Урок по математике УМК "Планета знаний". Тема: "Углы"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

образовательные:

  • познакомить с видами углов (прямым, острым, тупым);
  • способствовать формированию умения чертить прямой угол с помощью угольника, различать виды углов;
  • закреплять знания о построении натурального ряда чисел; навыки счёта в изученном концентре;

развивающие:

  • способствовать формированию у детей функциональной грамотности: умения выстраивать диалог, работать на основе сотрудничества, координировать свои действия с действиями других людей;
  • способствовать развитию мышления, творческих способностей и коммуникативных навыков при осуществлении проектной деятельности;
  • воспитательные:
  • способствовать формированию личностного смысла учения;
  • в целях решения задач нравственного воспитания содействовать воспитанию коллективизма, наблюдательности и любознательности, развитию познавательной активности, формированию навыков самостоятельной работы;
  • способствовать воспитанию интереса к научной деятельности; трудолюбия; уважения к учёным-исследователям.

Оборудование

учителя:

учащихся:

проектор учебник “Математика” М.И.Башмаков, М.Г. Нефёдова
презентация PowerPoint раздаточный материал (геометрические фигуры)
ноутбук проволока, лист бумаги, чертёжные угольники
демонстрационный угольник сигнальные линейки

ХОД УРОКА

1.Организация учащихся.

Сегодня у нас на уроке математики гости. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь.

– Создадим хорошее дружелюбное настроение.
– Улыбнитесь друг другу, садитесь.

2. Актуализация знаний.

(На этом этапе осуществляется также подведение детей к самостоятельному формулированию темы урока.)

– Ребята! Сегодня у нас урок – исследование.

– А что такое исследование?

Из своих наблюдений доказать, сделать выводы, “идти по следу”.

– Итак, мы, как настоящие учёные-математики должны заняться научной деятельностью и в конце урока сделать выводы, открытия по нашей теме.

  1. Работа с отрезком натурального ряда чисел.

– За работу! Первый этап исследования “Разминка для ума”

<Слайд 1>

<Слайд 2>

Как называется эта линия?

Числовой луч.

– В чём особенность этого луча?

Разделён на равные отрезки, которые пронумерованы.

– Какие числа представлены на луче? Чётные.

– Какие пропущены? Нечётные.

– Назовите их.

– Какие вопросы друг другу вы хотели бы задать, глядя на числовой луч?

(Правильность ответа проверяют сигнальными линейками)

Дети самостоятельно задают друг другу вопросы, направленные на усвоение представлений о построении ряда натуральных чисел, на сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20.

– Мы работали с числовым лучом, а теперь вспомним названия этих линий.

<Слайд 3>

– Как называется первая линия?

– Что такое прямая линия?

– Как называется вторая линия?

– Что такое луч?

– Что такое отрезок?

– “Разминка для ума” продолжается.

2) Работа с раздаточным геометрическим материалом в парах.

– Возьмите геометрические фигуры.

– Какая фигура лишняя? Круг.

– Назовите остальные фигуры.

– Что общего в названиях этих фигур? В их название входит слово “угол”.

– Почему первая часть названий разная? Название фигуры зависит от количества углов.

– Угол важная фигура. Многим фигурам он помог дать имя. Назовите фигуры.

<Слайд 4>

3) Формулирование темы.

– Что общего во всех этих фигурах? Все они имеют углы.

Сформулируйте тему урока. Углы.

Чтобы узнать, правильно ли вы сформулировали тему урока, решим кроссворд.

<Слайд 5>

– Итак, действительно, тема нашего урока “Углы”.

Откройте учебники по закладке. Прочитайте стихотворение Когана из №1. На уроке мы познакомимся с разными видами углов, их свойствами, научимся их обозначать буквами.

-Прежде чем перейти к следующему этапу нашего исследования, отдохнём.

Физминутка

Встаньте дружно из-за парт
И скорее стройтесь в ряд!
Повернитесь вправо, влево,
Наконец, – присядьте смело! Поработаем ногами,
Раз, два, три!
Поработаем руками!
Раз, два, три!
Улыбнёмся: день хороший,
И похлопаем в ладоши.

3. Сообщения детей об углах.

– Следующий этап исследования “Узнай из книг”

<Слайд 6>

Давайте послушаем, что узнали наши исследователи дома о том, где встречаются углы.

– Выходите к доске и представьте свои мини-проекты.

Красный угол – Марюнина М., картины – Рязанова М., бытовые приборы – Фак А., архитектура – Купцов П.

– Молодцы! Славно потрудились.

– Да, углы окружают нас повсюду.

<Слайд 7>

– Посмотрите на рисунки: уголок соединительный для труб и уголок канцелярский для бумаг; угольник плотника и угольник чертёжный; угловой стол и угловой диван.

– А теперь выполним №2 с. 7

4. Открытие нового знания.

