Интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста с использованием компьютерных игр

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика


Современный рынок предлагает массу компьютерных игр. Как не растеряться в таком разнообразии, выбрать те игры, которые не навредят ребенку, а помогут в его развитии и подготовке к школе? В нашем детском саду создан компьютерно-игровой комплекс, подобранна и проанализирована коллекция компьютерных игр, разработана система групповых занятий с их использованием (образцы тематического планирования занятий на 1 полугодие смотри в Приложении 1). Для каждой компьютерной игры мы рекомендуем составить “Паспорт”, в котором отразить все мини-игры с описанием необходимых игровых действий, задачами, которые помогает решить данная мини-игра и возможностями ее использования (см. Таблица 1).

Таблица 1. Например,

Паспорт компьютерной игры.
Незнайкина грамота.
Сборник образовательных игр для детей 4,5–7 лет.

Название разделов, варианты и уровни Игровые действия Решаемые задачи Использование
“Качели”

1, 2, 3

Разместить животных, уравновесив весы

Усложнение по количеству зверей

– Развитие мышления.
– Развитие навыков сложения.
– Формирование представлений о массе.
Индивидуальная работа с детьми, показавшими низкие результаты по разделу “Математика”
“Климат”

На карте расставить объекты.

1. Интенсивность солнца, осадки.
2. Животных.
3. Народы.

– Расширение кругозора дошкольников.
– Закрепление материала по темам “Животные”, “Народы”.
Закрепление соответствующих программных знаний.
“Счет”

Нажать на числа по возрастанию.

1. По порядку.
2. Через 1.
3. С большими пропусками (числа до 100)

Развитие умения работать с мышкой.

Закрепление навыка порядкового счета.

Индивидуальная работа с детьми, показавшими низкие результаты по разделу “Математика”
“Карнавал”

Одеть куклу, нажимая на соответствующий предмет одежлы.

1. Мальчика.
2. Девочку.
3. Двоих.

Диагностика и закрепление представлений детей об одежде, выборе ее в зависимости от пола, сезона и ситуации. Индивидуальная и групповая работа по теме “одежда”, по развитию восприятия времен года.
“Колобок”

Довести колобка до домика.

1. Без врагов.
2. С неподвижными врагами.
3. С двигающимися.

Развитие координации и точности движений в системе “глаз-рука”. Индивидуальная работа с детьми с низким уровнем развития моторики.
“Карта”

Найти объекты по названию.

1. Используя схемы.
2. Используя рисунки.
3. Найти к карте объекты.

Расширение знаний детей о географических объектах, их обозначении на картах. Диагностика знаний детей по карте, ее объектах.
“Морозко”

Протирая окошко, увидеть что за ним. Найти это среди рисунков.

7 игрушек.

Развитие внимания, восприятия, моторики руки. Индивидуальная и групповая работа по развитию внимания и восприятия детей.
“Охота”

Навести фотоаппарат и сфотографировать зайца.

1, 2, 3 уровни отличаются скорость движения зайца.

Развитие координации и точности движений в системе “глаз-рука”. Индивидуальная работа с детьми с низким уровнем развития моторики.

Образцы других паспортов компьютерных игр смотри в Приложении 2.

Данные паспорта позволяют педагогам быстро найти нужное упражнение на занятие, облегчают планирование занятий, помогают в организации работы с родителями по использованию компьютерных игр в развитии детей дома.

Занятия в КИК в нашем детском саду проводятся по подгруппам 10–12 человек, таким образом, достигается 100% охват детей за занятие. Каждый ребенок выполняет 1-2 задания у интерактивной доски (Рисунок 1), остальные получают возможность проследить и оценить выполнение задания. Например, исключая лишний предмет в компьютерной игре “Логика”, раздел “Найди лишнюю картинку”, дети запоминают порядок рассуждений, учатся анализировать. В игре “Игродром”, раздел “Кто где живет”, закрепляют на звания “домов” для животных.

Рис. 1

Также нами используются приемы с фишками и карточками, позволяющими одновременно выполнять задание всей подгруппой (Рисунок 2). Например, в компьютерной игре “Учимся говорить правильно”, для групповой работы можно каждому ребенку сделать карточки для ответов. Так, в разделе Неречевые звуки – скотный двор – заменить данных животных их символами на карточках (корова – вымя, овца – завитушки шерсти, лошадь – хвост, свинья – пятачок). После того как прозвучит задание все дети подгруппы выкладывают прозвучавшую последовательность своими карточками. Это позволяет проследить результат у всех детей, повысить эффективность задания, развивать у детей не только слуховую и зрительную память, но и воссоздающее воображение, целостность восприятия.

Рис. 2

Данная организация занятий позволяет каждому ребенку побывать в центре внимания, получить удовлетворение от выполненного задания, получить оценку своим действиям, что не всегда будет возможно при обучении в школе.

В помощь педагогам, планирующим включать в свою работу компьютерные технологии, предлагаем обобщающую таблицу по интеллектуально-творческому развитию детей с помощью компьютерных игр.

Продолжение статьи (Таболица 2) можно посмотреть в Приложении 3