Урок с элементами НЛП-технологии "Антитеза"

Разделы: Литература


Оборудование:

  • Путевые листы для работы учащихся
  • Учебники “Русская словесность “ для 6 класса. Автор Р.И. Альбеткова, М: Дрофа, 2010
  • Заготовки начала пословиц для “Ярмарки пословиц”, маркеры и магниты
  • Заготовки с основными терминами, которые учащиеся должны запомнить
  • Портреты М.Ю.Лермонтова и Г.Гейне
  • Репродукция картины И.И.Шишкина “На севере диком”
  • Комплект геометрических фигур для аппликации, клей, ножницы, лист А4 для выполнения работы.

Приложение 1

Ф.И. ____________________________

Тема урока ______________________

1. __________________ – (из. _________ языка, означает ___________) стилистическая ________________, основанная на ______________, служит для ____________ впечатления.

Л.Н.. Толстой “Война и ________”
И.С. Тургенев “Отцы и ___________”
М Твен “Принц и _______________”
А.П. Чехов “ Толстый и ____________”
В. Маяковский “Что такое хорошо и что такое ____________”
И.А. Крылов “ Стрекоза и _______________”

2. Составьте синквейны для героев басни Крылова.

1. _______________________ (1 имя существительное)
2. ______________________ (2 прилагательных, характеризующих героя)
3. _______________________ (3 глагола, указывающих на его действия)
4. _______________________
    (фраза-вывод из 4 слов)
5.________________________ (слово – синоним (текстовый) для 1 строчки)

3. Прочитайте внимательно стихотворение М.Ю. Лермонтова “На севере диком”

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем

  • Прочитайте еще раз стихотворение про себя. Выполните следующие задания:
  • Сколько частей в стихотворении? Какие образы созданы в каждой части?
  • Заполните таблицу словами, рисующими образы из 1 и 2 части
Сосна Пальма
   
   
   
   
   
   

Сделайте вывод, какие это образы и какой прием лежит в основе стихотворения?

__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________

6. Домашнее задание

Уч-к стр. 98 № 91

Или
Подобрать по 2-3 пословицы, загадки, построенные на антитезе

Или
Найти и приготовить выразительное чтение других переводов Гейне. (Тютчева, Фета)

Конспект урока словесности в 6-м классе
по теме “Антитеза” с элементами НЛП-технологии

Цели:

  • Обучающая: определить понятие “антитеза”, научиться использовать ее в высказываниях, выяснить, какова роль антитезы в худ.тексте.
  • Развивающая: развитие творческих способностей через использование НЛП-технологии, активизация мыслительных способностей, с учетом ведущего канала восприятия
  • Воспитательная: внимательное и уважительное отношение как к народному, так и художественному слову, воспитание уверенности в себе, своих силах, знаниях.

Ход урока

1 Начало урока 1. Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Сегодня нам вновь предстоит радостная и увлекательная встреча со словом, с еще одним приемом худ. выразительности. Чтобы ничего не забыть, вы будете вести записи в рабочих листах, которые затем вклеите в тетради по словесности. Подпишите свои листы.

Якорение
аудиальное
2. Организация внимания.

Узнать тему нашего урока нам поможет стихотворение

Анти – это значит “против”
И решительное “не”,
В наших русских оборотах
Применимое вполне.
Нам с приставкой этой можно
Сэкономить массу слов.
Применить ее несложно,
А рецепт давно готов.
Значит так: сказать о друге
Можно просто – антивраг.
Про затишье – антивьюга.
Умный – кто? – Антидурак.
С этим “анти” антипрозу
Может каждый сочинять:
“Летом по антиморозу
Хорошо пойти гулять.
Антирвать в саду цветочки,
Хвастунов антилюбить”
“Анти” сами лезут в строчки,
Их легко не позабыть!

Работа со словарем – Чем же является АНТИ в словах? Это русская или заимствованная приставка? В каком словаре вы будете искать слова с приставкой –АНТИ-?

Откроем словарь иностранных слов и поищем слова, поясним их значение.

Какое же из этих слов имеет отношение к словесности, к средствам выразительности? Правильно, это антитеза. Запишите тему в ПЛ

Целеполагание Сегодня на уроке вы

определите понятие “антитезы”

научитесь использовать антитезу в высказываниях

выскажете свое мнение о роли антитезы в худ.словесности

2 Подготовка учащихся к изучению нового материала. 1. . Дома вы читали № 20 в учебнике словесности. Вспомните, что такое антитеза, дополните определение.

На антитезе основаны названия многих известных произведений. Посмотрите на эти названия внимательно, может быть, они вам знакомы? Допишите недостающие слова.