<Слайд 8>

– Следующий этап исследования “Практическая работа”.

1. Определение угла.

– Откройте тетради. Запишите число.

– На листе тетради отметьте точку и обозначьте её буквой А. Проведите из точки А два луча. На сколько частей лучи разделили плоскость? Меньшую часть заштрихуйте цветным карандашом. Какую фигуру вы заштриховали? (Угол).

– Попробуйте сформулировать, что такое угол.

<Слайд 9>

(Учитель комментирует флэш-ролик “Обозначение углов”).

– Точка О – вершина угла. Угол можно назвать одной буквой, записанной около его вершины. Угол О. Но может быть несколько углов, имеющих одну вершину. Как быть тогда?

– В таких случаях если называть разные углы одной буквой, то будет непонятно, о каком угле идёт речь. Что этого не произошло, каждую сторону угла можно обозначить буквой,, при этом всегда в середине записывают букву, обозначающую вершину угла. Угол АОВ. Лучи АО и ОВ – стороны угла.

2. Практическая работа. Построение модели прямого угла.

<Слайд 10>

– Углы бывают разные, но сначала мы познакомимся с самым главным углом. Возьмите лист бумаги. Сложите лист пополам, а потом ещё раз пополам. Обведите линии сгиба карандашом. На сколько частей прямые линии разделили плоскость? (На четыре).

– Сколько углов получилось? (Четыре).

– Это особенные углы. Может быть, кто-то знает название этих углов? (Эти углы прямые).

– На пересечении линий сгиба поставьте точку. Обозначьте один прямой угол буквами. Заштрихуйте цветным карандашом его внутреннюю часть.

– Не всегда удобно определять прямой угол на глаз. Для этого используют линейку-угольник. Чтобы определить прямой угол или нет угла, нужно совместить вершину и одну сторону угла с вершиной и стороной прямого угла на линейке-угольнике.

<Слайд 11>

– Какой же угол из трёх предложенных прямой? (Нижний; сиреневый).

– Почему вы так решили? (Вершина и стороны угла совпали с прямым углом на линейке-угольнике).

– С помощью угольника удобно не только определять прямые углы, но главное – строить их. Построим прямой угол, каждый сам назовёт его одной или тремя буквами. (Учитель на доске, а дети в тетрадях строят прямой угол. Выполняется взаимопроверка. (Результат показывают сигнальными линейками)

– Итак, я вижу, что вы успешно справились с заданием. Дома вы потренируетесь в нахождении прямых углов и выполните №3.

Практическая работа продолжается.

– Возьмите проволоку. Пользуясь угольником, согните модель прямого угла. Теперь ребята 1 варианта сделают модель угла, который меньше прямого, а ребята 2 варианта – модель угла, который больше прямого.

– Какой вывод мы можем сделать? Помимо прямого существуют и другие виды углов.

<Слайд 12>

– Каждый из углов имеет своё название. Острый угол – это угол, который меньше прямого. Тупой угол – это угол, который больше прямого.

– Рассмотрите рисунки. Какое правило работы важно помнить, при определении вида угла с помощью линейки-угольника? (Нужно совмещать вершину и одну сторону угла с вершиной и стороной прямого угла на линейке-угольнике).

Практическая работа подошла к концу. Отдохнём.

Физминутка.

Встаньте. При помощи рук покажите прямой угол, тупой, острый. Поменяйте руки. Теперь покажите острый, прямой, тупой.

5. Исследование продолжается. Следующий этап “Закрепление и обобщение знаний”

<Слайд 13>

Работа в тетради.

– Начертите в тетради острый и тупой угол, подпишите их.

– Чем похожи и чем различаются эти углы? (Похожи: есть вершина, две стороны. Различаются: один больше, другой меньше прямого угла; разные названия).

– С помощью линейки-угольника проверьте работу друг друга в парах. Определить угол сначала “на глаз”, потом проверить с помощью угольника. Чтобы определить вид угла, надо совместить его вершину и сторону соответственно с вершиной и стороной прямого угла на угольнике. Если вторая сторона окажется внутри прямого угла, то угол острый, а если вторая сторона окажется снаружи – то тупой.

Самостоятельная работа.

<Слайд 14>

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Мы подошли к последнему этапу нашего исследования.

<Слайд 15>

– Какую тему мы исследовали? Углы.

– Что такое угол?

<Слайд 16>

<Слайд 17>

– Молодцы!

– Максим подведёт итог нашего исследования.

Взяв сегодня все листок,
И загнув в нём уголок,
Поняли, что угол этот
Называется прямым.
Если угол уже – острым,
Если шире, то – тупым.

– Что на уроке показалось вам самым интересным? Какое у вас теперь настроение?

Окончен урок и вас ждёт перемена.
И шум в коридорах опять.
И хочется мне успеть непременно
Вам доброе слово сказать.
Спасибо за работу. Молодцы!

Презентация