Занятие по правовому воспитанию в подготовительной группе "Что значат наши имена"

Разделы: Работа с дошкольниками


План построения занятия.

  1. Вступительная беседа (со словесной игрой “Радио”).
  2. происхождение имен, составление “поезда имен”.
  3. полные – неполные имена, игра “Назови полное имя”(с мячом);
  4. имена отчества родных, знакомство на стенде
  5. знакомство с документом “Свидетельство о рождении”.
  6. называть людей можно по-разному, игра “Угадай, кто позвал?”.
  7. составление цветка своего имени ( каждый ребенок на своем мини-фланелеграфе ).
  8. игра “Я и мои друзья”.

Программное содержание:

  • Познакомить детей с положением: каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом “Свидетельство о рождении”;
  • Развивать уважительное отношение к своему имени;
  • Воспитывать уважение друг к другу, к окружающим людям, желание правильно обращаться к ним;

Предварительная работа:

  1. выставка книг в центре грамотности по теме. Консультация для родителей “Что в имени твоём”.
  2. чтение дополнительной литературы: А. Барто “Имя и фамилия”.
  3. рассказ воспитателя “Как и почему появились имена”.
  4. домашнее задание “Моё имя, как оно появилось”.
  5. совместное изготовление альбома “Моё имя”
  6. рисование “Подарок другу”.
  7. составление рассказов детьми “Моя семья”.

Материал к занятию:

  • фланелеграф;
  • карандаши на каждого;
  • заготовки лепестков;
  • лист ватмана с семейными фотографиями.

Ход занятия

Дети садятся на стульчики.

– Ребята, мы с вами встречаемся каждый день, знаем друг друга хорошо. Посмотрите внимательно друг на друга, чем мы отличаемся друг от друга? (ответы детей: ростом, цветом волос, цветом глаз и др.);что у нас есть общее (ответы детей). Несмотря на то, что у нас много общего и мы сказали об отличиях, но все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Что же это? (предположения детей).

– Предлагаю поиграть в игру “Радио”: Послушайте внимательно: “Потерялся ребенок, у него две руки, две ноги, два глаза, два уха, один нос, один рот. Кто же это? Непонятно. А вот сейчас кого ищут: потерялся мальчик, он темноволосый, одет в синюю рубашку, зовут его Валера. Кто же потерялся? Правильно – это наш Валера. Как вы догадались? Конечно, я назвала имя мальчика. Называя имя, мы можем определить, о ком идет речь, к кому обращаются. Так что же есть у каждого, чего не видно, но чем мы все отличаемся друг от друга? Верно – это имя. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Сегодня мы поговорим с вами о праве на имя.

Имена – это слова, но особые. Они значат очень многое. Имена давались с давних времен, к выбору имени для своих детей папы и мамы относятся очень внимательно. Взрослым хочется, чтобы их дети росли крепкими, добрыми, сильными, милыми. По имени можно немало узнать о человеке: мужчина это или женщина, мальчик или девочка, молодой человек или пожилой.Значение имен разное, например, Добрыня (делающий добро). Было необычное имя Любомир (любящий мир, людей), вам знакомо имя Людмила (людям милая). А знаете ли вы, что обозначают ваши имена?(опрос детей, при необходимости помощь: Лариса – чайка; Вадим – имеющий привлекательность, зовущий, любимый; Валерий – бодрый, крепкий; Максим – величайший; Дмитрий – плодородие; Иван – милость Божья; Яков – идущий по пятам, последователь; Станислав – славный своей крепостью).

Имена бывают разные. Давайте составим с вами необычный поезд: из имен, которые вам знакомы. На фланелеграфе выставляется поезд, дети по очереди “прицепляют” вагоны, на которых написаны имена( вместе с детьми проговорить их).Все эти имена разные. Вам известны имена Надежда, Вера, Любовь – они были придуманы на Руси очень давно и поэтому называются старорусскими. Но у нас есть много имен, которые пришли к нам из других стран. Это, например, моё имя – пришло к нам от древних греков. Вот дома побеседуйте с родителями, откуда пришло ваше имя. А если будут затруднения, то мы с вами найдем ответ в этой книге (показываю книгу).

Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имена у вас маленькие, но когда вы подрастете ваши имена тоже подрастут и станут полными. Вставайте в круг, мы с вами послушаем, как красиво звучат ваши полные имена:

Игра “Моё полное имя” (дети, начиная с воспитателя, передают по кругу мяч и называют своё полное имя).

– Ребята, как вы обращаетесь к своим друзьям, братьям, сестрам? (По имени.) А к взрослому человеку? (По имени отчеству.) Подойдите, пожалуйста, к фотографиям и познакомьте нас со своими мамами, папами, близкими (дети называют имена отчества своих родных) – фотографии размещены на стенде.

Показываю “Свидетельство о рождении”.

– Кто знает, что это за документ? Этот документ называется “Свидетельство о рождении”. Сюда записывают фамилию, имя, отчество человека, дату рождения, фамилию, имя, отчество его родителей. У вас у каждого есть свидетельство о рождении. Когда придете домой, попросите маму показать этот документ, пусть она прочтет все записи, и вы еще раз услышите, как звучит ваше имя и имена ваших родителей. А когда вы станете взрослыми, у вас появится еще один документ – это паспорт. Как вы думаете, что в нем написано? (ответы детей). Его вы сможете тоже посмотреть у своих родителей.

Вы сказали, что хорошо знаете своих друзей, сейчас мы это проверим – поиграем в игру “Угадай, кто позвал” (в кругу).

– Молодцы, были внимательными, поэтому верно угадывали имя ребенка, который позвал. Присаживайтесь на стульчики.

А теперь я приглашаю вас пройти к столам и сделать цветок своего имени ( в центре ребенок вписывает свое имя, остальные лепестки с ласкательными именами приклеивает, составляя ромашку). Все ваши красивые цветы можно собрать в один большой красивый альбом “Наши разные имена”.

– Сколько разных имен и мы все друзья.

Предлагаю игру “Я, мои друзья” (занятие закончено).