Символика государства – это национальное достояние

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Этот урок предназначен для учащихся 6-9 классов. Материал урока представлен развёрнуто и усложнено, поэтому предполагается предварительное знакомство с символикой (в начальном звене или в 5 классе). Сведения, вошедшие в урок, могут быть использованы для проведения классных часов или внеклассных мероприятий.

Презентация (слайд 2).

Цель урока: сформировать отношение к символике Чувашской Республики как к национальному достоянию.

Задачи:

  • познакомить учащихся с историей возникновения символики Чувашской Республики;
  • показать символы как отражение истории происхождения чувашского государства с его национальными традициями и особенностями хозяйства и природы;
  • воспитать у учащихся чувства уважения к символам нашей республики;
  • через бережное отношение к символам воспитывать у учащихся чувство патриотизма.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: слайд-презентация, плакаты с изображениями флага, герба, запись гимна ЧР, карточки-задания для учащихся, портреты Э.М.Юрьева, Г.С.Лебедева, И.С.Семёнова (Тукташ).

Ход урока

I. Изучение нового материала по плану (слайд 3):

1. История Чувашской государственности;

2. Проекты новых государственных символов;

3. Автор Государственного герба и Государственного флага Чувашской Республики;

4. Авторы Государственного гимна Чувашской Республики;

5. Символика Чувашской республики: герб и флаг.

Вводное слово учителя.

День государственных символов Чувашской Республики отмечается 29 апреля. Каждый народ создает и почитает собственную национально-государственную символику. Изучение символики и геральдики, это не только расширение своего интеллектуального потенциала, а в первую очередь проявление уважения к прошлому, к поколениям, создавшим эти ценности. Символика государства это не просто действующая формальная система, это, как и любой памятник, еще и национальное достояние, достояние отечественной культуры. В каждом элементе государственной символики заложен глубочайший смысл.

Отношение к символам государственности - один из показателей культуры общества. Ведь они отражают историю народа, его прошлое и настоящее, традиции наших предков и новые устремления в будущее. Как отметил Президент Чувашии Николай Васильевич Федоров: "Государственный флаг, герб и гимн Чувашской Республики - символы, призванные объединять всех граждан, живущих на одной территории. В них полно и емко отражен чувашский национальный колорит как свидетельство связи времен" (слайд 4).

С символикой нашей республики мы уже кратко знакомились. Сегодня на уроке мы более подробно, более расширенно изучим эту тему.

1. История Чувашской государственности.

История создания государственной символики была непростой. Очень мало сохранилось сведений о первом чувашском флаге, учрежденном на I-м Всероссийском чувашском военном съезде в январе 1918 года. Однако, это небезынтересно, так как это был первый опыт обретения чувашским народом собственных государственных символов. Документы Государственного исторического архива Чувашской Республики могут пролить свет на это исторически значимое событие.

Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года в России дала толчок началу национального самоопределения чувашского народа. Начались поиски форм государственного устройства, отвечающих интересам чувашей. На Общечувашском национальном съезде 20-28 июня 1917 года в г.Симбирск были предприняты попытки закрепления демократических завоеваний революции. Образованное на этом съезде Чувашское Национальное Общество, объединяло различные демократические силы чувашского народа. По мнению создателей должно было стать политическим, культурным и интеллектуальным центром всех чувашей.

На этом съезде были приняты резолюции и пожелания депутатам будущего Учредительного собрания в Петрограде. Были пожелания и о будущей государственной символике: "В целях объединения чуваш Съезд находит необходимым немедленно приступить к созданию национального флага и значка (герба) чувашского общества. Флаг с одной стороны должен быть цвета наиболее чувашами любимого в древности и более распространенного в настоящее время, с национальными рисунками и узорами. Другая сторона флага должна по цвету и рисункам выражать идею наступления эры национальной свободы для чуваш, начала культурно-национального объединения и их возрождения. Флаг должен быть по рисунку настолько прост, чтобы его могли делать и разрисовывать крестьянки-чувашки".

