Односоставные предложения. Типы односоставных предложений

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • обобщить изученное об односоставных предложениях;
  • закрепить умений учащихся определять грамматическую основу;
  • дать понятие об односоставных предложениях с главным членом -сказуемым;
  • дать представление об односоставных предложениях с главным членом-подлежащим;
  • развивать речевую культуру учащихся;
  • развивать навыки самостоятельной работы учащихся.

1. Лингвистическая разминка.

Присутствовать, доклад, тезисы, сожженный, реферат, межинститутский, будущее, снисхождение, резервы, ресурсы, расстилаться, радиофикация, блистательный, дирижер, исподволь, принцип.

Дополнительное задание: выделить морфемы с чередованием гласных или согласных.

(Присутствовать, снисхождение, расстилаться, блистательный, исподволь.)

2. Формирование новых понятий.

Слово учителя. Ребята, сегодня с вами повторим и обобщим наши знания и умения об односоставных предложениях. Как уже известно,подлежащее и сказуемое мы называем основой предложения, его главными членами. Возникает вопрос: Можем ли мы решить, какой из этих членов предложения главнее? Любое ли предложение содержит и подлежащее, и сказуемое? Как вы думаете, если один из главных членов отсутствует, не мешает ли это пониманию смысла предложения?

(Высказывания учащихся на поставленные вопросы)

А теперь послушайте отрывок из стихотворения Константина Бальмонта "Безглагольность"

Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
Луга убегают далеко-далеко
Во всем утомленье, глухое, немое.
Войди на закате, как в свежие волны,
В прохладную глушь деревенского сада,
Деревья тка сумрачно-странно-безмолвны,
И сердцу так грустно, и сердце не радо.

(Текс написан на слайде либо на доске.)

Задание: найти основы в предложениях и подчеркнуть.

Ответ: Камыш. Тишь. Безглагольность. Утомленье. Войди. Грустно) . Выясняется, что в большинстве предложений отсутствует либо подлежащее, либо сказуемое, однако смысл совершенно ясен. Перед нами живой образ тихого летнего вечера.

Значит, предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена(подлежащего или сказуемого) называются односоставными.

На какие основные группы делятся односоставные предложения? На этот вопрос поможет ответить презентация, сделанная к этому уроку. (Презентация "Односоставные предложения. Типы односоставных предложений").Приложение1.

3. Применение умений, навыков.

Готовимся к ЕГЭ.

Определите тип простого предложения(а)односоставное, (б) двусоставное.

1. Погружай меня в сон, колокольчика звон.

2. Хуже медленной смерти прозябанье на свете.

3. Сделай сам и научи других.

4. Полей величие немое.

5. Лицом к лицу не увидать

6. Многое еще, наверно, хочет быть воспетым голосом моим.

7. Отыскать эту аллейку оказалось непросто.

8. Золотым лучом деревья облило.

9. Нас оставалось только трое их восемнадцати ребят.

10. Из полей тянуло гречишным ароматом.

Ответ: 1-а, 2-б,3-а, 4-а, 5- а, 6-б, 7-б, 8-а, 9-б, 10-а.

(Также можно проделать задания В4 из разных вариантов ЕГЭ)

Карточки для индивидуальной работы. Найти односоставные предложения и определить их типы.

Гляжу в озера синие,
В полях ромашки рву:
Зову тебя Россиею,
Единственной зову.(И.Шаферан).

Начиналась весенняя суета перед севом . Чинили плуги. Перековывали лошадей. В доме шла большая чистка. Вытирали окна. Мыли полы. На балкон выносили ковры., кресла, диваны.

Всем необходимо изучать родной язык. Каждому из нас нужно стремиться к знаниям.

Синий туман. Снеговое раздолье.
Тонкий лимонный лунный свет.
Сердцу приятно с тихою болью
Что-нибудь вспомнить из ранних лет.(С Есенин)

4. Закрепление темы.

Назовите типы односоставных предложений в стихах А.А Фета.(Стихи написаны на слайдах или на доске, либо для каждого ученика отдельно на листках)

Учись у них- у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -
Я ничего не пойму.
Шепот робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных точках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря.!

(Ответы:1) определенно-личное, назывные;2)двусоставное, назывное, безличное, двусоставное; 3) назывные.

Итог: Сегодня, ребята, мы еще раз повторили и обобщили наши знания об односоставных предложениях ;старались правильно определять типы односоставных предложений в устной и письменной речи. Данная тема очень обширная, важная, так как включена и в задания для ЕГЭ.

5. Домашнее задание(на листке всем учащимся раздается)

Тропические циклоны. Среди необычных и грозных явлений природы они занимают не последнее место. Разновидности тропических циклонов - тайфуны и ураганы. . Названия им дают в зависимости от района возникновения.

В Северной Атлантике, на юге и юго-востоке Тихого океана- тайфунами, а в Индийском океане - штормами или циклонами. Представьте пятиэтажный дом . Такова высота волны,, вызванной тайфуном. Недавно страшным тайфуном, обрушившимся на страны Юго-Восточной Азии, смыло не только постройки, по и тысячи людей. Весь мир оказал посильную помощь пострадавшим.

Грамматическое задание: отметить грамматические основы предложений, указать типы односоставных предложений.

Использованная литература.

  1. Поурочные разработки по русскому языку, 10 класс. Москва, "ВАКО" 2007.
  2. Русский язык (для национальных школ). Р.Б.Сабаткоев, М.В.Панов.Издательство "просвещение", 1997 г.
  3. Универсальные поурочные разработки по русскому языку, 8 класс. Москва "ВАКО", 2009.
  4. Поурочные разработки по русскому языку, 11 класс,.Москва "ВАКО",2007.
  5. Типовые тестовые задания ЕГЭ по русскому языку. Издательство "Экзамен", 2011 г.

Приложение.