Световые явления в природе, технике и быту

Разделы: Физика


Главная цель обучения и воспитания: «дать человеку
деятельность, которая бы наполнила его душу» [1].

К.Д.Ушинский

«Наполнить душу ребенка» – может игра. Игровая деятельность – наиболее понятна и близка ему. Поэтому проведение некоторых обобщающих уроков по физике в игровой форме имеет ряд преимуществ. Во-первых, на таком уроке царит атмосфера взаимопонимания, интереса и азарта. Во-вторых, он тренирует воображение, внимание, скорость реакции, позволяет лучше усвоить пройденный материал, Ученик привыкает слышать и видеть окружающих. Игра сплачивает. Во время подготовки к игре, а также во время ее проведения, команда действует слаженно, как единый механизм. Каждый из ее участник – звено одной цепочки.

В конце второго полугодия обобщающее повторение темы «Световые явления» я провожу в форме КВН. Класс делится на две команды. Подготовку начинаем с начала прохождения темы. На стенде под названием темы появляется эмблема КВН (рис. 1).

Рисунок 1

Это «Любознательный и находчивый физик». Эмблема родилась много лет назад и является обязательным атрибутом КВН (по просьбе учащихся, нарисовавших ее). Рядом с эмблемой помещается подробный план того, что необходимо сделать участникам, на что обратить внимание при подготовке, из каких конкурсов будет состоять соревнование. В течение недели принимаются пожелания и вносятся изменения. После этого команды, состоящие из 7 человек каждая, выбирают капитана и начинают работать. Болельщики готовят плакаты, команды готовят вопросы для конкурса «Разминка», художники готовят рисунки по теме «Световые явления», которыми украсят отведенный им уголок в кабинете и, которые примут участие в конкурсе. В подготовке и проведении урока большую помощь оказывают учащиеся 11-го класса, несмотря на свою загруженность. Огромную роль играет поддержание дисциплины во время проведения такого урока. Поэтому заранее оглашаются правила игры, которые неукоснительно выполняются. Облегчает проведение урока наличие мультимедийного проектора. Желательно в процессе изучения темы показать фильм «Оптические явления» в природе [2].

Ход урока

Звучит музыка: «Мы начинаем КВН...»

Учитель: Начинаем наш необычный урок, урок-КВН. В нем принимают участие две команды 8 «А» класса. Это – команда «Фонарики» с капитаном ... и команда «Светлячки» с капитаном ... . Далее учитель представляет членов жюри и ведущего (все они являются учащимися 11-го класса).

Ведущий: Сегодняшнее наше состязание состоит из 7-ми конкурсов [3]:

  1. Конкурс «Приветствие» – визитная карточка команд. В этом конкурсе идет представление команды, ее эмблемы и девиза. Максимальная оценка конкурса – 3 балла.
  2. Конкурс «Разминка» – 5 баллов.
  3. Конкурс «Угадай-ка!» – 6 баллов.
  4. Конкурс «Очумелые ручки» – количество баллов объявляется перед проведением конкурса.
  5. Конкурс «Эрудитов» – 6 баллов.
  6. Конкурс «Болельщиков» – 3 балла.
  7. Конкурс «Капитанов» – 7 баллов (2 + 5).

Итоги подводятся жюри после каждого конкурса.

Конкурс «Приветствие».

После «жеребьевки» команды поочередно представляют свое «Приветствие», продолжительность которого не более 3-х минут.

Конкурс «Разминка».

В конкурсе принимает участие вся команда – 7 человек. Конкурс отличается тем, что команды задают не вопрос, а ответ. Вопрос называет команда противника. Время на обдумывание не дается, отвечает тот участник, который поднял. Вопросы составлялись участниками команды по пройденному материалу. Длительность конкурса – 5 минут.

Вопросы и предполагаемые ответы:

  1. Свет – видимое излучение.
  2. Отражение – явление, благодаря которому мы видим окружающие нас предметы.
  3. Перископ – прибор для рассмотрения местности из укрытия.
  4. Полутень – частично освещенное пространство.
  5. Оптика – раздел физики, изучающий световые явления.
  6. Луч – линия, вдоль которой распространяется свет.
  7. Диоптрия – единица оптической силы линзы.
  8. Линза – прозрачное тело, ограниченное сферической поверхностью.
  9. Преломление – явление, происходящее со светом, на границе раздела двух сред.
  10. Зеркало – гладкая стеклянная или металлическая поверхность, отражающая свет.

Конкурс «Угадай-ка!»