Была образована специальная комиссия, которая обсуждала несколько вариантов флага, и остановились на проекте, подготовленном И.С.Максимовым-Кошкинским, П.А.Федоровым и И.В.Васильевым, при разработке которого учитывались пожелания симбирского съезда. Итак, по проекту флаг состоял из полотнища двух цветов - зеленого и белого (с желтоватым оттенком) с национальными узорами. Комиссией было высказано мнение о помещении в углу зеленого цвета изображение солнца. Древко флага имело цвет дубовой древесины. И.С.Максимову-Кошкинскому было поручено составить окончательный проект флага и представить его на съезде. К сожалению, в документах отсутствуют изображение флага и данные о его цветовых пропорциях.

24 января 1918 года на I-м Всероссийском чувашском военном съезде после недолго обсуждения проект был официально учрежден в качестве национального флага чувашского народа. Этот флаг использовался в качестве знамени создаваемого тогда же I-го Чувашского национального полка, только на нем дополнительно было написано красным цветом название полка. Вопрос о гербе остался открытым, в конце работы съезда было решено о передаче этого вопроса образованному на съезде Чувашскому национальному военному совету "Канаш", который, по мнению своих создателей, должен был стать чувашским национальным парламентом.

Незадолго до этого, в начале января 1918 года, был создан и "Чувашский гимн". Стихи сочинил руководитель чувашского хора в г.Казань Т.Д.Алексеев на музыку русского композитора А.Т.Гречанинова "Да здравствует Россия, свободная страна". Сохранился лишь подстрочный перевод этого произведения:

Слава живущему издревле чувашу,
Слава великому в веках народу!
Дружно беритесь за работу,
За построение жизни новой.
Пусть зазеленеют твои поля
И морем волнуются хлеба.
Народ, преодолев темноту,
Умом поднимается высоко.
Тогда и слава его труду
Солнцем засияет высоко!

"Чувашский гимн" впервые был исполнен 14 января 1918 года чувашским хором, быстро стал популярным, исполнялся на всех значимых мероприятиях, но официальный статус не приобрел.

История первых чувашских государственных символов оказалась короткой. Чувашский национальный совет "Канаш" в марте 1918 года потерял свою политическую значимость. Флагом трудящихся любой национальности, по мнению большевистского правительства, должен быть только революционный красный флаг и в качестве гимна - "Интернационал".

В советское время территорию чувашей объединили в единое целое. Это произошло после подписания 24 июня 1920 года декрета ВЦИК и СНК РСФСР об образовании Чувашской автономной области (ЧАО) с центром в Чебоксарах. Автономная область включала семь уездов Казанской и Симбирской губерний.

В 1925 году ЧАО была преобразована в Чувашскую АССР. В июне того же года в нее вошли часть Алатырского уезда с городом Алатырь Ульяновской губернии. Чувашская Республика полностью обрела территориальную целостность. С преобразованием автономной области в автономную республику впервые возникла необходимость создания национальных символов. Идея своего национального флага не умерла. Уже после образования Чувашской АССР в 1925 году был поставлен вопрос о возвращении национального флага. Утвержденный на 2 (7) съезде Советов 31 марта 1927 года флаг концептуально воспроизводил флаг 1918 года. Флаг представлял собой красное или алое полотнище, в верхнем углу которого находился белый прямоугольник с красными буквами "ЧАССР" и золотым изображением серпа и молота. Место для знака и надписей обрамлял узор, заимствованный со старинных свадебных платков. В оформлении флага выдерживался традиционный и в то же время как бы осовремененный национальный колорит (слайд 5). Народный орнамент вошел и в оформление герба 1927 года. Герб состоял из двух кругов, между которыми свободно размещались название "Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика" на чувашском и русском языках, а в нижней части - надпись "РСФСР". С правой стороны, парралельно линиям кругов, изображены сноп, колосья пшеницы, с левой - ель, еловые и дубовые ветви. Обе части венка перевивали широкие ленты с геометрическими узорами на концах (слайд 6).

Но в конце 20-х гг. в СССР началась борьба против так называемого "великодержавного шовинизма" и местного национализма". Под критику попал и чувашский флаг. Постановлением этого съезда чувашский флаг стал полностью красного цвета, лишившись белого полотна с национальными узорами. Эти флаг и герб оставались в Чувашской АССР до Конституции 1937 года (слайд 7, 8). Затем в силу определенной национальной политики в государственных символах всех автономных республик стала преобладать унифицирующая атрибутика. Это в полной мере относится и к символике Чувашской АССР. Согласно статьям 157 и 158 Конституции Чувашской АССР Государственными гербом и флагом республики стали Государственный герб и флаг РСФСР, только к их изображениям добавляли надписи на русском и чувашском языках: "Чувашская АССР" (слайд 9, 10).

