Совершенствование инновационной работы с кадрами в условиях обновления содержания дошкольного образования

Разделы: Работа с дошкольниками


Алгоритм управления инновационными процессами, концептуальные основы управления инновационной деятельностью

Концептуальные основы управления инновационной деятельностью дошкольного образования являются условием достижения планируемых результатов воспитательно-образовательного процесса и позволяют:

  • обоснованно и оперативно выявлять, анализировать проблемные поля в деятельности детского сада;
  • соответственно выявленным проблемам планировать комплексные технологии их оптимизации;
  • организовывать и осуществлять систему мероприятий по преодолению выявленных проблем;
  • оперативно и гибко контролировать и оценивать результаты управленческой деятельности на основе разработанных инновационных решений;
  • регулировать и корректировать проблемы и недостатки по линии цель-результат, а так же и сам процесс развития МДОУ.

Основное направление инновационной деятельности-

Поиск новых подходов в формировании культуры здоровья у все участников воспитательно-образовательного процесса “Дети-родители-педагоги”.

Деятельность МДОУ в инновационном режиме обуславливает совершенствование качества содержания образования, повышения квалификации педагогов, эффективность оздоровительного, воспитательно-образовательного процесса, организацию психолого-педагогического просвещения родителей.

Для реализации Программы развития МДОУ “Формирования культуры здоровья у детей, родителей , педагогов” разработана автоматизированная система оценки состояния здоровья, физического и психического развития всех участников воспитательно-образовательного процесса. Созданная программа мониторинга оценки качества оздоровительного , воспитательно-образовательного процесса позволяет управлять методической деятельностью в инновационном режиме.

Основы управления качеством дошкольного образования по внедрению комплекса оздоровительных инициатив:

Экспертиза, диагностика, мониторинг

1. Педагогическая экспертиза включает:

  • проверку и изучение специалистами-экспертами характера, продуктов деятельности педагогов, специалистов с целью получения объективной информации для оценки качества эффективности и результативности оздоровительной деятельности;
  • форму познания, продуктом которого выступает оценка на основе комплексной диагностики по физическому и психическому развитию;
  • совокупность процедур, необходимых для получения коллективного мнения в форме экспертного суждения.

2. Педагогическая диагностика направлена на выявление состояния педагогического объекта (процесса, явления) на основе использования системы соответствующих показателей. Диагностика включает изучение зависимости развития, обучения, воспитания, оздоровления. Коррекции от определенных факторов.

Диагностика инновационной деятельности педагогов, специалистов -совокупность способов изучения и оценки признаков, характеризующих профессиональную готовность работников к реализации , осуществлению инновационной деятельности с учетом поставленных задачи основных требований:

  • прогнозировать успешность инноваций;
  • выявлять недостатки в процессе освоения поэтапной инновационной деятельности;
  • проверять эффективность , результативность оп темам инноваций, оценивать результаты работы;
  • выявлять индивидуальные особенности выдвинутой проблемы;
  • определить динамику развития с предыдущими показателями;
  • изучать развитие с опорой на потенциал его саморазвития.

3. Мониторинг инновационной деятельности МДОУ

Мониторинг в образовании включает систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об оздоровительной, воспитательно-образовательной деятельности. С помощью педагогического мониторинга проведено отслеживание состояния системы по формированию культуры здоровья у детей, родителей и педагогов.

Данные мониторинга– основа для анализа, проектирования, определение результативности в рамках обеспечения качества образования. (Приложение №1)

Планирование мониторинга здоровья физического и психического развития в МДОУ

Цель мониторинга: непрерывное отслеживание процесса физического , психического развития воспитанников и состояние здоровья детей, педагогов в целях повышения качества здоровьесберегающей деятельности МДОУ.

Задачи:

  1. Создать условия для реализации инновационной деятельности по внедрению комплекса оздоровительных инициатив и получению оперативной информации.
  2. Провести диагностику физического, психического развития воспитанников и состояния здоровья детей, педагогов.
  3. Создать информационно-аналитический банк данных о состоянии здоровья воспитанников, педагогов на каждом этапе инновационной деятельности.
  4. Осуществлять непрерывное отслеживание динамики и коррекции инновационной деятельности, обеспечивая эффективность и результативность в решении задач по формированию культуры здоровья у всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Объекты: дети, родители, педагоги.

