Художественно-образовательный курс для детей младшего школьного возраста

Разделы: МХК и ИЗО


В основе данной программы лежит изучение цветоведения и блочно-тематический принцип планирования. Этот принцип выражается в разделении уроков на тематические блоки (Приложение 1). Программа рассчитана на четыре года.

Основная цель - развитие способностей к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работахсвоего отношения к окружающему миру.

Из всех выразительных возможностей детского рисунка самые яркие, самые впечатляющие и доходчивые, пожалуй, содержатся в цвете. Именно краски еще издали привлекают к себе внимание, раньше, чем видишь, что изображено, раньше, чем разберешься в остальных достоинствах рисунка. Цвет - самый могучий чародей в руках маленького художника.

Цвет выполняет роль основного выразительного языка живописи, с овладения которым начинается приобщение ребенка к изобразительному искусству. Именно через овладение языком цвета, более доступным и органичным ребенку, чем язык формы, линии, объёма и т.д., дети открывают многообразие и смысловую наполненность живописных образов. Восприятие и использование детьми цвета не ограничивается задачами изображения. Возможность восприятия и выражения в цвете настроения, отношение автора к изображаемому позволяет помочь ребёнку через красоту увидеть и ощутить ценность и радость добра. Формирование у детей цветовосприятия осуществляется на материале сказок (отношение к сказочным героям и выражение своего отношения в цвете) на личных наблюдениях, на произведениях искусства и проходит в три этапа.

1 этап.

Обобщение уровня эмоциональной восприимчивости на основе сложившихся и заимствованных стереотипов цветовосприятия (цвет моря, неба, снега, лица и т.д.) с помощью определения причин изменчивости цвета. Для этого в первую очередь надо отучить детей от привычного штампа восприятия, например, небо - голубое, снег - белый, море - синее. Мы наблюдаем и рисуем небо в различные часы и времена года. С ранних лет дети знают, что все растения зеленые, но они имеют массу оттенков, и мы учимся их различать. А снег, хотя он и белый, вечером становится голубым, при заходе солнца - розоватым и т.д. Такие наблюдения способствуют развитию у детей более точного и тонкого восприятия цвета.

2 этап.

Открытие связи цвета с настроением, а также символической роли цвета в искусстве, осмысленное восприятие цвета в живописи, творческое использование цвета с целью выражения настроения и личного отношения к героям сказок в рисунках. Мы учимся видеть, наблюдать и замечать окружающий разноцветный мир, увидев его во всем богатстве оттенков, ощутив волшебство обычных красок.

3 этап.

Определение индивидуальных цветовых предпочтений и вырабатывание собственного выразительного цветового языка.

Так постепенно дети понимают, что с помощью обычных красок они не только смогут изобразить всё, что угодно, но с помощью цвета смогут выразить любое настроение, заставить зрителя смеяться или грустить. Известно, что раннее эмоциональное переживание, связанное с восприятием красоты, оставляет неизгладимый след в душе ребенка. С годами, при благоприятном влиянии, это первое, не всегда осознанное тяготение к прекрасному перерастает в хороший художественный вкус, в потребность знать и любить искусство. Может случится так, что ребенок не будет рисовать в дальнейшей жизни, не будет сам создавать произведения искусства. Но понимать живопись, любить её и наслаждаться ею может и в дальнейшем должен каждый ученик нашей гимназии. Полученные знания помогут обрести детям чувства уверенности в себе устойчивости взглядов. Знания по искусству, полученные ребятами, создают так сказать психологический комфорт, когда школьник чувствует себя хорошо, спокойно оттого, что знает много интересного, может поделиться знаниями с окружающими и наслаждаться произведениями искусства.

Программа делится на следующие тематические блоки, представленные в схеме:

В мире цвета.

Мир сказки.

Мир искусства.

1. В мире цвета.

Самые первые уроки - это всегда настоящий праздник цвета! Красота цветов проникает в души детей, именно она будет главным эмоциональным импульсом в их творчестве.

