Занятие по ознакомлению с искусством (в старшей–подготовительной группах д/с)

Разделы: Работа с дошкольниками


Тема: Знакомство со скульптурой.

Материал: Слайды видов зала Государственного Русского музея, слайды с изображением скульптур Государственного Русского музея, нарисованный и вылепленный медвежонок.

Программное содержание:

  1. Дать представление о скульптуре.
  2. Показать отличие скульптуры от живописи, дать представление о разнообразии выразительных средств скульптуры, дать краткую информации о работе скульптора.
  3. Ознакомить детей с произведениями нескольких известных русских скульпторов, хранящихся в Государственном Русском музее.
  4. Развивать эмоциональное восприятие, творческое воображение.
  5. Поощрять речевую активность детей.
  6. Привлекать к самостоятельным, обдуманным высказываниям по поводу увиденного.

Ход занятий

1-я часть.

– Ребята! Перед нами карта огромного, великого и прекрасного мира искусства. На наших занятиях мы становились смелыми путешественниками и преодолевая многие трудности, стремились к цели. Мы побывали в великой стране мастера Изображения во многих его городах. Кто может назвать города, которые находятся в стране мастера Изображения? (Города “Живопись”, “Графика”). А сегодня мы снова встретимся с этим мастером и побываем в гостях в городе “Скульптура”. Какое необычное новое слово-понятие. Что же это за город? Что интересного можно увидеть и узнать в этом городе, городе “Скульптур”? Вы готовы побывать в новом путешествии, тогда садитесь поудобнее (возможен вариант сидя на ковре) и мы начинаем. (Раздаётся стук в дверь). Кто это, ребята? Наверное, тот кто тоже хочет отправиться в гости к мастера Изображения. Посмотрите, это два маленьких медвежонка (зайчонка, котёнка), (один нарисован, другой – вылеплен из глины). Мишка захотел взять с собой в путешествие свой портрет и подарить рисунок мастеру Изображения. Ну что, возьмём Мишку с собой? Тогда собирайся в путешествие в город “Скульптуры”.

– Ребята, а как вы думаете, какие произведения искусства называются скульптурой? Посмотрите, наш Мишка как будто бы знает. Чтобы понять, что такое скульптура, давайте посмотрим на нашего Мишку. Вот один мишка нарисован на листе бумаги, а другой – вылеплен из глины. Кого из этих двух мишек мы назовём скульптурой? (Ответы детей). Верно, мишку, вылепленного из глины можно назвать скульптурой. Мы с вами верно догадались, а значит мы можем объяснить, чем не похожа скульптура на другие произведения искусства – на картину или на рисунок. Так чем же отличается мишка-скульптура от мишки-рисунка? (Ответы детей). Правильно! Мишку-скульптуру можно взять в руки, посмотреть со всех сторон, а мишку-рисунок мы будем смотреть только с одной сторон, да и в руки такого мишку не возьмёшь, не отделить же такое изображение от бумажного листа. Значит, скульптура отличается тем, что её можно посмотреть со всех сторон, потому что она объёмна. Скульптуру интересно смотреть не стоя на одном месте, а в движении – её можно обойти и посмотреть со всех сторон. (Включается проектор). А теперь посмотрите на экран. Перед вами вид одного из залов Русского музея. Что мы видим в этом зале? Верно, здесь представлены картины. Присмотритесь, здесь же на специальных возвышениях мы видим произведения художников-скульпторов. Посетители музея внимательно разглядывают экспонаты, давайте и мы с вами присоединимся к этим людям и продолжим наше путешествие в мир скульптуры. А как вы думаете, из каких материалов можно создать скульптуру? Если вам трудно ответить– присмотритесь к скульптурам внимательно и попробуйте догадаться з каких материалов они созданы. (Ответы детей). Верно: из камня, из металла, из пластелина, из глины. Из чего бы вы сделали скульптуру, если бы вы были скульпторами? Скульптура – древнее искусство, оно может поведать нам об истории, о людях, о событиях. (Воспитатель показывает слайд с изображением скульптуры М.И. Козловского “ Бдение Александра Македонского”-при необходимости объяснить слово” бдение”– неослабленное неусыпное внимание).Эта скульптура появилась очень давно, около двухсот лет назад, её автор-скульптор Михаил Иванович Козловский. Может кто-нибудь из вас слышал имя этого героя, которого изобразил скульптор? Как вы думаете, кем был этот человек? Каким он был? (Ответы детей). Более чем полторы тысячи лет назад в Древней Македонии жил знаменитый полководец Александр Македонский, который был очень воинственным. Он завоевал многие страны, но кроме военных походов его интересовали книги, он стремился к знаниям, к науке. Посмотрите внимательно на скульптуру и попробуйте догадаться какой эпизод из жизни полководца изображает скульптура? Стремление к знаниям у Александра Македонского было так велико, что он занимался науками даже ночью. Читая книгу, он держал в руке шар, медный шар. Как только он начинал засыпать, шар падал из его рук. Стук падающего шара будил полководцев. Таким образом он воспитывал волю, способность в любой момент побороть сон. Об этом и рассказывает скульптура. Как видите, скульптура не так уж молчалива, как может показаться на первый взгляд. Но чтобы услышать её голос, надо быть очень внимательным, наблюдательным, вдумчивым. И тогда мы узнаем много нового и интересного. О чём же нам рассказала скульптура М.И.Козловского “Бдение Александра Македонского”. (Ответы детей). Значит скульптура нам может рассказать об истории, о людях, о событиях всей жизни. А о сегодняшнем дне может рассказать нам скульптор. (Ответы детей).