1. Толстой Л.Н. “Война и мир”
2. Твен М. “Принц и нищий”
3. Маяковский В. “ЧТО такое хорошо и что такое плохо”
4. Тургенев И.С. “Отцы и дети”
5. Чехов А.П. “Толстый и тонкий”
6. Крылов И.С. “Стрекоза и муравей”

3 Сообщение учебного материала учителем 1. Остановимся на последнем произведении. Где же здесь антитеза? Она спрятана в смысле басни, в характерах ее героев.

Инсценировка басни “Стрекоза и Муравей”

2. А теперь вам предстоит составить синквейны для героев басни.

  ПРИЕМ

создания образов

Записать на доске

1. ____________________ (1 имя существительное)
2. ____________________ (2 прилагательных, характеризующих героя)
3. _____________________ (3 глагола, указывающих на его действия)
4. ______________________ ___________ (фраза –вывод из 4 слов)
5. _____________________ (слово-синоним (текстовый) для 1 строчки)

– Какими они получились по содержанию? (противоположными)

– Какова роль антитезы в басне?(делает образы более яркими, выразительными)

3. Будем помнить уроки этой басни: будем умны, требовательны к себе и предусмотрительны. Ведь недаром

Записал народ в свою книгу книг,
Справедливость во всем любя:
Глупый больше требует от других,
Мудрыйот самого себя. (Н. Рыленков).

– Найдите пословицу в четверостишии. Как она построена? Докажите.

– Какую мысль выразил поэт? (Глупый ждет, пока ему другие покажут верный путь, а умный сам пробивает дорогу, сам познает жизнь)

Вывод: какую роль сыграла антитеза? (Она показывает два способа жизни.

  АВТОРСКАЯ позиция

Эмоциональная окраска

– На чьей стороне автор? А вы?

– Что помогла нам понять антитеза? (отношение автора к высказанной мысли)

“Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла, являют блистательную краткость и меткость народного языка, живость разговорных интонаций”.(В.П. Аникин).

Часто поэты и писатели обращаются к пословице, потому что в пословице – дело молвится.

5. А хорошо ли вы знаете пословицы? Проверим.

(Уч-ся заранее выданы с началом пословиц, которые им необходимо дописать, используя прием антитезы.)

  Мотивация через игру

“Ярмарка пословиц”

(работа в парах)

Вывесить на доску

1. Ученье свет, а неученье – … (тьма)
2. Знай больше, а говори – … (меньше)
3. Не бойся врага умного, а бойся друга … (глупого).
4. Делу время, а потехе (час)
5. Готовь сани летом, а телегу (зимой)
6. Одна голова хорошо, а (две лучше)
7. Семеро (одного) не ждут
8. Худой мир лучше (доброй войны)
9. Семь раз отмерь, (один раз отрежь)
10. Один за всех и (все за одного)
11. Семеро с ложкой, (один с сошкой)
12. Ложка дегтя бочку меда портит
13. В чужом глазу соринку вижу, (в своем бревна не замечаю)
14. Глаза боятся, (руки делают)
15. Везде хорошо, а (дома лучше)
16. За двумя зайцами погонишься – (ни одного не поймаешь)
17. Слово-серебро, (а молчание – золото)
18. Старый друг (лучше новых двух)
19. Давши слово, держись, а (не давши, крепись)
20. За одного ученого, двух (неученых) дают, да и тех (не берут)
  Физкультминутка Перед следующим заданием давайте немного отдохнем

Руки вверх, и руки вниз.
Ты давай-ка, не ленись!
Взмахи делай четче, резче,
Тренируй получше плечи.

На одной ноге стою, а другую подогну.
И теперь попеременно
Буду поднимать колени.

Корпус вправо, корпус влево,
Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать
И руками помогать.

Отдохнули, посвежели
И за парты снова сели.

– Кто был самым внимательным и наблюдательным? Какие противопоставления услышали в физминутке?

4 Первичные закрепления с использованием притчи 1. В качестве напутствия перед следующей работой я расскажу вам притчу. “Однажды падишах решил подвергнуть испытанию своих визирей. “О, мои подданные!” – обратился к ним падишах, – у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто решит её”. Он повел своих подданных в сад, в углу которого была ржавая дверь с огромным замком. “Тот, кто сможет открыть эту дверь, станет моим первым визирем”, – сказал он и отошел в сторону. Одни придворные только качали головами, другие стали разглядывать замок, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены в том, что не смогут открыть дверь. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел дверь и навалился плечом на неё. Он толкнул её и – о, чудо! – она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться всё быстрее и раскрылась. Тогда падишах сказал: “Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в собственные силы.”

