Дифференцированный подход к воспитанию девочек и мальчиков при обучении детей плаванию

Разделы: Работа с дошкольниками


Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей, чаще всего ориентируется на дифференцированный подход к воспитанию девочек и мальчиков для сохранения и укрепления здоровья.

Очень важно, чтобы дифференцированный подход, использовался в комплексе здоровье сберегающей деятельности, в итоге формировала бы у мальчиков и девочек стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.

Применение в работе ДОУ № 214 комбинированного вида дифференцированного подхода повышает результативность учебно-воспитательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

В настоящее время на занятиях по плаванию необходимо способствовать формированию мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, формировать начала мужественности и женственности у дошкольников.

Плавание – это увлекательное занятие способствует всестороннему физическому развитию ребенка, вырабатывает стройную фигуру, помогает развивать такие ценные качества личности, как смелость, упорство, дисциплинированность. У детей укрепляется нервная система, воспитывается уверенность в себе, формирует правильные двигательные навыки. Это доступное средство разностороннего физического развития с ярко выраженной оздоровительной направленностью.

Упражнения в воде являются эффективным средством формирования дифференцированного подхода к обучению плаванию мальчиков и девочек.

Многолетний опыт работы с дошкольниками показал, что наиболее целесообразно, как с точки зрения учета половых особенностей развития, так и в связи с формированием их поло ролевого поведения, проводить часть занятий по плаванию раздельно, а часть совместно.

Содержательная сторона двигательной деятельности дошкольников имеет свою специфику в зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои предпочтения в плавании, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается и в которой наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом. В частности, в процессе игр у мальчиков место занимают движения скоросно-силового характера (бег, прыжки, скольжение на дальность, игра в футбол в воде, плавание на скорость); девочки предпочитают (игры с надувными игрушками, выполнять упражнения на кругах “Звездочка” на спине, груди), упражнения под музыку. В то же время мальчикам и девочкам нравиться игры в воде.

Больше всего мальчикам нравиться плавать способом кроль на груди и спине, а девочкам способом “Брасс”.

Скорость передвижения брассом не большая, позволяет ребенку плыть бесшумно, хорошо просматривать пространство над водой, преодолевать большие расстояния. Рабочие движение ног в способе брасс создают большую силу тяги. Каждый цикл движений в этом способе состоит из одного движения рук, одного движения ног, одного вдоха и одного выдоха в воду.

Учет половых особенностей дошкольников в процессе занятий по плаванию ведем по нескольким направлениям: подбор упражнений, нормирование физической нагрузки, методика обучения плаванию, участие в играх и соревнованиях, двигательные предпочтение детей в процессе плавания, требования заданий, инвентарь и оборудование, система поощрений в воде, уборка оборудования, диагностика по плаванию.

На занятиях по плаванию использую методические приемы, имеющие различия:

  1. Не зависимо от роста детей при построениях (в плавании, в шеренге, колонны) впереди стоят всегда мальчики.
  2. В подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (например, мальчики скольжение через один обруч, девочки – скольжение от бортика к бортику).
  3. В дозировке (например, девочки вдох- выдох воду 10 раз, мальчики – 15 раз.)
  4. По продолжительности (например, мальчики работают ногами в воде 20 сек., девочки 15 сек.).
  5. При движении в парах (“Переправа”) – мальчик держит девочку за руки, а девочка выполняет скольжение на груди, первым всегда пробуют мальчики.
  6. В обучении сложным движениям (существует ряд упражнений, которыми мальчики овладеют легко, в то время как девочек они вызывают значительные трудности. Например, скольжение на груди мальчикам даются легко, а девочкам только с дощечкой или на кругах. Это требуется от специалиста по плаванию особых методических приемов: разное число повторений, выбор подводящих и подготовительных упражнений, использование вспомогательного оборудования).
  7. В пространственных границах (мальчикам выделяется большая, чем девочкам часть бассейна, так как для них характерно дальнее зрение, а для девочек ближнее).
  8. В распределение ролей в подвижных играх (например, мальчики – карасики, а девочки – щуки).
  9. В требованиях к качеству выполнения заданий (девочкам и мальчикам мы предъявляем разные требования к выполнению одних и тех же движений: от мальчиков требуется большей четкости, ритмичности, затрат дополнительных усилий, а от девочек – больше пластичности, выразительности, грациозности).
  10. В расстановке и уборке снарядов (девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группой в несколько человек – тяжелое оборудование).
  11. В оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как. Для мальчиков слово “молодец” эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова более сильным эмоциональным компонентом: “ Ты лучшая в этом движении”, “У тетя самое бесшумное скольжение”).
  12. В сопровождении чаще напоминаем мальчикам о способах выполнения, о требованиях к качеству, так как они дольше нуждаются во внимании при “шлифовке” отдельных элементов, техники, чаще приходиться использовать помощь в плане тактильного – мышечных ощущений; а в работе с девочками преимущественно прибегать к образцу, имитации, словесным указаниям.
  13. В учете сенситивных этапов при формировании и совершенствовании двигательных способностей, физических качеств, двигательных навыков и умений (например, девочки лучше выполняют задание на пространственную точность на пятом и шестом годах, а мальчики – на седьмом году жизни).

