Технология исследования на уроках физики

Разделы: Физика


Цели:

  • обучения: формирование понятия "реостат", формирование знаний об устройстве и принципе работы реостата путём исследования, формирование умения пользоваться реостатом;
  • развития: развитие кругозора, мышления, самооценки;
  • воспитания: воспитание внимания, взаимопомощи при работе в парах, активности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, реостаты лабораторные, амперметры лабораторные, ключи лабораторные, провода, амперметр демонстрационный, лампочка, источники питания, оценочные листы (приложение 1), презентация, бланки для оформления исследования (приложение 2).

Ход урока

Оргмомент.

Подготовка к восприятию.

Он всем несёт тепло и свет,
Щедрей его на свете нет.
К аулам, сёлам, городам
Приходит он по проводам.

Учитель: О каком физическом явлении идёт речь? (Об электрическом токе).

Учитель: Что такое электрический ток? (Учащиеся формулируют определение силы тока).

Учитель: Сегодня мы продолжим изучение понятий, связанных с электрическим током. Давайте вспомним некоторые определения, разгадаем кроссворд (на экране - сетка кроссворда). Если мы разгадаем его правильно, то узнаем тему урока. Начнём? (Учитель также напоминает, что ребята в ходе урока должны заполнить оценочный лист и в конце выставить итоговую оценку)

Фронтальный опрос.

1) На доске записаны слова, которые при прочтении кажутся странными. Давайте их прочтем и попробуем составить названия известных физических единиц измерения.

РАМЕП (1. Ампер), МО (2.Ом), ТОЛЬВ (3.Вольт)

2) Какая физическая величина измеряется в Омах? (4. Сопротивление)

- Какая физическая величина обозначается в Амперах? Вольтах?

- Какая зависимость существует между силой тока, напряжением и сопротивлением? Как называется эта зависимость? Сформулировать закон Ома для участка цепи. (I=)

- Зависит ли сопротивление проводника от силы тока в цепи и напряжения? (Нет)

- От чего зависит сопротивление проводника? (От длины, площади поперечного сечения и удельного сопротивления проводника)

- Как выглядит эта зависимость? (R=)

- Как зависит сопротивление проводника от длины проводника ?

3) Какие частицы участвуют в образовании электрического тока в металлах?

(5.Электрон)

4) На доске изображены схемы электрических цепей с дефектами. Необходимо исправить ошибки.

5) Какие приборы, потребители электрической энергии вы будете использовать при сборке электрической цепи? (Учитель показывает, учащиеся называют по условным обозначениям потребители, приборы).

6) Какой элемент электрической цепи обозначается img2.gif (238 bytes)? Лампа.

(Выделенные слова появляются в кроссворде)

Мотивация к изучению темы, сообщение темы

Учитель: А теперь посмотрите, у меня на столе собрана электрическая цепь. Что входит в состав этой цепи? (Источник тока, ключ, лампа, амперметр). Я замыкаю цепь, лампа горит ярко. Как сделать так, чтобы лампочка горела тускнее, не меняя напряжения? (Возникает проблемный вопрос. Ребята чего-то не знают).

У нас в кроссворде одно слово не отгадано.

7) Прибор для измерения силы тока? (7. Амперметр)

Проверим, правильно ли мы разгадали кроссворд?

Появляется слово РЕОСТАТ. Это и есть тема сегодняшнего урока.

Получение новых знаний, постановка задач.

Учитель: Реостат - это прибор (на экране - изображение реостата). Вы слышали о нём когда-нибудь?

Давайте подумаем, что нам необходимо выяснить в ходе урока? (Учащиеся ставят задачи урока)

1 задача - выяснить назначение реостата.

2 задача - выяснить устройство и принцип работы реостата.

3 задача - научиться пользоваться реостатом.

Учитель:

1) Вернёмся к цепи. Как уменьшить накал лампочки, не изменяя напряжения? (изменить силу тока). Это можно сделать с помощью реостата (учитель демонстрирует изменение накала лампы). Для чего предназначен реостат?

(Реостат предназначен для регулирования силы тока в цепи).

2) А теперь проведём исследование. (Работа в парах).

Как устроен реостат, учащиеся выясняют самостоятельно, пользуясь учебником, лабораторным реостатом, заполняют специальный бланк, затем один из учеников показывает на экране устройство реостата (рис.2), остальные проверяют.

Далее учитель объясняет путь прохождения электрического тока по реостату (рис.2).

3) А теперь решим самую интересную задачу. (Исследование).

Выясним, как работает реостат. Прежде чем приступить к работе, повторим технику безопасности при работе с электрическим током. (Повторение техники безопасности)

Перед сборкой электрической цепи необходимо начертить схему. Учащиеся сталкиваются с проблемой: они не знают условного обозначения реостата (условное обозначение реостата - на обратной стороне доски).

Учащиеся чертят схему электрической цепи в бланке и сверяют со схемой на доске. Затем они приступают к сборке электрической цепи. (Ученик-консультант помогает учителю проверить правильность сборки электрической цепи). Выполняют эксперимент. Заносят результаты в бланк и оценочный лист. Выводы произносят.

Вывод: при увеличении длины проводника сопротивление его увеличивается, сила тока при этом уменьшается, а при уменьшении длины проводника, сопротивление уменьшается, сила тока же увеличивается.

Закрепление (фронтальный опрос).

1) Вы его в руках держали,
Когда исследование выполняли,
Им силу тока изменяют,
Если что-то в нём сдвигают. (Реостат)

2) Изменяется ли сопротивление реостата, если передвигать ползунок вправо? Влево? Как? Что же происходит при этом с силой тока?

Если осталось немного времени, то можно выполнить дополнительные задания.

Задание1.

img5.gif (3321 bytes)

Укажите направление протекания тока в реостате. Как изменится сопротивление цепи, если сдвинуть ползунок реостата вправо?

Задание 2.

 

В какую сторону нужно сдвинуть ползунок реостата, чтобы лампа стала светить ярче? Как при этом изменится показание амперметра?

Подведение итогов, рефлексия.

Давайте вспомним, какой теме был посвящен наш урок? (Реостат)

Какие задачи мы ставили в начале урока? Назовите их.

Как вы думаете, мы решили все поставленные задачи в ходе урока?

Какое задание было самым трудным? Почему?

Остались ли вопросы, на которые вы не получили ответа?

Оценка учащихся.

(Учащиеся оценивают себя сами, подсчитывают количество "+" и выставляют себе оценки, используя оценочные листы).

Д/з 47, упр21(3), подготовиться к л/р №6, *упр21(1,2)

Свой урок я хочу закончить словами замечательного поэта В. Шефнера :

Я ещё не устал удивляться
Чудесам, что есть на земле,-
Телевизору, голосу раций,
Вентилятору на столе.
Ток по проволоке струится,
Спутник ходит по небесам:
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам.

Используемая литература:

  1. А.В.Пёрышкин. Учебник по физике для 8 класса, Москва "Дрофа", 2008
  2. Т.В.Астахова. Лабораторные работы и контрольные задания по физике. Тетрадь для учащихся 8 класса, Саратов "Лицей", 2005
  3. А.В.Чеботарёва. Самостоятельные работы учащихся по физике для 6-7кл, Москва "Просвещение",1985
  4. Ю.В.Щербакова. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях для 7-9 классов, Москва "Глобус", 2008

Приложения.