Озера, болота, подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


Цель: дать представление о размещении, особенностях, происхождении и значении озер, болот, подземных вод, ледников, многолетней мерзлоты.

Задачи:

  • Образовательные: изучить особенности размещения и происхождения озер, болот, ледников, подземных вод, многолетней мерзлоты.
  • Развивающие: продолжить формирование навыков работы с картой
  • Воспитательные: расширить общий кругозор, воспитать интерес к предмету.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-экскурсия

Оборудование: физическая карта России, атлас, учебник, компьютер, медиапроектор.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы, цели и плана работы на уроке

План урока (на доске):

  1. Озера. Размещение и происхождение.
  2. Болота. Размещение и происхождение.
  3. Подземные воды. Их роль в ПК и хозяйственной жизни человека.
  4. Ледники. Размещение по территории России.
  5. Многолетняя мерзлота. Влияние на хозяйственную жизнь людей.

Вступительное слово учителя: Сегодня на уроке мы знакомимся с остальными видами внутренних вод России. Вначале речь пойдет об озерах. Вспомните из курса 6 класса определение понятия “озеро”. (Озеро – замкнутая котловина в земной коре, заполненная водой, имеющая замедленный водообмен.)

Учитель: Как можно сгруппировать все известные озера?

Ученики: а) по составу: пресные и соленые

Учитель: Как на картах обозначены соленые озера?

Ученики: сиреневым цветом.

Учитель: Самые крупные соленые озера России – Каспийское море-озеро, Баскунчак, Эльтон.

Приложение 1

Ученики: б) по характеру водообмена: сточные и бессточные. Сточные: Байкал, Ладожское, Онежское; бессточные: Эльтон, Баскунчак, Каспийское.

Учитель: Рассмотрим размещение озер по территории нашей страны. (работа учеников с физической картой атласа сопровождается рассказом учителя).

Учитель: Перечислите типы озерных котловин. Рассмотрим таблицу.

Происхождение озерных котловин Озеро Географическое положение
Тектоническое Байкал Горные районы юга Сибири
Вулканическое Курильское Курильские острова
Термокарстовое Неджели Республика Саха (Якутия)
Ледниковое Ладожское, Онежское Северо-запад европейской части России
Искусственное Рыбинское, Камское, Новосибирское На крупных реках: Волга, Кама, Обь

Учитель: найдите названные в таблице озера на карте.

Учитель: В одних районах озер очень много, в других их почти нет. Условия образования озер определяются многими причинами: количество осадков, избыточным увлажнением, наличием котловины, близким залеганием грунтовых вод. Таким образом, можно выделить три главные причины, влияющие на размещение озер:

1) Климат (К>1),
2) Геологическое строение (разломы, впадины),
3) Близость грунтовых вод.

В последнее время человек становится все более мощной силой, влияющей на природу, в том числе и на озера.(сообщение ученика о искусственных водохранилищах)

Учитель: Болота вы изучите самостоятельно, по учебнику. Составьте конспект по пунктам плана, написанным на доске.

Болота (план на доске)

  1. Площадь болот в России.
  2. Наиболее заболоченные районы страны.
  3. Причины образования болот.
  4. Значение болот.

– Как вы думаете, какие причины способствовали образованию большого количества болот в Западной Сибири? (Достаточное количество осадков, их небольшое испарение, плоский рельеф, затрудняющий сток.)

Подземные воды.

Учитель: Подземные воды – воды, находящиеся в земной коре. Они бывают: грунтовые и межпластовые. Причины, по которым подземные воды лучше по качеству, чем другие воды суши:

  1. Вода, просачиваясь через почву и горные породы, частично очищается;
  2. Подземные воды защищены верхними пластами пород от загрязняющих веществ атмосферы и поверхностного стока. Минерализованные подземные воды содержат растворимые соли и используются в лечебных целях.

Многолетняя мерзлота.

Учитель: Многолетняя мерзлота – породы верхней части земной коры, постоянно пребывающие в замерзшем состоянии и оттаивающие летом только с поверхности. В России многолетняя мерзлота занимает 2/3 территории. Рис. 1

Задание: определите по картам атласа местоположение многолетней мерзлоты. Выпишите в тетрадь влияние многолетней мерзлоты на компоненты природы и хозяйственную деятельность человека:

Не позволяет корням растений глубоко проникать вглубь,

  1. Заболоченность территории,
  2. Замедляет почвообразование,
  3. Осложняет строительство,
  4. Осложняет ведение сельского хозяйства,
  5. Cлужит “естественным холодильником”.

Ледники.

Учитель: Ледники – это естественное скопление льда, образовавшегося из атмосферных осадков и обладающего способностью двигаться. Ледники бывают горные и покровные. Горные ледники занимают площадь 3,5 тыс. км.кв. (Кавказ, Северный Урал, Алтай, Камчатка). Они питают реки, изменяют рельеф. Покровные ледники занимают площадь 56 тыс. км.кв. Это острова Российского сектора Арктики. Они хранят в себе огромные запасы пресной воды.

3. Закрепление

Беседа по вопросам:

  1. Назовите типы озерных котловин по их происхождению.
  2. Назовите причины образования болот.
  3. Чем грунтовые воды отличаются от межпластовых?
  4. Каких ледников больше в России: горных или покровных?
  5. Какие причины образования многолетней мерзлоты вы можете назвать?

Приложение 2

4. Домашнее задание

§ 24. Ответы на вопросы после §. Подготовить 5 вопросов по пройденной теме.