Он заключается в следующем: по два участника из команды выходят за дверь с сопровождающим. В это время на экран выводится изображение «прибора» или «светового явления». Изображение убирается, они возвращаются. Задавая наводящие вопросы своей команде, они пытаются угадать, что было изображено. На вопрос команда может ответить только «да» или «нет», без комментариев (рис. 2 – радуга; рис. 3 – мираж; рис. 4 – телескоп; рис. 5 – фотоаппарат; рис. 6 – закат; рис. 7 – гало.) Можно задавать не более четырех вопросов, дальше должен следовать ответ. Например, рисунок 2, на котором изображена «Радуга» – приблизительные вопросы и ответы:

  • «Это – прибор?» – «нет»;
  • «Это – явление?» – «да»;
  • «Это связано с преломлением света?» – «да»;
  • «Это можно наблюдать после дождя?» – «да».

Дальше должен следовать ответ. Участники команды меняются, каждой команде достается по три задания. Продолжительность конкурса – 10 минут.

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Конкурс «Очумелые ручки».

В нем принимают участие по 3 ученика из каждой команды. Это – «мастера на все руки». Им предстоит из подручных средств создать приборы. Результат зависит от сложности созданного прибора, качества и количества. Сложный прибор – 5 баллов, более простой от 2-х до 3-х баллов. Время работы – 15 минут. Они получают ящики, в которых находятся следующие материалы: калька (можно пергамент), ножницы, клей, липкая лента, карандаши, картонная бутылка из-под кефира, линейка, 3 небольших прямоугольных зеркала одинакового размера, еще 2 маленьких зеркала другого размера с обклеенными торцами для безопасности, маленькая прозрачная бутылочка с пробкой, картонные карточки, разноцветные прозрачные бусинки, аптечные резинки, нитки, моток медной проволоки, несколько компакт-дисков, бутылочки из-под йогурта со срезанным дном и обработанными краями, пластилин, кусочки алюминиевой фольги, простые стекла от очков и т.д. список можно продолжить. Из этих материалов можно изготовить калейдоскоп, перископ, водный увеличитель [4] , несколько видов зеркал (плоское, выпуклое, вогнутое), очки и т.д.

Конкурс «Эрудитов».

Проводится параллельно с конкурсом «Очумелые ручки».

По 3 человека от каждой команды подходят к столу жюри, получают кроссворд, который они должны заполнить за 7 минут и передать жюри.

Задания по горизонтали:

  1. Древнеримская богиня утренней зари. (Аврора.)
  2. Прозрачное тело, ограниченное сферической поверхностью. (Линза.)
  3. Древнегреческая богиня радуги. (Ирида.)
  4. Обращенная к глазу часть оптического прибора, состоящая из двух и более линз. (Окуляр.)
  5. Световое кольцо вокруг Солнца или Луны, возникающее вследствие преломления и отражения света, ледяными кристаллами. (Гало.)
  6. «Живой фотоаппарат». (Глаз.)

Конкурс «Болельщиков».

Пока команды работают, проводится конкурс «Болельщиков». Болельщики одной и другой команды должны поочередно называть словосочетания, в которые входит слово «свет». Выигрывает команда, которая назовет больше слов: подсветка, светофор, светлячок, светильник, световод, высветить, подсветить, светолюбивый, светелка, рассвет, светодиод, светило, светает и т.д. Команда, которая не сможет продолжить проигрывает.

Жюри подводит итоги работы художников и конкурса «Болельщиков», за это время заканчивают работу «Эрудиты» и «Умельцы».

Конкурс «Капитанов».

Под музыку «Капитан, капитан, улыбнитесь,...» приглашаются капитаны. Конкурс состоит из двух заданий.

Первый конкурс – капитаны обмениваются символическими подарками. Желательно, чтобы подарки были выполнены собственноручно. Подарок вручается со словами: «Ты, даже не представляешь, какая это нужная вещь!» и объясняется его назначение. Подарок должен относиться к теме «Световые явления».

Второй конкурс – «Применение оптических приборов в быту и техники». Капитаны по очереди выбирают один из двух билетов: в одном написано «зеркало», в другом – «линза». Без подготовки каждый из капитанов должен назвать, как можно больше областей, в которых применяются приборы, использующие зеркала или линзы. В конкурсе «Капитанов», по возможности, члены жюри стараются дать одинаковое количество баллов. Ведь команда выбирала самого достойного, она верит в его способности. Он должен быть на высоте! Чаще всего так и бывает.

Подводятся последние результаты, заканчивается урок. Обе команды награждаются: Одна – за ПОБЕДУ! Вторая- за участие! Идеальный вариант, когда «Побеждает дружба!». Продолжительность игры – 45 минут. Урок проходит в очень быстром темпе. После урока каждая команда получает свой сладкий сувенир.

Список литературы:

  1. Браверман Э.М. Преподавание физики, развивающее ученика. Книга 1. – М.: Ассоциация учителей физики, 2003.
  2. DVD фильм «Оптически явления в природе». – М.: ООО «Видеостудия «КВАРТ»».
  3. Ланина И.Я. Внеклассная работа по физике. – М.: Просвещение, 1977 г.
  4. М. Ди Специо. Занимательные опыты. Свет и звук. – М.: АСТ Астрель, 2005 г.