2. Проекты новых государственных символов.

Переосмысление места и роли Чувашской Республики в Российской и Советской Федерации связано с началом демократических преобразований в обществе во второй половине 80-х годов. Важным шагом на этом пути стала принятая 24 октября 1990 г. "Декларация о государственном суверенитете Чувашской Советской Социалистической Республики" и Закон Чувашской АССР "О декларации о государственном суверенитете Чувашской ССР". Именно эти документы дали необходимый толчок к пересмотру главных атрибутов государственного суверенитета - государственных символов: флага, герба, гимна. В декабре 1990 г. Верховный Совет Чувашской ССР утвердил Положение об условиях конкурса проектов национально-государственных символов республики и состав конкурсной комиссии. Была обнародована и концепция национально-государственной символики, в разработке которой приняли участие видные общественно-политические деятели новой демократической волны, крупнейшие чувашские ученые и специалисты.

Работа над национально-государственными символами началась с подготовки проекта Положения о концепции символики, суть которой состояла в следующем: национально-государственные символы должны воплощать историческое прошлое чувашского народа, олицетворять нынешний статус республики и выражать перспективу на будущее. В их духе, форме, композиции должны найти выражение народные представления о природе, обществе, трудовых, нравственных и эстетических традициях, идея согласия и мирного сосуществования людей разных национальностей.

Интерес к разработке новых символов был так велик, что еще до объявления о конкурсе в комиссию поступило более 100 самых разнообразных проектов герба и флага. Авторы разработок шли непроторенными путями. Ведь у них, по существу, не было опоры на предшествующие национальные символы. Поэтому процесс создания и законодательного закрепления главных символов государства оказался не простым. Без преувеличения можно сказать, что в их создании приняла участие вся творческая элита Чувашии, тысячи граждан республики, представители чувашской диаспоры со всех концов бывшего СССР и Российской Федерации.

Проекты новых государственных символов, предложенные комиссией, выставили в Чувашском государственном музее в апреле 1991 года, а затем авторы разработок, признанных наиболее интересными, внесли соответствующие исправления.

Один из проектов принадлежал Д.Ф.Мадурову - студенту Московского Высшего художественно-промышленного училища. Автор взял за основу образ ласточки - птицы мира и согласия. В мифологических представлениях она - вестник добра, счастья, весны, солнечного восхода, прилежания, домашнего уюта, отцовского наследия. Ласточка - любимая птица высшего из чувашских божеств небесного Бога-творца Султи-тура, который дарует дождь на поля, урожай и счастье людям. На груди ласточки - символическое изображение сохи в обрамлении хлебных колосьев. В верхней части герба - изображение небесного свода (Кавак хуппи) и полуденного солнца. Герб обрамляют голубая лента и ветви хмеля.

Флаг представлял собой светло-желтое прямоугольное полотнище с полосами красного цвета сверху, снизу и у древка. На нем изображены основные элементы герба: лемех сохи, небесный свод и золотые хлебные колосья.

Проект С.Н.Михайлова решен в строго орнаментальном ключе, с активным использованием элементов чувашской вышивки. Он представляет модель мира с небесным сводом, тремя солнцами и осью мира в центре. Эта модель мира находилась и в центре герба, и в центре флага.

Третий проект принадлежал Э.М.Юрьеву. В его основе - Вечное дерево - символ возрождающейся Чувашии. Правда, после обсуждений дубовые ветви вокруг гербового щита художник заменил ветвями хмеля. Не случайно, конечно. Хмель - ведущая техническая культура сельского хозяйства Чувашии, так называемое "зелёное золото".

Для полотнища флага, как это дано в описании, взяты пропорции "золотого сечения" (5:8, а не 1:2), именно это соотношение было принято в большинства стран. Верхняя часть флага окрашена в желтый цвет, который, как принято в народной традиции, считается наиболее благородным и возвышенным. Желтое поле флага обозначает "Сара хевел" - пространство под солнцем, населяемое чувашами. Нижняя часть полотнища, означающая землю, на которой проживает чувашский народ, окрашена, как и гербовая эмблема, в сандалово-красный цвет.

