К.Воробьев. "Невероятная явь войны"

Разделы: Литература


Обзор литературы о ВОВ, проза

Цели:

  1. Развитие аналитических умений и навыков по работе с художественным текстом; работа по развитию речи через формирования умения логически мылить и излагать мировоззрение, аргументируя собственный взгляд.
  2. Изучение обзорно литературы о ВОВ; обучать самостоятельному поиску истины на основе произведения, умению работать с предложенным теоретическим и практическим материалом, отбирать необходимое для решения поставленных задач.
  3. воспитывать умение работать в коллективе.

Слово учителя.

«Сладость победы стирает горечь терпения», - гласит русская пословица. Стирает ли? Вот уже 65 лет прошло со дня, когда в Москве прогремели 30 залпов из тысячи орудий, знаменующих Победу над фашистской Германией. Но боль утрат и потерь никогда не утихнет в сердцах людей, встретивших войну лицом к лицу, прошагавших ее кровавыми дорогами.

Когда это будет, не знаю:
В краю белоногих берез
Победу девятого мая
Отпразднуют люди без слез…
(С.Орлов, поэт-фронтовик)

Память вновь и вновь возвращает ветеранов Великой Отечественной в окопы и землянки… Память. Она всегда с нами…

Скажите, пожалуйста, как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?

Итак, тема урока «Невероятная явь войны» (К. Воробьев). (Обзор литературы о ВОВ, проза.)

Эпиграфом я взяла слова из поэзии о ВОВ, эта тема вашего предыдущего урока:     

Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова…
 А.Т.Твардовский

Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми произведениями о ВОВ: рассказ Владимира Крупина «О войне», повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», Мустая Карима «Помилование», Вячеслава Кондратьева «Сашка».

Цель нашего занятия: познакомиться с прозой о войне, проследить по текстам, как раскрываются характеры героев в трудных, подчас трагедийных ситуациях, диктующих необходимость сделать выбор, осознать «невероятную явь войны».

Для этого класс разделился на группы. Сейчас вы члены редакционной коллегии различных журналов: вы - общественно-политического, вы – женского, вы – детского, вы – молодежного. Каждой группе необходимо представить произведение о ВОВ своим коллегам, который войдет в сборник «Невероятная явь войны», посвященный 65-й годовщине Великой Победы. Для создания презентации выполните задания в группах по карточкам, которые получите.

  • 1 группа – детский журнал. Владимир Крупин Рассказ «О войне»
  • 2 группа – женский журнал. Борис Львович Васильев Повесть «А зори здесь тихие…»
  • 3 группа - молодежный журнал. Мустай Карим Повесть «Помилование»
  • 4 группа – общественно-политический журнал. В. Л. Кондратьев Повесть «Сашка»

Слово учителя

Вывод: послушайте признание человека, родившегося в военные годы: «В те годы никто из нас не подозревал, что все мы, бывшие под бомбами или не бывшие, все мы участники войны. Человека можно вывезти из окруженного врагом города, можно укрыться от артобстрела, но от войны не убережешься и не спрячешься. Ее феномен в том, что она остается в человеке, как осколок под сердцем. Нашему поколению «детей войны» - далеко за шестьдесят, и вот уже 65 лет война идет за нами, как тень».

Об этом осколке под сердцем, который не может извлечь не только хирург, но и сама жизнь, написаны целые библиотеки. По-моему, даже если человеку во время войны был только год (обратите внимание, Крупин родился в 1941 г), все равно его жизнь делится на две части: на войну и на мир.

«Рассказ о войне» посвящен детям, жившим в тылу. Литература «детских глаз» у нас создана большая, яркая, но, к сожалению, мало исследованная книгу, а переживать ее.

2 группа – женский журнал.

Слово учителя (по книге зачитать)

В конце повести Б. Васильева Васков берет в плен фашистов. Слезы текут по его грязному, небритому лицу, он трясется в ознобе, смеется и сквозь слезы кричит:

- Что, взяли?.. пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!.. А – не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете!..

В образе пяти девушек воплотились типичные судьбы женщин предвоенных и военных лет: разного социального положения, образования, разных характеров, интересов. И то, что все героини гибнут, подчеркивает бесчеловечность войны.

3 группа - молодежный журнал.

Слово учителя

Мустай Карим – народный поэт Башкортостана, прошел всю войну. Послушайте еще один отрывок из повести.

«Стой! Кто идет?!»

«Я иду! Мария-Тереза».

«Пароль?»

«Amor. Любовь».

«Нет такого пароля. Отменили. Здесь война!»

Автор показывает невозможность естественных человеческих чувств на войне, любовь случайно встретившихся молодых людей и нелепую смерть одного из них…

Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
(Д. Самойлов)

«Жертва войны», - так говорит о своем герое автор.

Но о чем бы ни писал Мустай Карим, он всегда выступает как гуманист, отстаивающий добро, правду и справедливость.

4 группа – общественно-политический журнал.

Слово учителя

В. Кондратьев – писатель-фронтовик – как-то признался: «Я давно хотел рассказать о войне, но останавливала меня несоответствие между тем, что писалось о фронте и что видел на передовой я лично.. И вот только «лейтенантская проза», в которой была показана настоящая война, задела меня за живое».

О такой настоящей, «окопной» войне пишет Кондратьев.

На примере главного героя повести показывает, способен ли человек остаться человеком в бесчеловечных условиях.

Вывод по уроку. Большое спасибо группам. Наша работа не прошла бесследно: сдайте ваши листочки, посмотрите, у нас получился сборник «Невероятная явь войны», посвященный 65-й годовщине Великой Победе (Посмотрите: вот еще один сборник, посвященный Победе - Галерея Героев)

Великая Отечественная война была испытанием из испытаний. И сколько бы лет ни прошло , она останется в памяти людей, переживших ее, в памяти их потомков, так как человеческая память не умеет молчать, а те, кто ушел, «…кричат и будят нас, живых…» ( Егор Исаев).

РЕФЛЕКСИЯ

Каждая группа рисует радугу. Какие эмоции вызвал сегодняшний урок. Эти эмоции выразите на листе в виде радуги. До свидания!

Приложение 1

Приложение 2

Презентация.