Решение простейших тригонометрических уравнений и неравенств

Разделы: Математика


Цели:

  • формировать навыки решения тригонометрических уравнений и неравенств;
  • содействовать развитию математического мышления и речи кадет;
  • воспитывать доброжелательность;
  • побуждать кадет к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности.

Время: 45 минут.

Место: учебный класс.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма организации урока: фронтальная, индивидуальная.

Материальное обеспечение: мультимедийный проектор, карточки индивидуальных заданий, раздаточный материал.

Ход урока

1. Вводная часть

Приветствие.

Слова преподавателя: Тема сегодняшнего урока “Решение простейших тригонометрических уравнений и неравенств”. Цель урока – разобрать способ решения тригонометрических уравнений и неравенств, формировать навыки их решения, развивать мышление и математическую речь. На сегодняшнем занятии мы рассмотрим следующие вопросы: 1. Решение уравнений. 2. Решение неравенств. И начать урок хочется словами Анатоля Франса: “Учиться надо весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”. Но прежде повторим прошлый материал.

2. Основная часть

2.1. Повторение теоретического материала.

8 человек работают по карточкам индивидуальных заданий (Приложение 1) на местах.

Остальные в это время разгадывают кроссворд, представленный на доске.

  1. Раздел математики, изучающий свойства синуса, косинуса.
  2. Абсцисса точки на единичной окружности.
  3. Синус – это … точки на единичной окружности.
  4. Отношение косинуса к синусу.
  5. Отношение синуса к косинусу.
  6. Верное тригонометрическое равенство, которое необходимо доказать.

Фронтальная работа на местах по единичной окружности.

а) с цифровыми значениями и углами (Рисунок 1)

Определить синус, косинус, тангенс, котангенс углов: .

б) с углами, но без цифровых значений (Рисунок 2)

Определить синус, косинус, тангенс, котангенс углов:

.

в) без углов и без цифровых значений (Рисунок 3).

Определить синус, косинус, тангенс, котангенс углов:

.

Собрать работы.

Теорией решения тригонометрических уравнений одним из первых начал заниматься Леонард Эйлер. Прежде чем заняться решением уравнений прослушаем доклад о нём. (1 чел.) (Приложение 3)

2.2. Изучение нового материала (решение уравнений)

Альберт Энштейн как-то сказал: “Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно”. Решением простейших тригонометрических уравнений сейчас и займёмся. Объяснение ведётся с использованием мультимедийного проектора. (Приложение 4) В ходе беседы подробно разбирается решение уравнений и , и записывается в тетрадях.

2.3. Закрепление изученного материала

Фронтальная работа. Кадетам предлагается решить 10 уравнений (по 2 человека у доски, остальные в тетрадях) (Приложение 5, задание 1)

Самостоятельная работа (отгадай фразу). Каждому кадету предлагается решить по четыре уравнения (Приложение 6), правильно решив которые, они должны составить фразу “Образование – это то, что остаётся, когда всё выученное забудется” (Приложение 7)

2.4. Изучение нового материала (решение неравенств)

Объяснение ведётся с помощью мультимедийного проектора (Приложение 4, слайды 4–6)

2.5. Закрепление изученного материала

Фронтальная работа. По два человека у доски, остальные в тетрадях (Приложение 5, задание 2).

3. Заключительная часть

3.1. Итог урока

Подвести итоги урока. Выставить оценки.

3.2. Задание на самоподготовку

№№ 13.27(в, г), 13.28(в), 13.43(г), 13.44(б).