Субъект – участники инноваций: заведующая, старший воспитатель, воспитатель физической культуры, воспитатель -социальный педагог, учитель-логопед, медсестра физио и массажа, музыкальный руководитель, воспитатели.

Этапы мониторинга:

  1. Подготовительный: подготовка цели, определение объекта, установка сроков, изучение литературы, разработка инструментария.
  2. Практический: осуществление сбора информации посредством методов педагогической диагностики.
  3. Аналитический: систематизация полученной информации , анализ, разработка рекомендаций.
  4. Организационно-корректирующий: устранение недостатков, причин отклонения от норм.
  5. Итоговый: сравнение результатов с нормой, критериями.

Мониторинг оценки качества инновационной деятельности в МДОУ

Мониторинг эффективности деятельности является важным звеном инноваций, так как позволяет делать не только научно-обоснованные выводы относительно проводимых мероприятий, но и выдвинуть гипотезу исследования– возможность моделирования событий.

Мониторинг способствует рефлексивной деятельности его участников и базой для мониторинга выступает система диагностики.

В течении трех лет в нашем детском саду проводились практические обследования по оценке динамики состояния здоровья детей и организации медико-психолого-педагогической деятельности.

С целью создания оптимальных условий для осуществления контроля за состоянием здоровья, развитие детей применялась автоматизированная система, в основу которой положены следующие методологические принципы:

  • комплексный подход к оценке состояния здоровья ребенка;
  • преемственность оценки показателей здоровья, развития детей к особенностям каждого возраста;
  • оценка неспецифических показателей здоровья, развития детей, лежащая в основе планирования инновационной работы.

Функции участников мониторинга

  1. Информационно-оценочная – выявление результативности инновационной деятельности, получение сведений о состоянии участников инноваций и обратной связи.
  2. Ориентировочная – осведомленность субъектов в инновационной работе на основе полученной информации.
  3. Организационно-деятельная – постоянная интеграция получаемой информации и научно-теоретических знаний.
  4. Коррекция – уточнения, поправки выполняемых задач, предполагаемого конечного результата исследования.
  5. Прогностическая – определение состояния инновационной деятельности на заданном временном промежутке и дальнейшие тенденции развития.

Участники в организации мониторинга используют следующие методы: наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, тестирование, оценивание, анализ, моделирование, сравнение, интерпретация результатов.

Основные требования к диагностике, экспертизе, мониторингу: объективность, надежность, достоверность, предметность, нормированность, сопоставимость, экономичность, полезность.

Условия – ценностно-смысловое равенство субъектов, гуманные партнерские отношения, взаимообогащение, взаимодействие, саморазвитие. (Приложение №2)

Организация инновационной деятельности в МДОУ по теме: “Формирование культуры здоровья у детей, родителей, педагогов”

1. Подготовительная деятельность.

  • Разработка и корректировка локальных актов по управлению инновационной деятельностью (Положение о Совете МДОУ, творческой группе, психолого-медико– педагогической комиссии, педагогическом совете, внедрении и реализации инновационной деятельности, системе оценки качества МДОУ, консультативном пункте и индивидуальной практической поддержке родителей и их детей; о воспитателе, работающем на доверии).
  • Создание научно-методического совета.
  • Подготовка проекта и поэтапного плана инноваций.
  • Внесение корректив в программу развития и годовой план МДОУ.
  • Выявление уровня компетентности педагогов по проблеме инновационной деятельности.
  • Организация специальной подготовки работников в инновационном режиме.
  • Создание методических служб: медико-психолого-педагогическая, социально-педагогическая, научно-методическая, административно-информационная.
  • Организация работы по созданию методического комплекса инноваций (педагогические технологии, поэтапные планы, методические разработки и рекомендации, педагогические проекты).

2. Функционирование инновационной деятельности.

