Урок по географии "Озера". 6-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Учебно-воспитательные цели:

  1. Расширить знания учащихся об озерах земного шара, объяснить понятия: “озеро”, “озерная котловина”, “карст”, “старица”, “сточные”, “бессточные”, “пресные”, “соленые”.
  2. Называть крупные озера мира и России и уметь показывать их на карте России и карте полушарий.
  3. Проконтролировать степень усвоения знаний по теме “Реки”, изученной на прошлом уроке.

Задачи.

Обучающие:

  1. Закрепить знания по теме “Реки”, знание карты.
  2. Познакомить учащихся с новой темой.

Развивающие:

  1. Активизировать процесс мышления у учащихся.
  2. Развивать умение детей осмысленно воспринимать знания, толковать факты, давать им оценку, делать выводы, быстро и правильно формировать ответы.
  3. Формировать общественные (сотрудничество и соревнование) и индивидуальные (заинтересованность, вера в собственные возможности) мотивы.
  4. Научить учащихся анализировать цели, процессы и результаты своей деятельности.
  5. Побуждать к постоянному желанию оценки своих действий.
  6. Развивать интеллектуальные способности.

Воспитательные:

  1. Формировать у учащихся географическую культуру.
  2. Воспитывать экологическое сознание
  3. Осуществлять нравственное воспитание, коммуникабельность, творчество, эстетические нормы поведения.
  4.  

Оборудование:

  1. Физическая карта полушарий.
  2. Физическая карта России
  3. Раздаточный материал: происхождение озерных котловин, “Самое, самое…”, карточки с географическими координатами озер., тест по теме “Реки”.

План урока:

  1. Приветствие учащихся класса. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания. Тест и самоконтроль по теме “Реки”.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Работа с атласом и контурными картами.

Ход урока

1. Здравствуйте, ребята.

2. Ответственный за посещаемость назовет отсутствующих сегодня.
Хорошо, спасибо.

Сегодня цель нашего урока изучить тему “Озера”, но в начале урока проведем небольшой тест по предыдущей теме. Я вам сейчас раздам тест, он состоит их двух частей. Первая часть – это из предложенных вам вариантов ответа нужно выбрать один правильный и вторая часть это незаконченные предложения. Я их вам зачитываю, а вы пишите что же это такое.

Тест + незаконченные предложения.

Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку, называется:

а) бассейн реки;
б) речная долина
в) речная система.

Высочайший в мире водопад:

а) Виктория (Африка)
б) Анхель (Южная Америка)
в) Ниагарский водопад (Северная Америка).

Пороги образуются, если:

а) твердые породы выходят на поверхность
б) русло реки сложено осадочными породами
в) рельеф становится горным.

Внезапный и кратковременный подъем уровня воды в реке это:

а) паводок
б) межень
в) половодье.

Ежегодно повторяющийся подъем уровня воды в реке:

а) прилив
б) половодье
в) паводок

Место впадения реки в море или другую реку называется:

а) устье
б) исток
в) приток.

Место, где река берет начало:

а) русло
б) исток
в) приток.

Граница между двумя бассейнами рек называется:

а) порог
б) пойма
в) водораздел.

Выработанное рекой углубление на земной поверхности, по которому она течет называется______________________ (русло).

Источниками питания рек являются:

____________(снег), ________________ (дождь), ________________(подземные воды) ,________________ (ледники).

Попрошу вас оценить свою работу:

– нет ошибок “5”
– 1–3 ошибки “4”
– 4–5 ошибок “3”
– более 5 ошибок “2”

Молодцы, я рада что вы (или большинство) с этой работой справились.

3. Изучение нового материала:

Ребята, открыли тетради, записали чисто 8 февраля и тему урока “Озера”.
Каждый из вас, ребята, видел озера. Кто-то отдыхал на озере, кто-то видел их из окна автомобиля или поезда, когда проезжал мимо.
В отличие от прудов озера образуются без участия человека. Что же такое озеро?
Ответ на этот вопрос попытаемся найти в учебнике. Откройте, пожалуйста, Параграф 31 на странице 95. Найдите определение озера. Прочитаем его.
Правильно. Давайте запишем его в тетрадь.

(Озером называется замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.)

