Оксиды серы (IV и VI). Серная кислота и ее соли

Разделы: Химия


Оборудование и реактивы: компьютеры, экран, видеоматериалы, периодическая система ДИ. Менделеева, дополнительная литература (справочники, словари, брошюры, журналы по химии), инструктивные карты для работы групп, лабораторное оборудование - раствор серной кислоты, сульфаты, нитрат бария, лакмус, сульфат натрия, древесные опилки, кусочки ткани, разбавленная серная кислота, сульфид натри, раствор нитрата серебра, пробирки.

Тип урока: урок - проект.

Цели:

  • образовательные: расширение знаний обучающихся по теме "Неметаллы", усвоение знаний о важнейших соединениях серы (оксидов серы (IV и VI), сероводородной, сернистой, и серной кислот и их солей); уметь составлять качественные реакции на сульфат - ионы, сульфид - ионы. Учить обучающихся применять полученные знания и умения на практике;
  • воспитательные: воспитывать самостоятельность, трудолюбие, творческое отношение к учёбе, экологической культуре, воспитывать уверенность в себе, умения работать в группе, повышение своей самооценки;
  • развивающые: развитие логического мышления, творческие навыки, навыки работы с дополнительной литературой, компьютером, навыки работы в Интернете, навыки ориентации в изобилии информации, экспериментальных исследований, навыки создания мультимедийной информации.

Ход урока

I. Организационный момент (2 мин.)

II. Вступительное слово учителя (10 мин.)

Учитель: тема сегодняшнего урока "Соединения серы (IV и VI). Серная кислота и её соли"

Сегодня на уроке мы должны изучить основные соединения серы. Изучать эту тему мы будем в рамках проекта. Цели нашего проекта:

  • изучить особенности строение оксидов серы (IV и VI), сероводорода, сернистой и серной кислот;
  • изучить распространения соединений серы в природе, их роль в природе и жизни человека;
  • изучить физические и химические свойства основных соединений серы;
  • изучить медико-биологическое значение соединений серы;
  • узнать о способах получения, применение основных соединений серы;
  • создать мультимедийное пособие и презентовать наш проект.

III. Этапы работы над проектом

А. Формирование групп обучающихся

Группы составляются с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.

7 групп:

1 группа - теоретики

2 группа - практики

3 группа - физики

4 группа - химики

5 группа - медики - биологи

6 группа - экспериментаторы

7 группа - Web-дизайнеры

Каждая группа получает инструктивную карту, на которой напечатан план изучения области темы. Учитель предлагает определить в группе лидера, записать на карте состав всей группы и приступить к работе над проектом.

Инструктивные карты

Теоретики.

Цель: изучить строение сероводорода, оксида серы (IV и VI), серной кислоты.

Молекулярная, структурная и электронная формулы сероводорода, оксида серы (IV и VI), серной кислоты.

Определите типы химической связи в молекулах.

Почему концентрированную серную кислоту можно перевозить в железных и алюминиевых цистернах.

Приведите примеры двух видов солей: гидросульфиды и сульфидов, в чём состоит различие?

Практики.

Цель: изучить нахождение соединений серы в природе, получение сероводорода, оксидов серы (IV и VI), серной кислоты, их применение в промышленности и значение в природе.

В каком виде (свободном или связанном) встречаются соединения серы в природе?

Назовите важнейшие природные соединения серы и их применение в промышленности.

Как получают сероводород, оксиды серы (IV и VI).

Производство серной кислоты.

Применение в промышленности.

Физики.

Цель: изучить физические свойства сероводорода, оксида серы (IV и VI), серной кислоты, по плану

1. Агрегатное состояние веществ в обычных условиях

2. Цвет

3. Запах

4. Температура плавления и кипения

5. Выяснить, почему концентрированную серную кислоту применяют для осушки газов? Что такое олеум?

6. Правила разбавления концентрированной серной кислоты.

Химики.

Цель: изучить химические свойства соединений серы: оксидов серы (IV и VI), сероводорода, серной кислоты. Привести примеры химических реакций.