После длительного отбора, жарких дискуссий и обсуждений в апреле 1992 г. большинство комиссий отдали свои голоса проекту герба и флага, автором которых был народный художник Чувашской Республики Э.М.Юрьев. 11-я сессия Верховного совета тоже отдала предпочтение проекту этого художника, но внесла в него значительные изменения.

Ученики готовят сообщения об авторах символики и выступают с ними на уроке.

3. Автор Государственного герба и Государственного флага Чувашской Республики.

Автором Государственного герба и Государственного флага Чувашской Республики является Элли Михайлович Юрьев. Давайте познакомимся с ним (слайд 11).

Родился 25 марта 1936 года в селе Исаково Красноармейского района в семье известного чувашского журналиста, художественного критика и поэта М.И. Юрьева. Удивительно, но родители, как бы предчувствуя судьбу сына, нарекли младенца именем Элли (древнечувашское понятие "мастер"). Интерес к искусству проявился у мальчика очень рано. Учился в Чебоксарской детской художественной школе (1949-1951), Чебоксарском художественном училище (1951-1952), окончил Тбилисскую государственную академию художеств (1958-1964). Служил в рядах Советской Армии (1955-1958).

img5.jpg (10415 bytes)
Элли
Михайлович Юрьев
(1936-2001 гг.)

После окончания вуза он вернулся на родину, обосновался в Чебоксарах и стал работать старшим художественным редактором Чувашского книжного издательства. Одновременно преподавал в Чебоксарском художественном училище, а затем на художественно-графичеком факультете Чувашского государственного педагогического института имени И.Я. Яковлева.

Первым из художников республики очень серьезно начал заниматься промышленной графикой на профессиональной основе, Элли Юрьев параллельно разрабатывал собственные шрифты и орнаментальные мотивы. Благодаря его таланту, чувашская промышленная графика заговорила собственным языком, имеющим национальные корни.

Элли Юрьев навсегда вошел в историю отечественного искусства как автор Государственного герба и Государственного флага Чувашской Республики.

Раскрывая идейно-смысловой строй герба, сам Элли Михайлович говорил: "Главное в гербе - древо жизни в центре геральдического щита. Корнями древо врастает в землю. Крону древа жизни составляют три этнические ветви: чувашей коренных, что ближе к стволу, затем с краю - ветвь чувашской диаспоры, а между двумя этими ветвями, не достигая корней - ветвь, символизирующая все те народности, что проживают на данный момент в Чувашии. Таким образом, на основе этнической данности складывается общественно-политическая ситуация. Этот аспект мне тоже хотелось отразить в символе герба. Все эти народности являются участниками исторического события - создания нового Чувашского государства, независимой республики".

Без преувеличения можно сказать, что все творчество Элли Юрьева пронизано неустанными поисками и непрерывающейся цепью экспериментов, дававших художнику возможность совершенствовать свой собственный стиль в искусстве и открывать в себе все новые грани дарования. Член союза художников СССР с 1967 г. В 1976 г. присвоено звание заслуженного художника ЧАССР. Присуждена Государственная премия Чувашской Республики им. К.В. Иванова за 1989 г. В 1994 г. присвоено звание народного художника Чувашской Республики.

Сердце художника остановилось 17 января 2001 года. Его имя присвоено Чебоксарской детской художественной школе № 4, земляки из Красноармейского района назвали в честь художника 8 улиц. Учрежден республиканский конкурс детского творчества на приз имени Элли Юрьева.

4. Авторы Государственного гимна Чувашской Республики.

Государственный гимн Чувашской Республики был написан Германом Степановичем Лебедевым на слова Ильи Семёновича Семёнова (Тукташа) (слайд 12).


Герман Степанович
Лебедев
(1913-1980 гг.)