2-я часть.

Скульптура – очень древнее искусство. Ещё древние греки умели высекать из мраморов изображения богов и людей. Как вы думаете из какого материала создана эта скульптура? (Пётр1 Карло Бартоломео Растрелли). (Ответы детей). Верно, из железа, из металла. А как вы думаете из какого материала была выполнена скульптура “Бдение Александра Македонского”. (Ответы детей). Верно, из камня, из мрамора. Создать скульптурное произведение очень сложно (будь то металл или камень). Высечь, вырубить скульптуру из мраморной глыбы– трудная работа, требующая большого усилия и сильной руки. А если перевести на греческий язык слово “высекать”, то получится “скульпере”. Догадываетесь, откуда произошло название искусства скульптура? Давайте вместе произнесём это слово – скуль-пе-ре! Слышите, как твёрдо, резко оно звучит! Словно оно само высечено из камня. Мы с вами обратили внимание ещё на одно скульптурное произведение. (Воспитатель обращает внимание на изображение Петра1). Скульптура может рассказать нам не только историю и о событиях из жизни людей, но и об их характерах, мыслях и чувствах людей. Как вы думаете , кем был этот человек в жизни? (Ответы детей). Воин! Царь! Полководец. Пётр1– верно. А как вы думаете в какой момент жизни изображён Пётр1? (Ответы детей). Он на улице, у него волосы развиваются на ветру. Он на берегу моря смотрит вдаль на корабли. Он руководит битвой. Может быть он обдумывает ход битвы, командует сражением. Давайте представим себе это. Какой взгляд у Петра? (Суровый, решительный). А как вы думаете какой голос? А как он ходит О чём сейчас говорит? Вот видите какой рассказ мы с вами сочинили. Даже голос Петра1представили и помогла нам в этом скульптура. Видите, как много может рассказать нам скульптура о человеке, даже если мы этого человека никогда не видели. Это скульптор рассказал нам о характере Петра1, о том, каким был он в жизни. Автором этой скульптуры является итальянский скульптор Карло Бартоломео Растрелли. Он много лет жил в России и видео Петра1, хорошо знал его.

Ребята, как вы думаете, где появилась эта скульптура? Где создавал её скульптор? (Ответы детей). Скульптор делал её в специальной мастерской. Скульптор создаёт свои произведения в мастерской, используя различные инструменты. Здесь и клещи, и пила, и топор, и стамеска для вырезания из дерева, стеки для лепки, целые наборы молотков и молоточков. Ведь каждый материал обрабатывается по-своему. Какой инструмент нужен для лепки? А для работы по дереву? (И т.д.). Наверное никто из вас не знает, как создаётся скульптура из металла. (Рассказ воспитателя о создании скульптуры из металла). Вот видите как много мы узнали с вами о скульптуре. Давайте вспомним какие скульптуры мы с вами видели? (Ответы детей). (В конце занятия предлагается дидактическая игра “Волшебники”, “Живые человечки”.)