На первых уроках дети знакомятся с тремя самыми главными и волшебными цветами. Дети узнают и о том, какие чудесные превращения происходят с ними, когда они сливаются друг с другом, они научатся смешивать их наблюдать и передавать красоты природы.

Затем узнают, что цвета делятся на теплые и холодные.

Далее идет знакомство с хроматическими и ахроматическими цветами.

Добавление белого цвета к любым хроматическим цветам делает их светлее. Добавление черного - темнее.. Таким образом появляются светлые и темные краски.

Контрастные цвета. С помощью цветового круга можно определить пары противоположных цветов. Эти пары являются предельно контрастными хроматическими цветовыми сочетаниями. Цвета, входящие в эти пары, являются контрастными цветами.

Глухие и звонкие цвета. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Смешение с черной, серой, белой красками (мрачные, нежные оттенки цвета).

Уроки, посвященные цветоведению, направлены на развитие у детей восприятия цветовой гармонии. Давая учащимся возможность почувствовать всю цветовую палитру окружающего мира через свое личное восприятие, занятия живописью помогают им становиться духовно богаче, щедрее душой, развивают художественный вкус.

2. Мир сказки.

В данном тематическом блоке дети изображают мир фантазий, сказочных персонажей, развивают творческую фантазию. Учатся представлять себе сказочных героев, создавать их образы по описанию и по памяти. Выражать свое отношение к тому или иному сказочному герою или предмету. Дети рисуют сказочных героев различных сказок мира, а также сказочные предметы. В старших классах дети рисуют не просто героев и атрибуты, используемые в сказках, но и пытаются проиллюстрировать тот или иной сюжет сказки. Здесь они пробуют себя в качестве художника-иллюстратора.

3. Мир Искусства.

На этих уроках дети учатся изображать различными художественными материалами сюжеты на заданные темы. Знакомятся с произведениями живописцев, графиков, скульпторов, архитекторов, дизайнеров, работами народных мастеров мирового и отечественного искусства. Любой тематический рисунок следует выполнять в определенной последовательности. Примерными этапами работы над тематической композицией могут быть следующие:

  • выбор конкретного сюжета по заданной теме;
  • предварительные наблюдения по теме (если это возможно);
  • выполнение линейного рисунка;
  • завершение тематического рисунка в цвете (акварелью, гуашью или цветными мелками).

Список использованной литературы

  1. Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная группы). - М.: ТЦ "Сфера", 2001.
  2. Коротаева Е.И. Искусство и ты: Учеб. для 2 кл. нач. шк. / Е.И.Коротаева; под. ред. Б.М.Неменского. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2002.
  3. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1 кл.: книга для учителя / В.С.Кузин. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005.
  4. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 2 кл.: книга для учителя / В.С.Кузин. - М.: Дрофа, 2006.
  5. Левин, С. Д. Ваш ребенок рисует /С. Д. Левин - М.: Советский художник, 1980.
  6. Мелик-Пашаев А.А. Художник в каждом ребенке: цели и методы худож. Образования: метод.пособие / А.А.Мелик-Пашаев, З.Н.Новлянская. - М. : Просвещение, 2008.
  7. Неменская Л.А. Каждый народ - художник: Учеб. для 4 кл. нач. шк. / Л.А.Неменская; Под. ред. Б.М.Неменского. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2002.
  8. Никологорская О.А. Волшебные краски. Книга для детей и родителей. -М. :АСТ - ПРЕСС, 1997.
  9. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы живописи. - О., Издательство "Титул", 1996.
  10. Т.Я.Шпикалова Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Программа. М.: "Просвещение". 1996.
  11. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности / авт.-сост. Павлова О.В. - Волгоград: Учитель, 2008.
  12. Искусство вокруг нас: Учеб.для 3 кл. четырехлет. нач. шк./Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др.; Под ред. Б.М.Неменского. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2001.

Приложение.