Принципы нашей работы:

  • доступности – позволяющий использовать преемственность физических упражнений (от известного к неизвестному, от освоенного к неосвоенному), стимулирующий активность и двигательную деятельность ребенка.
  • учета возрастных и индивидуальных особенностей – детей в соответствии с возможностями занимающихся, особенностями их возраста, пола, с учетом развития физических качеств, функционального состояния;
  • систематичности и постепенности – непрерывность, регулярность и планомерность процесса для формирования прочного навыка плавания;
  • сознательной активности – стимулирующий формирование устойчивого интереса ребенка, как к процессу обучения, так и конкретной задаче на каждом занятии;
  • разнообразия – позволяющий не только повышать моторную плотность занятий, но и стимулировать интерес ребенка;
  • новизна – позволяющей найти для обучаемого те движения, то сочетание движений, тот способ, которые бы отвечали его способностям, его одаренности.

Прежде чем начинать изучение техники плавания, следует овладеть подготовительными упражнениями для освоения с водной средой, которые выполняются в мелкой части бассейна. Такие занятия состоят из серии специальных упражнений: на освоение с водой, погружение в воду, всплывание, на горизонтальное положение в воде, на правильное дыхание в воде, на работу и расслабление мышц рук и ног, скольжение. В качестве подготовительных упражнений в воде используется и хождение по дну с различными изменениями положения рук и ног, гребковыми движениями рук, а также выполнение упражнений у бортика. В период обучения используются специальные поддерживающие средства (плавательные доски, мячи), частично способствующие разгрузке позвоночника.

Применение игрового метода с использованием стандартного и нестандартного оборудования на занятиях весьма важно, так как с применение оборудования ускоряет развитие двигательных умений и навыков, содействует более быстрой адаптации организма к воде.

Образовательное и оздоровительное значение имеют игровые упражнения с нестандартным и стандартным оборудованием, родственные по структуре и характеру движений тем двигательным, действиям, которые изучаются во время занятий по плаванием. Элементарные двигательные навыки при использовании оборудования, приобретаемые детьми, не только сравнительно легко перестраиваются при следующим, более углубленном изучении техники движений, но и облегчает овладению ею.

Игры с оборудованием увлекают, что создает эмоциональный фон для снятия напряжения и страха в воде, побуждает детей к активному выполнению упражнений. Вот поэтому игры и игровые упражнения с использованием оборудования я рекомендую при обучении плавания. Играя, ребенок незаметно привыкает к свойствам водной среды настолько, что потребность в умении плавать возникает сама собой. Ребенок, отражает водный мир, получает первичные сведения о животных, которые живут в воде через обучение упражнениям, развивающим организм, укрепляющим мышц спины и живота, развиваются дыхательную мускулатуру. Воспитывается бережное отношение к природе. Формируется хорошая осанка. Игровые подражательные упражнения, заставляют не просто механически выполнять известные и не известные движения, а мобилизировать свою память, двигательный опыт, осмысливать.

Используются игры на воде: “Звездочка”, “Медуза”. “Насос”, “Рыбаки и рыбки”, и т.д.

По моему мнению, занятия плаванием должны занимать в этом процессе одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек.

Учет половых особенностей дошкольников позволит педагогу, организующему их двигательную деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенной природой.

Приложение 1