Коррекционное занятие в логопедической группе с детьми старшего дошкольного возраста со здоровьесберегающим сопровождением

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Педагогическая наука, дошкольная практика всегда уделяли проблеме поиска путей совершенствования занятия, как основной организации обучения в ДОУ. Каждое занятие направляется на достижение триединой задачи: обучить, воспитать, развить. Структура занятия, его конкретные образовательно-воспитательные задачи, содержание и методы обучения, должна отличаться логичностью, стройностью, гибкостью. Как, сохранив все это, реализовать здоровьесберегающую функцию занятия?

Для разработки качественного занятия в условиях здоровьесберегающей педагогики воспитатель может воспользоваться методикой написания конспекта занятия со здоровьесберегающим сопровождением. Она достаточно наглядно показывает, что ЗОТ на занятии – это не хаотичный набор элементов, методов, мероприятий, связанных со здоровьем, а система деятельности, выстраиваемая в соответствии с заранее определёнными установками (задачами). Конспект такого занятия мы предоставляем вашему вниманию.

Цель: закрепить знания детей о домашних птицах и животных.

Задачи:

Коррекционные:

  • Активизировать словарь детей по данной теме.
  • Продолжить обучение детей образованию притяжательных прилагательных.
  • Закреплять умение отвечать полным ответом.

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать логическое мышление.

Здоровьесберегающие:

  • Профилактика умственного утомления детей на занятии.
  • Обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода с учётом функциональных и физиологических возможностей детей.
  • Профилактика зрительного утомления.

Материалы: печатные задания для индивидуальной работы детей (по выбору воспитателя), пластилин, карандаши простые, ванночки с песком, трафареты, мелкие игрушки домашних птиц и животных, аудиозапись голосов домашних животных, карточки по теме, эмблемы-символы, влажные салфетки.

Все материалы раскладываются на столы заранее.

Содержание занятия Здоровьесберегающее сопровождение
Дети стоят возле воспитателя.

Воспитатель: Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и гостям
“С добрым утром!”
“Добрый вечер!”
“Добрый день!”
Всем говорим.

 
– Давайте поприветствуем наших гостей и скажем вместе: “Добрый…вечер!”. Хорошо, молодцы. А теперь покажите свои ладошки. Потрите их друг об друга. Что вы чувствуете? (тепло) Это тепло ваших добрых рук, подарите его своим друзьям.

(Игра “Тёплые ладошки)

Создание положительного эмоционального настроя.
1. Сообщение темы занятия

Воспитатель: “Ребята, чтобы узнать о ком мы сегодня будем говорить, послушайте запись”. (Включается аудиозапись голосов домашних животных.)

– Вы узнали голоса? Кого вы услышали?

(Дети называют домашних животных: корова, поросёнок, коза, собак и т. д).

– Верно, узнали. Догадались о ком мы будем сегодня говорить? (О домашних животных и птицах.)

Учет особенностей физиологической фазы “врабатывания” у детей; первая часть занятия не загружается сложным материалом.
2. Активизация знаний с опорой на изученный ранее материал

Детям предлагается присесть на ковёр.

– Ребята, давайте присядем на ковёр. Вы называли много домашних животных и птиц. Скажите, а какие ещё есть животные? (Дикие.) А почему же домашних животных называют домашними?

(Ответы детей: потому что для этих животных нужно специальное жильё – сарай, стойло. За этими животными необходим особенный уход: летом их пасут на лугу.)

– Молодцы, хорошо! А у вас дома есть животные? Какие? Как их зовут? Как вы за ними ухаживаете?

Смена динамической позы.
  3. Пальчиковая гимнастика

(Сидя на ковре.)

Кто в деревне живет?
Лежебока – рыжий кот,
Маленький телёнок,
Жёлтенький цыплёнок,
Белая овечка,
Мышка под крылечком.
1, 2, 3, 4, 5 – их не трудно сосчитать!

4. Самостоятельная (подгрупповая) работа детей

– Ребята, подойдите ко мне. Вы обратили внимание, что у вас на груди висят эмблемы. Сейчас вы внимательно посмотрите на них и сядете за те столы, где есть такая же эмблема.

Смена динамической позы, с учётом вида деятельности.
Подгруппа “А” – упражнение “Продолжи узор”, “Соедини по точкам, увидишь, кто получится”. Задание предлагается более сильным детям, на листах разного цвета. Использование цветотерапии для детей разного психического темперамента.
Подгруппа “Б” – Упражнение на развитие мелкой моторики рук “Выложи по контуру”: на листах разного цвета контуры домашнего животного – кошки. Дети должны пластилиновыми жгутиками выложить кошку по контуру. Это задание даётся детям, со слабо развитой мелкой моторикой

Подгруппа “В” – Упражнение “Трафареты” или “Кто спрятался в комочке”. Дети должны разгладить комочек из бумаги, обвести контур и раскрасить животное (в комочке – силуэт домашнего животного). Упражнение для гиперактивных детей.

Подгруппа “Г” – Пескотерапия.

Дети спокойными, ровными движениями разгребают песок, находят картинку (контур) домашнего животного или птицы. Не вытаскивая картинки из песка, дети посыпают (обводят) рисунок. После выполнения задания вытирают руки влажными салфетками.

В течение времени выполнения самостоятельных заданий (параллельно) воспитатель приглашает к себе за стол тех детей (из любой подгруппы), с которыми по конкретному заданию логопеда проводится индивидуальная работа (это может быть артикуляционная гимнастика, упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков, дидактические игры по теме и т. д.)

 
Далее идёт проверка выполненных самостоятельных заданий. Воспитатель старается привлечь внимание всех детей к работе каждого ребёнка, спрашивает, обращаясь по имени:

– …, что ты делал? У тебя всё получилось?
– Посмотрите, Ваня постарался, и какой красивый кот получился у него.
– Все ребята молодцы, отлично справились с заданием.

А сейчас задание: “Дотронься рукой на расстоянии”. Найдите и покажите домашнее животное, у которого есть рога; кто даёт нам молоко, кто очень любит молоко.

Профилактика зрительного утомления, используя держалку.

Повышение двигательной активности детей с использованием методики Базарного.

  5. Оздоровительный момент

(динамическая пауза для снятия статической нагрузки без прерывания учебной деятельности)

– Ребята, подойдите к картинкам, выберите себе изображённое на ней животное и снимите картинку (используется “подвеска ” Базарного)

6. Закрепление материала по лексической теме (обогащение словаря)

Дети стоят возле воспитателя произвольно с картинками в руках.

– Ребята, а сейчас хотите поиграть? Давайте разделимся на две команды. Те у кого картинки с домашними животными – это одна команда. У кого – с домашними птицами – это другая команда. На столе лежат карточки (отдельные части животного или птицы). По команде вы должны подбежать к столу и выбрать ту карточку, которая подходит к вашей картинке и вернуться обратно. Затем бежит следующий игрок. Когда все найдут карточки мы проверим все ли вы правильно сделали.

(Ребёнок показывает картинку и карточку и говорит: “Это кролик. А это кроличьи уши.) Подводятся итоги игры.

Использование наглядности и соревновательного метода для

поддержания умственной работоспособности в последней фазе занятия.

Использование ПИДН.

7. Подведение итогов занятия

– Ребята, вы все молодцы. Мне понравилось, как вы занимались. У нас сейчас наступила весна. И я вам хочу подарить вот такое весёлое весеннее солнышко.

– Наше занятие закончено. Спасибо.

Обеспечение психологического комфорта