Урок по русскому языку. 4-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 4


Цели:

  • Обобщить и закрепить знания учащихся об изменении существительных по вопросам (СКЛОНЕНИЕ)
  • Упражнять в определении падежей.
  • Повторять изученные орфограммы в корне слов.
  • Углублять знания детей о городе С-Петербург.
  • Воспитывать чувство гордости и любви к родному городу.

Ход урока

1.Орг.момент.

Сегодня на уроке мы будем закреплять знания об изменении существительных по падежам, упражняться в их правильном определении, а также повторим изученные орфограммы в корне слов.

Урок у нас необычный. А в чем его необычность вы поймете чуть позже.

2. Как всегда урок русского языка начинаем с чистописания.

Презентация.

(слайд) Нн Нн ннн Не

Невский Санкт-Петербург.

- Какие орфограммы встретились в чистописании?

  • Подберите однокоренные слова к слову-Невский.
  • О чем говорит цифра 2 над словом?
  • Разберите слово Невский по составу.

- Невский проспект начинается с набережной реки Невы.

(слайд) На экране схема течения реки Невы. Составьте 2 предложения о реке Неве.

Нева течет из Ладожского озера. Она впадает в Финский залив. Найдите грамматические основы предложений.

- Кто догадался, с чем будет связана тема урока?

- А как связана история города с русским языком?

Верно! Только грамотный человек может многое рассказать освоем городе, и, конечно, грамотный человек может интересно написать рассказ об этом удивительном городе.

- На уроках истории С-Петербурга с нами путешествуют городовики – Марина и Петр. (слайд) Сегодня они хотят проверить на сколько вы достойны называться настоящими петербуржцами.

3. Словарная работа.

- Городовики приготовили задание-текст с пропусками.

(слайд)

Где разл..вается (Н,н)Ева
На реки, реч.ки- рукава,
Где ..стро..ки и ..строва
Толпятся у залива,
Где топь, б..лотная тр..ва,
Где в дымке моря с..нева
Там (П,п)етр Великий осн..вал ст..лицу всем на диво.

- Задание следующее: спишите, вставляя пропущенные буквы, устно подберите проверочные или докажите орфограмму.

(проверка на слайде)

Итог: Кто справился с заданием без ошибок? Молодцы!

Кто нашел и исправил ошибки? Хорошо!

(слайд На экране  Город Санкт-Петербург)

4. Работа по теме урока.

- С этим заданием вы справились. Но у городовиков есть еще задание.

(слайд) Узнайте по фотографиям эти исторические места. Названия этих мест встретятся в следующем задание.

Хорошо! На экране даны словосочетания со скобками. Запишите их раскрывая скобки и определяя падеж существительных.

Прекрасен вид (Зимний дворец). По широкому (Невский проспект). Подъезжая к (Медный всадник). Рядом с (Летний сад).Знаменитый памятник. Стоит на (река Нева).

(пишут в тетрадях – проверка на экране, падежи показывают сигнальными карточками)

Итог: кто допустил 1 ошибку? 2 ошибки? Будьте внимательнее!

Физ.пауза.

Городовики приготовили для вас игру. Если вы слышите названия рек С-Петербурга то, руки отводим в стороны –будто плывем. Если слышим названия исторических мест - руки поднимаем вверх. А если этого места совсем нет в городе- присели.

Фонтанка, Пассаж, Красная площадь, Невка, Мойка, Эрмитаж, Аврора, Кремль, Адмиралтейство.

- Марина и Петр приготовили стихотворение об одном изумительно красивом месте нашего города. Но оно вдруг рассыпалось. Вам нужно восстановить текст.

(слайд)

Дорожки чинно вас ведут
Вдоль мраморных богов.
В тенистом чудном уголке
Сидит поэт Крылов.

- О каком уголке С- Петербурга эти строки?

(слайд – Летний сад, памятник поэту)

Молодцы! А вот и задание- напишите стихотворение по памяти. Но прежде определим сколько здесь предложений. Прочитайте 1, прочитайте 2. Повторим орфограммы .Читаем про себя, повторяем, пишем.

(проверка письма по памяти.)

- Наши городовики приготовили еще задание.

(слайд)

На берегу реки Невы находится Летний сад. В центре сада стоит памятник Ивану Андреевичу Крылову. Пьедестал памятника украшают барельефы известных героев басен. Горожане и гости города любят приходить в этот сад.

(объяснить значения слов - пьедестал, барельефы в толковом словаре.)

- Списать текст. Определить падежи существительных. (проверка сигнальными карточками.)

- Почему в 1-м предложении слово -сад в И.п., а в последнем слово - сад в В.п.?

- Как отличить И.п. от В.п.? Прочитаем точный ответ на с.70 учебника.

Итог урока.

  • Что повторяли на уроке?
  • Что понравилось?
  • Что вызвало затруднения?

Спасибо вам за работу. Вы (слайд) - МОЛОДЦЫ!

Марина и Петр тоже рады вашим успехам и просят вас и дальше любить , узнавать свой город и, конечно, стараться быть грамотными. Ведь настоящих петербуржцев узнают во всех городах и странах земного шара.

А мне хотелось бы закончить урок следующими строками:

С тех пор промчалось много лет…..
Хоть прошлого тускнеет след,
Но все ж история жива
И в камне и в реке;
История живет в словах
Осталась в языке.
Е. Ефимовская.

Д/з. У. 150. А для тех кто хочет получить дополнительную хорошую оценку - творческое задание - напишите мини-сочинение о своем любимом месте нашего города.

Урок закончен.