Сероводород: химические свойства сероводородной кислоты (привести примеры: диссоциации кислоты, химические реакциии, взаимодействия с кислородом, в избытке и охлаждении).

Химические свойства оксидов серы (IV и VI).

Химические свойства серной кислоты. Взаимодействие концентрированной и разбавленной кислот с металлами.

(Составьте химические уравнения реакций)

Медики-биологи.

Цель: изучить медико-биологическое значение соединений серы.

В чём заключается опасность сероводорода для организма человека?

Каково лечебное значение сероводорода?

Опасность для живых организмов оксидов серы (IV и VI)

Кислотные дожди, их влияние на окружающую среду.

Разработайте рекомендации по правильному питанию и здоровому образу жизни.

Экспериментаторы.

1. Теоретическая часть:

Изучите химические свойства серной кислоты.

2. Практическая часть:

ПЕРЕД ВАМИ 4 ПРОБИРКИ СРАСТВОРОМ СЕРНОЙ КИСЛОТЫ.

В пробирку №1 пометите 1-2 гранулы цинка и прилейте 1 мл разбавленной серной кислоты. Что наблюдаете. Составьте уравнения реакции.

В пробирку № 2 добавьте лакмус, что наблюдаете? Зафиксируйте результаты эксперимента. Сделайте вывод.

В пробирку №3 поместите опилки, что наблюдаете? Зафиксируйте результаты эксперимента. Сделайте вывод.

В пробирки с раствором соли серной кислоты добавьте раствор нитрата бария, что наблюдаете.

В пробирку с раствором сульфида натрия добавьте раствор соли серебра. Что наблюдаете, Объясните данное наблюдение.

Web-дизайнеры.

Цель: составить презентации из материалов, подобранных группами учащихся.

1. Создать заготовки слайдов для слайд-лекции. Указать название слайдов:

А) "Состав, строение оксидов серы (IV и VI), серной кислоты".

Б) "Соединения серы в природе. Нахождение. Получение. Применение"

В) "Физические свойства соединений серы".

Г) "Химические свойства соединений серы"

Д) "Медико-биологическое значение соединений серы".

2. Найти в Интернете картинки, фотографии, рисунки по изучаемой теме.

3. Собрать в рабочих группах информацию для слайдов и создать презентацию.

4. Сопровождать защиту проекта соответствующими слайдами.

Б. Поиск информации (25 минут)

Учащимся предлагается найти ответы на вопросы, указанные в инструктивной карте.

Поиск информации в интернете, дополнительной литературе, учебниках.

В. Обработка информации (10 минут)

Учащиеся в группах готовят выступление - защиту проекта, определяют человека, который будет выступать. В это время web-дизайнеры верстают слайдовую презентацию.

Г. Защита проекта.

Представители каждой группы презентуют свою работу, рассказывают о своих достижениях. Время каждого выступления - около 3-5 минут. Всего защита длится около 25 минут.

IV. Рефлексия.

Учитель: Ребята, вы проделали глобальную работу. Какое у вас настроение? Какое открытие вы сегодня совершили сами для себя? Оцените самостоятельно свою работу в оценочных листах. Каждому из вас я так же поставлю за сегодняшний урок оценку.

Общий итог урока.

Учитель: Ребята, как вы считаете, достигли ли мы поставленных нами целей? Дома вы можете проверить, насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока.

Домашнее задание: изучить  23, записи в тетрадях, на "5" решить - упр. 3, 5, на "4" упр. 8, на "3" упр. 4 на стр. 142.

Литература:

  1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. М.: Изд-во "АСТ - ПРЕСС", 1999
  2. Гроссе Э.. Химия для любознательных. Ленинград, 1995 г.
  3. CD/ издательство "Учитель" компакт-диск -2009 г.
  4. Новый справочник по химии. М.,"большая медведица", 1999г.
  5. Мультимедийное приложение к УМК "Химия" 9 класс. Электронное учебное издание. Дрофа.
  6. Энциклопедический словарь юного химика., М., Педагогика, 2005 г
  7. http://schoolchemistry.by.ru/katalog/sernayakislota.htm

Приложение.