Окна в окружающий мир. Образовательная система "Школа–2100". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель. Формировать у учащихся новые понятия:

  • о строении и роли органов зрения;
  • о связи органов зрения с нервной системой;
  • о гигиене зрения;
  • о профилактике близорукости.

Задачи:

  1. Познакомить с органом чувств – зрением.
  2. Научить находить части органов зрения.
  3. Развивать наблюдательность, умение сравнивать.
  4. Воспитывать навык гигиенически правильного поведения.

Оборудование:

  • карточки для проверки домашнего задания;
  • таблица «Нервная система человека»;
  • таблица «Органы зрения человека»;
  • зеркальце;
  • рисунки детей для игры «Полезно – вредно»;
  • кроссворд.

Ход урока

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

- На предыдущем уроке мы познакомились с нервной системой человека.

- Возьмите карточки, подпишите отделы нервной системы.

Проверка: взаимопроверка по таблице «Нервная система человека».

- Поднимите руки, у кого не было исправлений соседа,

- У кого было одно исправление.

- У кого было больше исправлений, повторить тему «Нервная система человека».

Постановка проблемы урока.

- Как человек общается с окружающей средой? (Зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.)

- О чём мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Два братца через дорогу живут,
Друг друга не видят.

- О чём же мы будем сегодня говорить?

- Почему?

Сообщение темы урока.

- Тема сегодняшнего урока «Окна в окружающий Мир».

- А почему глаза так назвали?

- Сегодня мы познакомимся с органом зрения, научимся как нужно беречь глаза.

Беседа по теме.

- Как вы думаете кто из животных самый зоркий?

- Самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.

- Человек не такой зоркий, как орёл и в темноте он не видит как сова.

- Но можно ли назвать глаза главными помощниками человека?

- Давайте проверим.

- Закройте глаза. Что вы видите?

Одному ученику завязать глаза, повернуть несколько раз.

- Иди к доске.

- Почему ты не смог подойти к доске?

- Можно назвать глаза главными помощниками?

- Почему?

Открытие новых знаний.

- Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу.

- Какие красивые у нас глаза.

- Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту ? (Лучистые, ясные, лучезарные.)

  • Глаза – зеркало души.

- Прочитайте пословицу.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы.

- Какого цвета бывают глаза?

- Что можно обнаружить в глазу, рассматривая его?

Работа с таблицей «Органы зрения человека» (названия закрыты, в процессе рассказа – названия открываются).

Цветное колечко – это радужная оболочка. От неё зависит цвет глаз.

Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка – роговица. В центре глаза мы видим черную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это зрачок. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик, и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.

Работа с учебником стр.43.

- Рассмотрите иллюстрацию что интересное вы заметили?

Физкультурная минутка (комплекс общеразвивающих упражнений).

Практическая работа.

Дети наблюдают в зеркальце свой зрачок.

  • Яркой свет – зрачок сужается, слабый – расширяется.

- Что происходит со зрачком?

- Почему?

Работа с учебником стр. 43.

- Определите, какой из рисунков изображает глаз в темноте, а какой на свету.

- Почему?

- Что ещё есть около глаз?

Работа с учебником стр. 45.

- Прочитайте текст и ответе на вопрос: для чего нужны брови?

- Для чего нужны слёзы?

- Что делать если соринка попала в глаз?

(Ответы детей.)

Закрепление.

  1. Не трите глаз.
  2. Налейте в миску воды.
  3. Поморгайте глазами в воде несколько минут. Если вода не вымоет соринку, прикройте глаз чистой салфеткой и оправляйтесь в поликлинику к врачу.

- К какому врачу вам нужно обратиться?

Физкультурная минутка (упражнения для сохранения зрения).

Доктор Медуница (стучится, заходит в класс).

- Здравствуйте, ребята! Я доктор Медуница. Хочу познакомить вас с теми продуктами, которые помогут сохранить зрение. Послушайте загадки:

  • Сидит девица в темнице,
    А коса на улице. (Морковь.)
    Сидит дед во сто шуб одет,
  • Кто его раздевает,
    Тот слёзы проливает. (Лук.)
  • Что должны пить дети, чтобы были здоровы. (Молоко.)

По мере отгадывания загадок к доске выходят дети в костюмах морковки, лука, коробки молока.

Морковка: В нас много витамина А.

Лук: Витамин А ещё и витамин роста.

Молоко: Он жирорастворимый. Как вы это понимаете?

Закрепление полученных знаний.

- Какие упражнения можно сделать, чтобы глаза были здоровы? (Один ученик показывает, остальные повторяют.)

Игра «Полезно – вредно» (сигнальные карточки).

- Рассмотрите картинки, подумайте, что полезно для глаз, а что вредно.

  1. Читать лёжа.
  2. Смотреть на яркий свет.
  3. Смотреть близко телевизор.
  4. Оберегать глаз от ударов.
  5. Промывать глаза по утрам.
  6. Тереть глаза грязными руками.
  7. Читать при хорошем освещении.

- Вспомним правила бережного отношения к зрению:

  1. Умывайся по утрам.
  2. Смори телевизор не более 1-1,5 часов в день.
  3. Сидеть не ближе 3 метров то телевизора.
  4. Не читать лёжа.
  5. Не читать в транспорте.
  6. Оберегать глаза от попадания в них инородных предметов.
  7.  При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.
  8. Расстояние от глаз до текста рекомендуется 30-35 см.
  9. Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов( морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий красный перец).
  10. Делать гимнастику для глаз.
  11. Укреплять глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце.

Работа с кроссвордом (см. Приложение).

Оценивание работы учащихся.

Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Зачем нужно беречь зрение?

- Как можно беречь зрение?

Домашнее задание:

  • учебник стр. 42-45;
  • тетрадь стр. 17 №1.

Литература:

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутман А.С. Окружающий мир. 4 класс. (« Человек и природа»). Учебник в 2 частях. Часть 1. – М. : Баласс, 2008.( Образовательная система «Школа 2100»).
  2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутман А.С. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. («Человек и природа»). – М. Баллас, 2008. (Образовательная система «Школа 2100».
  3. Вахрушев А.А., Рауттан А.С., Родыгина О.А. человек и природа. Методические рекомендации для учителя. – М. «Баласс», 2003.
  4. ОбуховаЛ.А., Лемяскина Н.А. Школа доктора природы или 135 уроков здоровья. – М.:ВАКО, 2005.