Безопасность на дорогах

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольное образование определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Развитие ребенка дошкольного возраста должно:

  • соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;
  • обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

На основе данных наше дошкольное образовательное учреждение проводит работу по теме «Безопасность на дорогах» ставя перед собой первоначальную цель: познакомить детей с необходимыми теоретическими знаниями по правилам дорожного движения, обучить практическим приемам. Данная цель решается с помощью совместной деятельности педагогов и специалистов при активном участии родителей.

Для решения данной цели в ДОУ решаются 3 задачи:

Задача Направленность задачи Решение задачи Организация
Актуальная ознакомительная задача. На получение детьми теоретических знаний. Происходит при проведении с детьми воспитательно-образовательной работы по образовательной области «Безопасность». Специально организованная деятельность:

  • беседы;
  • тематические досуги;
  • чтение художественной литературы;
  • решение проблемных ситуаций;
  • интегрированные занятия, направленные на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности.
Практические задачи. 1 задача. Применение теоретических знаний в игровых ситуациях. С помощью игровых моментов и ситуаций выработать у детей способность к быстрому реагированию на дорожную ситуацию, способность к быстрому принятию правильных решений. 1. Игровые, проблемные ситуации.

2. Игры-драматизации.

2 задача. Закрепление полученных теоретических знаний с помощью активного взаимодействия с окружающей действительностью. Использовать в деятельности основные правила дорожного движения.

Воспитывать у детей правильность поведения в роли «пешехода» с помощью создания приближенных к естественным ситуациям.

1. Проведение бесед, игр с представителем ГИБДД.

2. Экскурсии к дороге светофору, пешеходному переходу, «зебре».

Сегодня дети не подготовлены к сложным ситуациям, которые регулярно возникают на проезжей части, а ведь в городе знание правил поведения на дороге в настоящее время становится основным условием личной безопасности.

Каждый год в нашем городе Мурманске с 15 августа по 15 сентября проходит акция «Внимание – дети!» Все детские сады города включаются в эту акцию.

В этом направлении наше дошкольное учреждение начинает вести работу с младшей группы. Во всех группах составляется план работы, который осуществляется педагогами, совместно со специалистами и родителями, на протяжении учебного года.

В дошкольном учреждении выделены отдельные задачи для ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения, с опорой на возрастные особенности детей каждого возраста и в соответствии с этим составлено перспективное планирование для решения основной цели.

Младшая группа

В первой младшей группе детей учат различать транспортные средства: грузовые и легковые автомобили, маршрутные транспортные средства (трамвай, троллейбус, автобус – их изображение). Для лучшего усвоения знаний проводятся игры-соревнования на тему: «Чем помогает грузовой автомобиль (троллейбус, трамвай и т.д.) людям?» В дидактических играх малыши обучаются различать красный и зеленый цвета. Так, при проведении игры «Красный-зеленый» воспитатель говорит детям: «Мы, ребята, вместе с вами пойдем в гости к бабушке. Если я показываю зеленый кружок, мы шагаем, а если красный – стоим на месте». Необходимо объяснить детям, что двухцветные светофоры (красный-зеленый) предназначены только для пешеходов. (Желательно показать им вначале светофоры с кружочками, а затем - с цветными человечками.) Дети должны усвоить, что цвета человечков соответствуют запретительному и разрешительному сигналам светофора. Когда дети научатся хорошо различать цвета, им нужно объяснить, почему при зеленом сигнале пешеходного светофора можно идти, а при красном – стоять.

Во второй младшей группе дети, гуляя, наблюдают за различными видами транспорта, в свободное время рассматривают иллюстрации с изображениями машин, называют их. И здесь тоже желательно проводить игры-соревнования по распознаванию транспортных средств. На прогулках за пределами участка дети знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть».

В этой группе воспитатели проводят дидактические игры «Что изменилось?», «Лабиринт», «Путаница» (на ориентировку в пространстве), закрепляют у ребят умение различать красный, зеленый и желтый цвета, используя игры с несложными правилами и сюжетами.

Много внимания воспитатели этой группы уделяют индивидуальной работе с детьми: рассматривают картинки и плакаты с изображениями машин, автобусов, светофора, выясняют, на каком транспорте дети ездили, в какую дверь входили и выходили, что говорил водитель.

В игровых ситуациях учат правильно вести себя в общественном транспорте (не толкаться, не кричать, разговаривать тихо, уступать места старшим).

Средняя группа

В средней группе воспитатели знакомят детей с местами движения машин и людей, рассматривают вместе с ними иллюстрации с изображениями транспортного светофора, игрушку-светофор, действующую от батарейки. Во время прогулки у ближайшего перекрестка дети следят за работой светофора, уточняют назначение его световых сигналов для пешеходов и водителей. Очень важно разъяснить: когда загорается зеленый для пешеходов и разрешает им движение (при предварительной оценке состояния улицы), для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал. Когда загорается зеленый сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал: «Стой!» Дети наблюдают, как с помощью светофора регулируется движение машин и людей. Полученные знания закрепляются в дидактических играх («Найди свой цвет», «Хорошо-плохо», «Собери светофор»).

Дорожное движение требует от ребенка большого внимания, поэтому значительное место отводится играм на развитие внимания («Что изменилось?», «Кто позвал?», «Кто ушел?», «Сделай, как было» и др.).