Учитель:

Озеро, в отличие от реки не является часть Океана, а от реки отличается тем, что не имеет течения.
Самое большое озеро на Земле Каспийское. В прошлом оно соединялось с океаном и было морем. За огромные размеры и воду, похожую по составу солей на океанскую, его называют морем.

(Показать Каспийское море-озеро на карте России и карте полушарий.)

Самое глубокое озеро на Земле – Байкал. Его глубина 1620 метров. Оно Уникально. В известности и славе не знает равных. Современное название Байкал получил , как полагают, от тюркского “балй” и “куль” – “богатое озеро”.

Белый диск, применяемый для определения прозрачности воды, виден на глубине 40–45 метров. Чистота байкальской воды объясняется многими причинами:

– 336 рек, больших и маленьких, впадает в Байкал;
– кроме этого, у Байкала есть свои “санитары” это подводные рачки эпищура, которые нигде больше не встречаются.

Озеру Байкал посвящено множество стихов, я хочу зачитать вам несколько строк, которые мне очень нравятся.

Чиста, уникальна, прозрачна вода
Безмолвна, но полная жизни тайга
Шумит и волнуется бешеный вал –
Таким мне запомнился древний Байкал.
Красавица дочь – Ангара удалая
Свой путь начинает из этого края
А с нею три сотни речушек и рек
Все устремили к Байкалу свой бег.
С тревогой смотрю я в завтрашний день.
Будут ли жить там омуль, тюлень?
Как сохранить заповедное озеро,
Чтоб достоянием народа стал
Славное море – священный Байкал.

Давайте снова обратимся к учебнику. Откройте, пожалуйста, стр.96 и найдите определение озерная котловина. Прочитайте его.

(Углубления, в которых находятся озера, называются озерными котловинами.)

Запишем в тетрадь.

По способу образования озерные котловины можно разделить на несколько типов:

Запишем в тетради “Типы котловин”.

  1. Тектонические – образуются в результате тектонических движений земной коры. Например, за счет опуская участка земной коры образовалось Каспийское и Аральское моря-озера, а из-за трещины в земной коре – озеро Байкал..
  2. Ледниковые – образуются от таяния ледников. В доисторические времена со стороны Северного Ледовитого океана на территорию России четырежды надвигался ледник. Он выпахивал углубления, которые заполнялись водой от таяния ледника. Например, Ладожское и Онежское озера (недалеко от г.Санкт-Петербург).
  3. Запрудные – образуются в результате частичного преграждения русла реки. Например, Сазерское озеро на Памире.
  4. Вулканические – образуются в кратерах потухших вулканов. Например, Кроноцкое и Курильское озера на полуострове Камчатка.
    В местности, сложенной легкорастворимыми породами, подземные воды вымывают в этих породах пустоты. Это явление носит название карст.
  5. Карстовые – образуются, когда грунтовые воды размывают соли, их много в пещерах.
    Например, озеро Кандрыкуль в Башкирии.
  6. Старицы – образуются в половодье, когда река заливает значительную часть поймы.

Озера, как и реки, питаются дождевой, талой и подземной водой. Вода из озера расходуется на испарение и выносится реками.

Озера, из которых вытекают реки, называются СТОЧНЫМИ,

Например, Байкал.

Озера, из которых реки не вытекают называют БЕССТОЧНЫМИ.

Например, Каспийское море-озеро.

Также озера могут быть:

  • Пресные (на карте показаны голубым цветом).
  • Соленые  (на карте показаны  розовым цветом).

4. Закрепление пройденного материала.

Итак, поработаем с атласом.

Какие озера имеют координаты?

3*ю.ш. и 33* в.д. оз. Виктория (Африка)

28* ю.ш. и 137* в.д. оз.Эйр (Австралия)

61* с.ш. и 32* в.д. Ладожское озеро (Евразия)

53* с.ш. и 105* в.д. озеро Байкал (Евразия)

7* ю.ш. и 30* в.д. озеро Танганьика (Африка)

40* с.ш. и 52* в.д. Аральское море-озеро (Евразия)

5. Подведем итог.

6. Выставление оценок учащимся.

Итак, завершился наш веселый урок
Хочу подвести небольшой итог
Во-первых, спасибо за теплую атмосферу
Второе, что я хотела бы сказать
Урок помог мне сегодня узнать,
Что знания наши прочны и крепки
А значит, спасибо, ученики.

Спасибо ребята за урок, до свидания, всего доброго!

Приложение. Тест по теме “Реки”