Германом Степановичем Лебедевым родился 28 апреля 1913 года в д. Салабайкасы (ныне Чебоксарский район Чувашской Республики) в бедной крестьянской семье. В 1930-1935 гг. учился в Чувашском государственном музыкально-театральном техникуме. Тогда же начал петь в Чувашском государственном хоре. В 1936-1940 гг. Г.С. Лебедев жил и работал в г. Шумерля. С 1941 г. работает в Чебоксарах: сначала - заведующим учебной частью, затем - директором музыкального училища. В первые годы войны одновременно он участвует как баянист-аккомпаниатор в концертах Чувашского государственного ансамбля песни и танца, в составе которого выезжает на Брянский и Калининский фронты для культурного обслуживания бойцов Советской Армии. С 1943 по 1975 гг. постоянно работает в Чувашском Государственном ансамбле песни и танца.

В 1945 г. ему присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств Чувашии, а в 1970 г.

- заслуженного деятеля искусств Российской Федерации. Основная область его творчества - песня. Всего около 400 песен. Скончался Герман Степанович 3 февраля 1980 года в г. Чебоксары.

 (Слайд 12) Родился 3 августа 1907 года в д. Большие Токташи Аликовского района Чувашской Республики в бедной крестьянской семье. Окончил Красночетайскую школу-восьмилетку. В 1926-1928 гг. учился в Чебоксарской партийной школе. Затем в течение 2 лет работал ответственным секретарем редакции "Будь готов" и редактором Чувашского книжного издательства. В 1933-1935 гг. он - редактор Чувашского книжного издательства, а в 1935-1942 гг. - научный сотрудник Научно-исследовательского института.

Творческое наследие его богато и разнообразно. Он является автором многих стихов и песен, рассказов и повестей: "Бычий лог" (1931), "Хозяева земли" (1954), сборника стихов в прозе "Букет" (, 1939); очерков "Павел Лаптев" (1944), "Золотая Звезда" (1945), пьесы-сказки "Цветок счастья" (1953) и других. Перу И. Тукташа принадлежат переводы "Слова о полку Игореве" (совместно с И. Ивником), первого тома "Тихого Дона" Шолохова, произведений Горького, Тагора, песен Лебедева-Кумача, сонетов Шекспира. Член Союза писателей СССР с 1934 года.

И. Тукташ - участник Великой Отечественной войны (1942-1944 гг.), военный корреспондент.

img7.jpg (10131 bytes)
Илья Семёнович
Семёнов (Тукташ)
(1907-1957 гг.)

С фронта он вернулся неизлечимо больным и 20 января 1957 года скончался.

5.Символика Чувашской республики: герб и флаг и гимн.

     (Слайд 13) Государственный герб Чувашской Республики представляет собой золотой окаймленный вырезной (германской формы) щит, пересеченный на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящейся в центре щита пурпуровой древнечувашской эмблемой - "Древо Жизни". Щит, обрамленный пурпуровой, подложенной золотом девизной лентой с надписью золотыми буквами "Чаваш Республики - Чувашская Республика", завершающейся стилизованным золотом изображением листьев и шишек хмеля, венчает золотая, окаймленная пурпуром,эмблема "Три солнца".

      Цвета государственного герба - желтый (золото) и пурпуровый (сандалово- красный) - традиционные цвета чувашского народа. Желтый (сара) цвет в чувашском фольклоре наделен понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Золото в геральдическом толковании - богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Пурпуровый цвет - один из самых распространенных у чуваш цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента. Пурпур в геральдическом толковании - достоинство, могущество, мужество, сила.