Уверена, что знаний и сил у вас еще достаточно, чтобы справиться с оставшимися заданиями.

5. Работа с художественным текстом

Музыкальный фрагмент, видео ряд

Дома в учебнике вы читали отрывок из произведения М.Ю. Лермонтова “Три пальмы”. Сегодня мы с вами поразмышляем над стихотворением М.Ю. Лермонтова “На севере диком стоит одиноко...”.

(Звучит музыка.)

– Что вы чувствовали, слушая музыку? (Тоска, грусть, одиночество.)

– И боль, и тревога, разлука, горечь, глубокая, неутолимая грусть слышатся в музыке Вивальди. Когда бы вы хотели слушать такую музыку: когда у вас всё хорошо, вы спокойны, радостны, довольны собой или... в какой-то другой момент жизни? (скорее всего, когда нам плохо, безрадостно .)

– А когда человеку бывает плохо? (Когда он один, одинок.)

– Лермонтов всю свою жизнь чувствовал себя одиноким. И, наверное, поэтому в его поэзии есть и парус одинокий, и тучки-изгнанники. И утёс, который стоит одиноко, и одинокий листочек дубовый.

“На севере диком стоит одиноко...” – стихотворение, написанное Лермонтовым в 1841 году, незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ, незадолго до смерти. Это стихотворение – перевод из творчества великого немецкого поэта Г.Гейне “Сосна”, написанного гораздо раньше, в 1822 году. Послушайте это стихотворение, закрыв глаза.

Выразительное чтение

учителем на немецком языке, затем учащиеся на русском

(Учитель читает стихотворение.)
Гейне Лермонтов
Ein Fichtenbaum

Ein Fichtenbaum steht einsam
Im Norden auf kahler Hoh!
Ihn schlafert, mit weisser Decke
Umhullen Schnee und Eis

Er traumt von einer Palme,
Die fern im Morgenland
Einsam und schweigend trauert
Auf brennender Felswand.

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

– Представьте, что вы художники. Выразите настроение этого стихотворения с помощью красок.

– Как вы думаете, почему так много невзрачного цвета, тёмных оттенков, каких-то серых разводов?

(Стихотворение грустное, возникает ощущение пустоты, щемящее чувство одиночества пронизывает всё стихотворение, слышится мечта о далёкой родной душе, тоже одинокой.)

  • Прочитайте еще раз стихотворение про себя. Выполните следующие задания:
  • Обратите внимание на композицию. Сколько частей в стихотворении?
  • Какие образы созданы в каждой части?
  • Заполните таблицу словами, рисующими образы из 1 и 2 части
  Иллюстрация
Сосна Пальма
На севере диком
На голой вершине
Снег сыпучий
Одета ризой
Пустыня,
Утес горючий
Солнце
Прекрасная пальма
  • Сделайте вывод, какие это образы?
  • Какой прием лежит в основе стихотворения?

(Противопоставление, антитеза)

– Какие слова вы подобрали к описанию пальмы? Прекрасная, но грустная. Почему? (Она тоже одинока.)

– Какие же образы создал Лермонтов? (Противоположные, контрастные.) Сосна сверкает ризой, пальма прекрасна, но они одиноки, поэтому их не радуют ни богатство, ни яркое солнце, ни собственная красота.

Когда человек один, ему всегда плохо.

2. Рассмотрите репродукцию картины И.И. Шишкина “На севере диком...”.

  • Что изображено на картине?
  • Какова её композиция? Колорит?
  • Какое настроение выразил художник?
  • Удалось ли И.И. Шишкину передать настроение стихотворения М.Ю. Лермонтова?

Что нового вносит картина в наше восприятие стихотворения?

6 Рефлексия

Вывесить работы на доску

Перед вами на партах лежат различные, контрастные по форме, цвету геометрические фигуры. Из них вы должны создать аппликацию сосны или пальмы.
7 Итог урока

Записать слова на доске

1.Подведем итоги нашего урока

Оцените себя и свою работу на уроке. Начните со слов:

“Я видел…”, “Я слышал…”, “Я делал…”, “Я научился…”

Вывод урока: Антитеза является средством изображения контрастов, противоречий жизни. Она помогает выразить мысль, создать яркий образ и эмоциональную окраску. Хочу пожелать вам никогда не знать одиночество, что в вашей жизни было побольше приятных контрастов и поменьше резких антитез.

2. Оценивание (собрать жетоны)

3. Домашнее задание.

  • Учебник, стр. 98 № 91
  • Найти и приготовить выразительное чтение других переводов Гейне. (Тютчева, Фета)
  • Найти в стихотворении Лермонтова другие средства выразительности