  • Организация инновационной работы в соответствии с поэтапным планом.
  • Итоги диагностики физического развития, отношения к здоровью, здоровому образу жизни всех участников воспитательно-образовательного процесса.
  • Разработка и отбор критериев эффективности инновационной деятельности для проведения мониторинга оценки качества оздоровительного, воспитательного-образовательного процесса.
  • Проведение мониторинга на каждом этапе работы, включающей в себя исследования по внедрению комплекса оздоровительных инициатив, системы коррекционной деятельности физического развития, а так же повышения ценностного отношения к здоровью всех участников воспитательно-образовательного процесса.
  • Анкетирование, тестовый опрос педагогов, родителей по теме инноваций.
  • Корректировка инновационного процесса на основе результатов мониторинга.

3. Обобщающая деятельность.

  • Обработка данных, описание результатов.
  • Составление отчетов для различных уровней контроля.
  • Выступления на Совете МДОУ, научно-практических конференциях, педагогических советах.
  • Подготовка материалов для публикациях в СМИ.
  • Издание методических пособий, апробированных и интегрированных материалов.
  • Распределение педагогического опыта, разработок на городском, региональном, федеральном уровнях. (Приложение №3).

Развитие методической службы как фактора обеспечения качества инновационной деятельности

Главные задачи методической службы МДОУ, работающей в инновационном режиме:

  • модернизация содержания и форм организации оздоровительного, воспитательно-образовательного процесса у всех участников;
  • апробация нетрадиционных подходов к проектированию инновационной деятельности МДОУ;
  • разработка актуальных проблем развития детей в разных видах деятельности;
  • создание пакета документов для организации мониторинга качества инновационной деятельности;
  • разработка информационно-методического обеспечения оздоровительного воспитательно-образовательного процесса всех участников инноваций.

1. Информационно-методическое обеспечение

Основные функции информационно-методического обеспечения МДОУ;

  • создание базы данных по передовому педагогическому опыту;
  • обеспечение дифференцированным справочно-информационным обслуживанием всех педагогов, специалистов;
  • создание компьютерной базы данных для инновационной деятельности;
  • обобщение, внедрение и распространение информационных технологий, педагогического опыта.

2. Эффективные формы и методы работы

  • консультации современного уровня: теоретическая, социоигровая, консультация-брифинг, консультация-конференция, консультация-практикум, информационно-методические, технологические консультации;
  • участие педагогов в нетрадиционных методических объединениях, социоигровых семинарах, советов педагогов в форме гостевых встреч, тренингах коммуникативного взаимодействия, мастер-классах;
  • организация педагогических мастерских;
  • моделирование и анализ проблемных ситуаций, круглые столы;
  • создание временных творческих коллективов;
  • педагогические ринги, деловые игры, дискуссии. (Приложение №4)

Качественный анализ состояния здоровья педагогов

Здоровье педагога связано с особенностями его профессии. На ухудшение его здоровья влияют такие факторы, как:

  • высокий динамизм деятельности;
  • напряженность воспитательно-образовательного процесса;
  • необходимость принятия своевременных и эффективных решений;
  • быстрота и точность действий;
  • значительные мыслительные нагрузки;
  • напряжение высших психических процессов;
  • высокая тревожность;
  • сдерживание эмоций;

При длительном воздействии все это приводит к истощению компенсаторно-приспособительных механизмов, физическому нездоровью, а так же к личностно-профессиональным деформациям. В основе проблемы лежат не только объективные, но главным образом субъективные факторы, под которыми понимается система сложившихся отношений личности педагога к своей профессии, самому себе и своему здоровью. Качественной характеристикой личности выступает система ценностных отношений к здоровью как пропедевтическому направлению в педагогической деятельности.

Формы интерактивной методической работы в МДОУ в период проведения инновационной деятельности

  1. Взаимодействие педагогов: мастер-класс; методический ринг; работа в микрогруппах (временные и творческие коллективы); проведение мониторинга; методические объединения; поисково-творческие задания (модификация игр, методик, тестов; занятия, авторские выставки); гостевой обмен, опыт педагогов; круглый стол; педагогический совет.
  2. Игровые формы проведения методических мероприятий: дискуссии; деловые и ролевые игры; тренинги.
  3. Социологические опросы: анкетирование; экспресс-опросы; тестирование.