Композиция герба делится на две строго симметричные части - левую и правую, разделяемые воображаемой вертикальной осью, проходящей через центр окружности. Симметричность композиции герба выражает стремление чувашского народа к внутренней духовной гармонии, к ладу с окружающим миром и природой. Гербовый щит внешне напоминает форму шкуры животного, издревле приносимого чувашами в жертву своим богам в месте языческого моления и жертвоприношения - киремети. Данная форма щита олицетворяет собой те жертвы, которые принес чувашский народ на алтарь обретения своей государственности. Щит разделен на верхнее золотое поле, составляющее 3/4 его высоты, обозначающее пространство под солнцем, населяемое народом Чувашской Республики, и нижнее пурпуровое поле, составляющее 1/4 часть щита, которое обозначает Чувашскую землю. В центре щита расположена эмблема "Древо жизни", выполненная на основе древнечувашского рунического письма, силуэт которой напоминает почитаемое чувашами дерево дуб, могучее и долговечное, стойкое в природных ненастьях. Кроме того, "Древо жизни", как единый организм, олицетворяет собой единство народов, проживающих на территории Чувашской Республики. "Древо жизни" состоит из пяти элементов. Главный из них является центром всей композиции, имеет основанием нижнее поле щита и заканчивается сверху двумя расходящимися под углом 90 градусов "ветвями Древа" в виде национального орнамента. Главный элемент "Древа" означает основное население Чувашской Республики - чуваш, проживающих на территории республики. Два нижних элемента, расположенных симметрично по обеим сторонам главного элемента, имеют основанием пурпуровые полосы, отделенные от нижнего пурпурового поля и основного элемента желтой полосой, и заканчиваются "ветвями" в виде национального орнамента. Данные элементы означают чувашскую диаспору - чуваш, проживающих за пределами Чувашской Республики. Два средних элемента в виде коротких наклонных полос, не примыкающих к основному стволу "Древа" и заканчивающихся также национальным орнаментом, расположены симметрично по обеим сторонам главного элемента под углом 45 градусов к нему между "ветвями" главного и нижнего элементов и означают население Чувашской Республики других национальностей. Ствол и ветви "Древа жизни" образуются из вертикальных, горизонтальных и наклонных полос. Высота кроны "Древа жизни" составляет 1/2 часть высоты щита, высота ствола - 1/4 часть высоты щита, ширина ствола - 1/8 часть ширины щита. Эмблема "Три солнца", состоящая из трижды повторяющегося древнего солярного знака (восьмиконечная звезда) символизирует солнечный свет, дарящий жизнь и оберегающий благополучие. Троекратное повторение звезды, осеняющей главную часть герба - щит, означает чувашское народное понятие "Пулна, Пур, Пулатпар ("Были. Есть. Будем.") и является его графическим выражением. Эмблема располагается над центральной частью герба - щитом. Ее нижнее окончание находится на уровне условной прямой, соединяющей две верхние полукруглые вершины щита. Средняя фигура восьмиконечной звезды располагается на оси симметрии композиции герба и вместе с боковыми симметрично расположенными звездами образует композицию, равную по длине ширине кроны "Древа жизни". Высота и ширина каждой звезды составляет 1/7 часть диаметра условной окружности, в которую вписана композиция герба. Ширина плечиков всех звезд составляет 1/4 часть их размера.

(Слайд 14) Государственный флаг Чувашской Республики представляет собой прямоугольное полотнище с отношением сторон 5:8, пересеченное на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящимися в центре флага пурпуровыми древнечувашскими эмблемами - "Древо Жизни" и "Три Солнца". Цвета государственного флага - желтый (золото) и пурпуровый (сандалово- красный) - традиционные цвета чувашского народа. Желтый (сара) цвет в чувашском фольклоре наделен понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Золото в геральдическом толковании - богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Пурпуровый цвет - один из самых распространенных у чувашей цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента. Пурпур в геральдическом толковании - достоинство, могущество, мужество, сила. Верхнее желтое поле, составляющее 4/5 части высоты флага, обозначает пространство под солнцем, населяемое народом Чувашской Республики. Нижнее пурпуровое поле, составляющее 1/5 часть высоты флага, обозначает Чувашскую землю. В геометрической середине полотнища флага расположена композиция, занимающая 1/3 часть его длины и состоящая из эмблем "Древо жизни" и "Три солнца". Эмблема "Древо жизни", занимающая 3/5 части ширины флага - знак, выполненный на основе древнечувашского рунического письма, силуэт которого напоминает почитаемое чувашами дерево дуб, могучее и долговечное, стойкое в природных ненастьях. Симметричность композиции "Древа жизни" выражает стремление чувашского народа к внутренней духовной гармонии, к ладу с окружающим миром и природой. Кроме того, "Древо жизни", как единый организм, олицетворяет собой единство народов, проживающих на территории Чувашской Республики. "Древо жизни" состоит из пяти элементов, главный из них является центром всей композиции, имеет основанием нижнее поле и заканчивается сверху двумя расходящимися под углом 90 градусов "ветвями Древа" в виде национального орнамента. Данный элемент означает коренное население Чувашской Республики - чуваш, проживающих на территории республики.

