Произношение ударных и безударных гласных в корне, их обозначение. 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Тип урока: развивающий.

Цели урока:

  1. Содействовать развитию у детей умений общаться в коллективной игре и в работе в парах.
  2. Закрепить умения проверять безударные гласные в корне.

Задачи урока:

  • Повторить правило проверки безударной гласной в корне.
  • Дать учащимся представление о том, что проверочным словом может быть однокоренное слово или форма слова.
  • Воспитывать чувство коллективизма.
  • Развивать фонематический слух и речь учащихся.

Оборудование: учебник для 2 класса; индивидуальные словарики у учащихся; рисунки зайца и лисы, футбольных ворот, острова и кораблика, картинка к словарному слову; карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель:

Всем, всем – добрый день!
Прочь отбросим нашу лень.
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Учитель: Кто испытал трудности при выполнении домашнего упражнения?

Один ученик на доске обозначает ударение в словах, ставит знаки препинания.

Подготовка к работе.

Учитель:

В морях Знаний есть много островов.
К острову Грамматика сейчас мы поплывём.
Рифы и препятствия все мы обойдём. (В словах неправильно произносится ударение.)

Учитель: На каком корабле мы отправимся в путь?

Дети: Корабль “Безударные гласные”.

Учитель: Что вы заметили?

Дети: Вы неправильно произнесли слова.

Учитель: В чём ошибка?

Дети: Неправильно поставили ударение.

Учитель: Это тема нашего урока: “Произношение ударных и безударных гласных”. Какую задачу поставим перед собой?

Дети: Будем учиться правильно произносить слова, находить безударные гласные и обозначать их на письме.

Учитель: В каких словах допущена ошибка?

Дети: морях, корабле.

Учитель: Произнесём правильно: м_рях, к_рабле. Какие буквы вставим в эти слова? Докажите.

Дети: В слове морях вставляем букву о, проверочное слово – море.

3. Словарная работа.

Учитель: Есть слова, в которых можно проверить безударные гласные, а есть слова, в которых её нужно запомнить.

Дети: Корабль затрудняемся проверить.

Учитель: Я предлагаю вам запомнить это слово с помощью стихотворения.

Корова на корабль взошла –
Корабль перевернулся!
Но буква “о” им помогла
Живыми в порт вернуться.
Как круг спасательный,
Она спасла корабль с коровой,
Им помогла всем, чем могла,
И оба эти слова
Со дня несчастного того не расстаются с буквой “О”!

Учитель: Запишем в словарь: к_рабль. Подберите родственные слова.

Дети: Кораблик, корабельщики, корабельная, кораблестроители.

Учитель: Что надо запомнить в слове?

Дети: Безударную гласную.

4. Минутка чистописания.

Учитель: Букву “О” приглашаем на минутку чистописания. Приём на внимание.

Записать эти слоги столько раз, сколько услышите хлопков. ОС СО (4 раза, чередуя открытые и закрытые слоги).

Учитель: Посмотрите в окно. Какое время года?

Дети: Осень.

Учитель: Запишем это слово: ос_нь. Какую букву вставим? Как проверить?

Дети: Осенний.

Запись с комментированием:

Загл_нула ос_нь на л_сную п_ляну.

Учитель: Обозначим ударение в словах, подчеркнём безударную гласную. Найдите главные члены предложения.

5. Работа по учебнику

Физкультминутка.

Учитель:

Встанем, надо отдохнуть, наши пальчики встряхнуть.
Вскинем наши пальчики, как ушками шевелят зайчики.
Крадёмся тихо на носочках, как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом, и мы головки повернём.

Учитель: Что ещё вы знаете о лисе и зайце?

Рассказы детей.

Дополнительно: Раненый заяц очень сильно кричит. Подражая этим звукам, охотники стараются приманить лисиц. Зайчата едят траву в возрасте двух недель. На лапах у лисы есть чувствительные волоски, которые помогают ей ориентироваться и находить нужное направление. Лиса не пережёвывает пищу, а только разрывает мясо на мелкие куски.

Учитель: Лиса, заяц – это слова, которые называют один предмет, значит, они используются в единственном числе. Слова, которые называют много одинаковых предметов – это слова во множественном числе. Произнесите слова “заяц” и “лиса” во множественном числе.

6. Дидактическая игра “Забей гол”.

Учитель: Вы образовали команды “Зайчики” и “Лисы” (мальчики и девочки). На острове Грамматика очень любят футбол.

Р_чной, л_сной, и_ристый
М_рской, р_дной, л_систый,
Гр_да, ц_на, ск_ла, в_сна.

Проверить надо все слова!

Учитель: Запишите по два слова, вместе с проверочными словами.

7. Работа в парах на карточках.

Для первой группы: поставить знак ударения, подчеркнуть безударные слоги в словах.

Дрозды, гаражи, шалаши, холодный, день, садовник, сорняк.

Для второй группы: проверьте обозначение гласного звука, подобрав проверочное слово.

Кр_ты – крот.
С_сна – сосны.
М_чи – ... с_ва – ...
Сн_пы – ... г_ра – ...
Гр_бы – ... тр_ва – ...
Сл_ны –… спи_на – …

Для третьей группы: списать предложение, вставить нужные буквы. Подчеркнуть главные члены предложения.

Л_ства к_вром л_жит под н_гами.

Проверка самостоятельной работы (Контрольный лист).

8. Рефлексия.

Учитель: Покажите ваше настроение в конце урока. Кому было трудно? Интересно?

9. Домашнее задание: по выбору.