Урок-игра по физике «Биржа»

Разделы: Физика


Цели урока:

  • закрепление навыков решения текстовых задач;
  • знакомство с работой фондовой биржи;
  • развитие у учащихся интеллектуальных возможностей, сознательного отношения к предмету своей деятельности, чувства свободы творчества.

Ход урока

1. Учащиеся знакомятся с экономическими понятиями: акционерное общество, акция, банк, кредит, фондовая биржа, финансовый брокер,прибыль, номинальная и курсовая стоимость, дивиденд, дисконтная карта.

Акционерное общество - объединение нескольких инвесторов, бывает открытым, количество участников может изменяться или закрытым.

Акция - ценная бумага, свидетельствующая о внесении определенной доли в капитал акционерного обшества и дающая право на получение прибыли в форме дивиденда.

Банк - организация, которая выступает посредником при проведении различных платежей и при предоставлении кредитов.

Кредит - предоставление денег на определенных условиях в личное пользование.

Фондовая биржа - организация, на которой по определенным правилам проводится торговля крупными партиями ценных бумаг.

Финансовый брокер - организация или человек, который покупает или продает ценные бумаги только за чужие деньги.

Прибыль - разница между доходами и расходами, причем доходы превышают расходы.

Номинал - стоимость акции, указанная на ее лицевой стороне.

2. Учитель назначает учеников на роли: банкира, финансового брокера, налогового инспектора, менеджера. Остальные ученики являются инвесторами.

Банкир

Обязанности:

- выдает ссуды каждому участнику игры (в начале игры всем одинаковые и беспроцентные, в ходе игры дает кредит под проценты, которые увеличиваются с уменьшением количества времени, оставшегося до конца игры);

- платит зарплату брокерам, менеджерам, налоговым инспекторам;

- производит размен валюты.

Финансовый брокер

Обязанности:

- продает акции (задачи) по номинаьной стоимости;

- покупает акции (задачи) по курсовой стоимости.

Менеджер

Обязанности:

- проверяет решение задач;

- консультирует в сложных ситуациях.

Налоговый инспектор

Обязанности:

- фиксирует все финансовые операции игрока;

- следит за возвращением кредитов в банк;

- подсчитывает прибыль игроков.

Участник игры - инвестор

Обязанности:

- решая задачи, зарабатывает максимум средств.

Право:

- получить один раз беспроцентную ссуду в банке;

- брать деньги под проценты в банке в течение всей игры;

- объединять свои капиталы с другими участниками игры, создавая акционерное общество;

- купить консультирующие функции менеджера и получать плату с игроков за подсказку.

3. Игровой этап

Учитель знакомит уащихся с правилами игры, правами и обязанностями ее участников. Затем все инвесторы получают беспроцентную ссуду 200 рублей, покупают первую акцию-задачу и начинают решать. Можно покупать легкие задачи I уровня, но при этом получать маленькую прибыль или задачи II-V уровня, при этом прибыль получать большую.После решения первых двух задач вручается дисконтная карта, позволяющая покупать задачи в долг и расплатиться после их решения.

За 10 минут до конца урока брокеры прекращают продавать акции, учащиеся возвращают в банк ссуду и полсчитывают свою прибыль.

4. Учитель подводит итог, сообщая самую большую прибыль, оценивая знания, умения и навыки участников игры. Следует отметить тех учеников, кто выбрал правильную тактику риска, которая принесла прибыль игрокам, а также тех участников игры , кто не смог расплатиться с банком и не вернул ссуду вовремя, какие при этом санкции применит банк.

Банк задач

Составляются задачи по теме, которую необходимо закрепить. Лри составлении задач необходимо учесть  возможности учащихся и их уровень подготовки. Обычно для I уровня, готовят задачу на применение одной формулы.

Ответы к задачам

Ответы выдаются менеджеру, который проверяет правильность решения задач и делает пометку на листе инвестора: номер задачи и правильность решения. Затем инвестор обращается к финансовому брокеру, который покупает акции по курсовой стоимости решенной или нерешенной задачи

Прейскурант услуг в Приложении 1.

Приложение 2 – образец дисконтной карты

Игра-биржа очень нравится учащимся, так как в зависимости от степени готовности и обученности класса учитель может варьировать сумму прибыли, необходимую для получения хорошей отметки, что позволяет создать ситуацию успеха для каждого ученика.