Углерод

Разделы: Химия


Цель: Рассмотреть строение аллотропных модификаций углерода, его физические и химические свойства.

Задачи:

  1. Обеспечить условия для овладения приемами изучения состава и свойств углерода.
  2. Изучить аллотропные модификации углерода.
  3. Изучить химические свойства углерода.
  4. Способствовать повышению мотивации к изучению химии.

Оборудование: модели решеток алмаза и графита, древесный уголь, активированный уголь, сажа, мрамор, известняк, мел; медиопроектор, экран, доска, опорные схемы, карточки с заданиями, презентация, видеофрагмент про углерод, карточки желтого и синего цвета.

Форма работы: групповая

Тип урока: комбинированный

Ход урока

Организационный момент. Класс разделен на 4 группы по 5-6 человек.

Здравствуйте ребята. Позвольте начать наш урок словами:

“Я хочу сегодня не учить, а душевно разговаривать, размышлять сообща и догадываться”. Презентация. (Слайд 1.)

Сегодня мы будем не просто учиться, а размышлять над темой. Но прежде мне бы хотелось узнать у вас с каким настроением вы пришли на урок. Поднимите карточку желтого цвета – у кого хорошее, синего цвета – плохое настроение. Результат.

Этапы урока.

1. Актуализация.

Беседа с классом.

О чем же сегодня мы будем беседовать? А говорить мы будем об элементе, который играет особую роль в живой природе, который входит в состав многих известных для вас веществ: мрамор, известняк, мел. Его можно назвать алмазом, графитом, сажей, углем. Я думаю вы догадались о каком элементе пойдет речь? Правильно – это углерод. (Слайд 2.)

Закончите фразу: Углерод – это…(беседа с классом, запись на доске)

2. Сообщение нового материала.

А) Положение углерода в ПСХЭ Д.И.Менделеева, строение его атома.

Знакомство с любым химическим элементом мы с вами начинаем с характеристики, т.е. описываем элемент, используя периодическую таблицу Д.И.Менделеева. Попробуем описать и элемент углерод. Я предлагаю объединить ваши усилия, поскольку один ум хорошо, а два лучше и поработать в группах.

Задание 1.

1-я и 2-я группа заполняют схему (приложение 1), а 3-я и 4-я выясняют, что обозначают данные цифры для атома углерода (приложение 2). Всем вам поможет наша универсальная шпаргалка – периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева. На выполнение задания у вас всего 2 минуты (выполнение задания).

Озвучивание результатов. Проверка. (Слайд 3–4.)

Б) Строение аллотропные модификации углерода.

Для ознакомления со строением аллотропных модификаций углерода, я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент, и по просмотренному материалу составьте по 1–2 вопроса. Прошу вас быть внимательными, если необходимо, то можете вести записи в тетрадях. (Просмотр видеофрагмента.)

Обмен вопросами и ответами. Обобщение просмотренного материала.

В) Химические свойства углерода.

Беседа. Сколько электронов у атома углерода на внешнем электронном уровне? (Ответ – 4 электрона.)

А сколько не хватает углероду электронов для завершения внешнего уровня? (Ответ – 4.)

Что легче сделать углероду: отдать или принять электроны? (Ответ – и принять и отдать.)

Углерод является и восстановителем, и окислителем. (Слайд 5.)

Задание 2.

Допишите уравнения реакций (приложение 3). Определите, кем является углерод: окислителем или восстановителем.

(Работа в группах, озвучивание результатов у доски, сравнение с правильным.)

Задание 3

Игра “Найди ошибку”. В предложенных заданиях (приложение 4) есть не точности. Задача найти и исправить ошибки. (Слайд 6–8.)

3. Закрепление.

Выполнение теста (приложение 5). Самопроверка.

Как мы сегодня выяснили, атом углерода имеет несколько аллотропных модификаций. Напомните мне, пожайлуста (ответы).

Мне хотелось остановиться на двух аллотропных модификациях – это алмаз и графит. Почему? (Ответы.)

Выберите любую карточку. Определите, чья кристаллическая решетка изображена (Алмаз и графит) и из предложенного списка (приложение 6) выберите верные утверждения для той аллотропной модификации, которую вы определили. При выполнении данного задания можете пользоваться учебником.

По одному человеку от группы я попрошу на доске выписать только номера верных утверждений. Давайте, сравним правильными. (Слайд 9–10.)

3. Заключение.

Возвращаясь к началу урока, вспомните фразу: углерод – это…? Что вы можете сказать сейчас про углерод (беседа).

Домашнее задание: № 29, сообщение на тему: “ Углерод – ты нам необходим?” (Слайд 11.)

Прощаясь с вами мне бы, хотелось узнать ваше настроение. Еще раз поднимите карточку соответствующую вашему настроению.

Спасибо за урок!