Два нижних элемента, расположенные симметрично по обеим сторонам главного элемента, имеют основанием пурпуровые полосы, отделенные от нижнего пурпурового поля и основного элемента желтой полосой шириной 1,5 процента длины флага, и заканчиваются "ветвями" в виде национального орнамента. Данные элементы означают чувашскую диаспору - чуваш, проживающих за пределами Чувашской Республики. Два средних элемента в виде коротких наклонных полос, не примыкающих к основному стволу "Древа" и также заканчивающихся национальным орнаментом, расположенных симметрично по обеим сторонам главного элемента под углом 45 градусов к нему между "ветвями" главного и нижнего элементов, означают население Чувашской Республики других национальностей. Ствол и ветви "Древа жизни" образуются из вертикальных, горизонтальных и наклонных полос, ширина которых равна 1,5 процентам длины флага. Общая ширина ствола "Древа жизни" составляет 6,5 процента длины флага. Эмблема "Три солнца", состоящая из трижды повторяющегося древнего солярного знака (восьмиконечная звезда), символизирует солнечный свет, дарящий жизнь и оберегающий благополучие. Троекратное повторение звезды, осеняющей главную эмблему флага - "Древо жизни", означает чувашское народное понятие "Пулна, Пур, Пулатпар" ("Были, Есть, Будем") и является его графическим выражением. Высота и ширина каждой звезды составляет 1/5 часть высоты флага. Ширина плечиков всех звезд составляет 2,7 процента длины флага. Средняя фигура восьмиконечной звезды располагается над "Древом жизни" в геометрической середине полотнища флага. Нижние окончания звезды опираются на "ветви Древа" в виде национального орнамента центральной части композиции "Древо жизни". Две боковые восьмиконечные звезды располагаются слева и справа симметрично от средней звезды. Их нижние окончания опираются на "ветви Древа" в виде национального орнамента центральной и средних частей композиции "Древо жизни". Полотнище флага крепится к древку, завершающимся в виде рельефно-объемного изображения эмблемы "Древо жизни".

Государственный гимн Чувашской Республики - один из государственных символов Чувашской Республики, предназначенный для исполнения во время проведения государственных церемоний (вступление в должность Президента Чувашской Республики, открытие и закрытие важнейших заседаний, собраний). В основу гимна Чувашии положена песня "Тaван Ceршыв" (Родная страна), музыку которой написал заслуженный деятель искусств Чувашии и Российской Федерации Герман Лебедев, слова - Член Союза писателей СССР Илья Тукташ. Государственный гимн Чувашской Республики может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном исполнении, в том числе - в сокращенном варианте (без второго куплета). Чувашский текст Государственного гимна Чувашской Республики выражает три круга образов: пробуждение природы к новой жизни; родные, отец, мать, дети - круг семьи; единение и согласие всех родных в чувашском мире - Чувашской Республике. Мелодия и слова гимна очень близки к чувашской народной песне, но имеют также современное звучание и значение.

Учитель просит учащихся встать. Проводится прослушивание Государственного гимна Чувашской Республики (слайд 15) .

Национально-государственные символы Чувашской Республики - одни из немногих, которые помимо своего официального значения являются также художественно-поэтическими образами Родины. Через них мы соприкасаемся к богатству нашей истории и традициям, они подпитывают нашу любовь к родной земле, укрепляют патриотические чувства.

II. Закрепление.

Учащиеся получают листы с заданиями из рабочей тетради "Культура родного края. Вводная часть" Е.В.Александровой (Е.Енькки) - страницы 13-14 (слайд 16) .

III. Домашнее задание: попробуйте разработать герб своего села (можно семьи, школы).

Работа может выполняться группой.

Использованная литература.

1. Александрова Е.В. (Е.Енькка). Рабочая тетрадь "Культура родного края. Вводная часть". Чебоксары,2002

2. Закон Чувашской Республики от 14 июля 1997 г. № 12 "О государственных символах Чувашской

Республики" ( с изменениями от 23 мая 2001 г., 23 мая 2003 г.)

3. Сапрыков В. ""Дерево жизни" - символ Чувашии". Журнал "Наука и жизнь", № 8, 1994 г..