Образ древних русских городов

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  • закрепить знания   характерных особенностей об  архитектурных сооружениях, их расположения в древних русских городах;
  • развивать навыки изображения древнерусских городов без предварительной прорисовки;
  • воспитывать интерес к изучению истории своей страны, любовь к Отчизне.

Оборудование: 

  • для учителя –  карта древнерусских городов, гербы, диск  «Сказка о царе Салтане, о сыне его великом и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-Лебедь », надписи городов, кроссворд, маркер, магниты, княжеская грамота на плакате,  музыкальное сопровождение; 
  • для детей – белая бумага, кисти, гуашь, салфетки, баночка для воды.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (приветствие, проверка рабочих мест)

II. Повторение изученного  на предыдущих уроках

– Мы продолжаем путешествие по древним русским городам. С помощью теста вы повторите особенности городов Русской земли. В тетрадях нужно написать цифры:

1 2   3 4   5  6  7 8  9 10
+ +  –  –  +  –  + +  –  +

1) Под  каждой цифрой ставьте  «+», если согласны;  «–», если не согласны с высказыванием.

1 – слово город произошло от слова «отгораживать».
2 – город-крепость чаще строился у реки.
3 – сторожевые башни строили для красоты.
4 – города строили из кирпича и бетона.
5 – большой собор строили на главной площади.
6 – купол собора похож на кокошник.
7 – Новгород – древний город.
8 – у каждого города свой характер.
9 – город располагался на равнине.
10 – у каждого города свой герб.

Взаимопроверка. Если неправильно написан знак нужно исправить на верный. Оценки: 0 – «5»; 2 – «4»; 4 – «3».

2) У каждого города свой герб. Предлагаю определить город для изображённого герба. Дети располагают названия городов под гербами.

III. Новый материал

1) Теперь побудете шифровальщиками. В предложенном кроссворде по вертикале скрыто слово, разгадав кроссворд,  прочтёте слово.

– крыша храма  (купол);
– слово, которое произошло от слова «отгораживать» (город);
– древнерусский город на холме, обнесённый частоколом со сторожевыми башнями (крепость);
– на гербе этого города изображён лев (Владимир);
– возвышенность, на которой строили город (холм);
– древнее название нашей страны (Русь).

Получилось слово – кремль. 
Вам дано было задание  найти значение слово «кремль». Дети читают свои записи.

Кремль – центральная укреплённая часть древнерусского города, обычно расположенная на высоком месте, обнесённая стеной с башнями.
До 14 века название «кремль» не употреблялось, применялся термин «детинец». В кремле традиционно размещалась резиденция князя и его дружины, храмы, дворы бояр. Существует Московский кремль, Новгородский. А в Барнауле есть кремль? Почему?

2) У каждого художника свой образ древнерусского города. В сказке А. С. Пушкина князь Гвидон видит такой город:

«… Вот открыл царевич очи;
Отрясая грёзы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей…
Мать и сын идут ко граду.
Лишь ступили за ограду,
Оглушительный трезвон
Поднялся со всех сторон…»

Во время прочтения отрывка учащиеся рассматривают эпизод мультфильма «Алёша Попович и Тугарин Змей», с изображением города Владимира.

IV. Практическая работа

Задание: изобразить образ древнерусского города по представлению.

Моё представление города на доске.
Работу начинаете сразу кистью, сначала изображаете плоскость.

Звучит классическая музыка.

V. Выставка работ

– Когда решите, что работа завершена, вывешиваете на доску. Смотрите, если нужно что-то дополнить можно взять и доработать.

VI. Итог

Просмотр работ. Оценивание.

– Чем занимались на уроке? Что нового узнали? Понравился урок?