую направленность: она должна быть доступна ученикам с учетом возрастных особенностей и их языковой подготовки. "Не история слов, а история понятия выдвигается в школьной этимологии на первый план, - справедливо пишет И.В.Пронина. - Ученик с удовольствием познает мир реальных вещей, и этот интерес нужно использовать и на нем строить обучение орфографии вообще и правописанию трудных слов в частности".

Задача заключается в том, чтобы привлечь внимание учащихся к слову, к его строению доступным историческим экскурсом. Неоценимым помощником учителю при работе с историческими фактами является пособие для учителей В.В.Иванова, З.А.Потихи "Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе", главное внимание в котором уделено описанию причинной обусловленности исторических изменений языковых фактов.

Задания и упражнения, разработанные и успешно применяемые мною на практике, могут быть использованы на уроках русского языка, либо служить практическим материалом для внеклассной работы, либо быть наглядным примером для разработки учителями аналогичных заданий при изучении других тем.

(Приложение.)