Дети средней группы встречаются с сотрудником ГИБДД, рассматривают патрульную машину, знакомятся с назначением светового сигнала – проблескового маячка на крыше машины.

Новое для них – разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети упражняются в поиске его на макетах участка детского сада и на иллюстрациях в книгах.

Старшая группа

В старшей группе ребята изучают азбуку улиц и дорог, куда входят понятия «проезжая часть», «дорожные знаки», для пешеходов – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход» и «Надземный пешеходный переход». Для этого воспитатели проводят целевые прогулки к перекрестку, вдоль улицы; экскурсии, беседы, игры; читают художественную литературу, решают логические задачи.

В этом возрасте уделяется внимание ознакомлению детей с дорожными знаками. Начинается работа со знаков для пешеходов: информационно-указательные - «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Место остановки трамвая», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; запрещающие знаки: «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; знаки сервиса: «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Обращаем внимание детей, что предупреждающие знаки «Пешеходный переход», «Дети» предназначены для водителя.

Детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. В городе на всех перекрестках установлены светофоры. Специально для ребят ГИБДД может поставить на перекрестке регулировщика (по предварительной договоренности). Он расскажет, для чего нужен жезл, почему регулировщик стоит в центре, какие движения жезлом он делает, чтобы разрешить или запретить движение. Хорошо показать детям диафильмы («А ты знаешь?», «Профессия регулировщика»), прочитать главы из книг Б. Житкова «Что я видел», С. Михалкова «Дядя Степа – милиционер».

В этой группе дети должны получить четкие представления о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение жизни и здоровья. Поэтому все обязаны их выполнять (ходить только по правой стороне тротуара, иначе натолкнешься на встречного пешехода, помешаешь его передвижению; переходить дорогу только там, где есть пешеходный переход). При одностороннем движении транспорта при переходе дороги необходимо обратить внимание на следующие моменты: встав у тротуара, не пересекая бордюрного камня, сначала смотрим налево, далее – направо и снова – налево. Убедившись, что транспорта нет, можно спокойно начинать переход дороги. При двустороннем движении транспорта пешеход, дойдя до середины, снова осматривает дорогу: вначале – направо, затем – налево и направо.

В беседах, сюжетных играх объясняем дошкольникам, что пожилые люди, инвалиды, пассажиры с детьми должны входить в транспорт через переднюю дверь, потому что водитель их лучше видит и может подождать.

Свои знания о Правилах дорожного движения дети могут отражать в играх, рисунках. В детском саду организуется конкурс рисунка «Дети, дорога, автомобиль». Для закрепления знаний проводятся викторины, включая в них логические задачи, например: «Дети бегут по тротуару, навстречу идет женщина с сумкой. Ребята столкнулись с женщиной, она выронила сумку. Дети подняли ее и отдали женщине. Почему дети столкнулись с женщиной? Что они сделали неправильно? Что должны были сделать еще?»

Подготовительная группа

В подготовительной группе знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются.

На игровой площадке организуем перекресток, где проводятся игры, в ходе которых закрепляются знания о назначении дорожных знаков, умение пользоваться пешеходным переходом, регулировать движение на перекрестке в роли регулировщика.

На занятиях знакомим детей с новыми для них правилами поведения пешеходов и пассажиров (переходить улицу только по пешеходному или подземному переходу, идти шагом, быть внимательными и взаимно вежливыми; ожидать пассажирский транспорт на посадочных площадках: уступать места пожилым и малышам и т. д.). Следует разъяснять детям, как важно будущим школьникам не только знать, но и выполнять Правила дорожного движения, когда они самостоятельно будут ходить по улицам города.

Для воспитания грамотного пешехода используем интегрированные занятия по образовательным областям «Безопасность» и «Коммуникация». Дети обычно с удовольствием фантазируют на темы «Светофор», «Как «Мурманчанин» заблудился», «Ваша дорога в детский сад» и др.

Полезно практиковать блиц-опрос по пройденному материалу, на прогулках практически закреплять полученные знания.

Для развития внимания, памяти детей старшего дошкольного возраста, разработаны дидактические игры: «Скажи, что запомнил», «Найди по схеме», «Что изменилось?», «Найди, о чем расскажу», «Хорошо-плохо», «Найди, где спрятался знак», «Лабиринты» и др.

Для эффективной работы дошкольного учреждения в данную работу активно привлекаются родители, с которыми проводятся: тематические беседы, игровые консультации, тренинги, родительские собрания.

Тематика родительских собраний по безопасности дорожного движения:

  1. «Безопасность детей – забота взрослых.»
  2. «Жизнь без дорожно-транспортных происшествий – это возможно?»
  3. «Дорожно-транспортное происшествие – кто виноват?»
  4. «Дисциплина на улице – залог безопасности на дороге.»
  5. «Как не попасть в дорожную ловушку?»
  6. «Типичные случаи детского дорожно-транспортного травматизма. Меры предупреждения ДТП.»
  7. «Как научить ребенка наблюдать за дорогой» и т.д.

В дошкольном образовательном учреждении данная работа проводится в течение 4 лет. В ходе данной работы мы привлекаем внимание к этому сложному вопросу различных специалистов, родителей и обучаем не только детей, но и родителей навыкам дисциплины движения на улицах и дорогах.