Художественное конструирование "Купола России"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели и задачи: Познакомить детей с образцами древнерусской архитектуры, пробудить интерес и любовь к отечественной истории и культуре, научить детей работать с формой и цветом в технике бумагопластике, умело пользоваться резаком при работе с бумагой.

Оборудование. Фотографии храма Василия Блаженного и куполов церквей городов Углич, Владимир и другие. Купола должны быть различной формы (шлемовидный, луковичные) и различными узорами.

Материалы: Затонированые и склеенные 2 листа ватмана формата А1, шаблоны куполов и узоров различной величины, листы формата А3, гуашь, кисти, линейка, карандаш, резак, клей ПВА.

Занятие рассчитано на два академических часа.

План первого часа.

1. Организационная часть – 1–2 мин.
2. Объяснение материала. Инструктаж по выполнению практического задания – 15 мин.
3. Практическая работа. Индивидуальные консультации – 20 мин.
4. Анализ работы – 5–7 мин.

План второго часа.

1. Организационная часть – 1–2 мин.
2. Повторение материала – 5 мин.
3. Практическая работа. Индивидуальные консультации – 35 мин.
4. Просмотр детских работ в коллективном панно – 5–7 мин.

Ход урока

1. Организационная часть

Приветствие, подготовка учащихся к занятию.

2. Объяснение материала. Инструктаж по выполнению практического задания

Педагог: Ребята, вы все, наверное, обращали внимание на прекрасные старинные русские церкви, которые до сих пор украшают собой города и деревни. Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т. д.

У этих церквей есть своя голова, она называется – Купол (педагог обращает внимание детей на фото с изображением различных русских церквей с различными формами куполов). Многообразие форм в русском зодчестве отражается в количестве куполов, венчающих храмы. Это количество куполов – символично. Одна глава символизирует Единого Бога, три купола – Святую Троицу, пять куполов – Христос и четыре евангелиста, семь глав – семь таинств Церкви, девять куполов – по числу ангельских чинов, тринадцать – Христос и двенадцать апостолов. Число глав может доходить до тридцати трех – по числу лет земной жизни Спасителя.

Посмотрите внимательно: форма куполов бывает разные, одни напоминают форму репчатого лука, другие шлем воина. Они так и называются шлемовидный, луковичный. Глава – это декоративное завершение церковных построек, над которым возвышается крест. Посмотрите, главы бывают просто золотые, голубые, зеленые, но иногда мастера изображали на них очень красивые узоры. Например, есть купола синие с золотыми звездами, есть купола в клеточку и рисунком, напоминающим чешую рыбы. Очень нарядными купола сделаны мастерами в храме Василия Блаженного на Красной площади в Москве (обратить внимание детей на фото). Посмотрите, какой он нарядный, красивый сказочный. Замысловатая форма и яркая раскраска главы на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима. Цвет купола также важен в символике храма. Золото – символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый – цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными главами.

Сегодня мы с вами выполним коллективное панно “Купола России” в технике бумагопластики при помощи резака:

Эскиз коллективной работы

  1. Окрасим листы в зеленый, оранжевый, голубой, коричневый, желтый цвета.
  2. Обведите шаблоны куполов различной величины на выбранном вами цветном листе. Вырежьте.

    3. Практическая работа. Индивидуальные консультации

    Во время самостоятельной работы педагог обходит детей, оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения, проверяет объем выполненной работы, правильность приемов и этапов ее ведения.

    4. Анализ работы

    Сегодня мы с вами, ребята, сделали первый шаг в работе над декоративным панно. Полученные силуэты куполов нам понадобятся на следующем занятии для их украшения в технике бумагопластики.

    Ход занятия

    1. Организационная часть

    Приветствие, подготовка учащихся к занятию.

    2. Объяснение материала. Инструктаж по выполнению практического задания

    Педагог: Ребята, на прошлом занятии мы говорили о Русском храме. Что является головой храма?

    Дети: Головой храма является купол.

    Педагог: Какие храмы вы знаете? Какие узоры встречаются на куполах церквей?

    Дети: Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т. д.

    – Главы бывают просто золотые, голубые, зеленые, но иногда мастера изображали на них очень красивые узоры. Например, есть купола синие с золотыми звездами, есть купола в клеточку и рисунком, напоминающим чешую рыбы.

    Педагог: На прошлом занятии мы сделали заготовки – силуэты куполов. Сегодня мы украсим их узором в технике бумагопластики.

    В нашей работе мы будем использовать узоры: зигзаг, волна, дуга, звезда.

    На цветном листе бумаги выполните узор и по схеме при помощи резака проведите ребра женскости. Затем объемные полоски приклеиваем на силуэт купола.

    1. Зигзаг
    2. Волна
    3. Дуга
    4. Звезда

3. Практическая работа. Индивидуальные консультации

Во время самостоятельной работы педагог обходит детей, оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения, проверяет объем выполненной работы, правильность приемов и этапов ее ведения.

4. Просмотр детских работ в коллективном панно