Свойства равнобедренного треугольника. 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Цели:

  • Образовательные: обеспечить усвоение учащимися понятия равнобедренного треугольника и свойств углов при его основании.
  • Воспитательные: воспитание организованности, дисциплинированности, самостоятельности, положительного отношения к знаниям, творческой активности.
  • Развивающие: развитие умений учебного труда – умение работать в должном темпе, чертить, наблюдать и подмечать закономерности, сравнивать, обобщать; развитие мышления и речи учащихся.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, чертежные инструменты, сигнальные карточки обратной связи, портрет Фалеса, раздаточный материал, листы оценки усвоения материала.

Основные этапы урока:

  1. Организационная часть. Сообщение темы, целей и задач урока, мотивация деятельности учащихся.
  2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
  3. Организация восприятия и осознание нового материала.
  4. Первичная проверка правильности восприятия новых знаний.
  5. Выполнение заданий под контролем и с помощью учителя.
  6. Сообщение и комментирование домашнего задания.
  7. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

I. Учитель: Сегодня вы узнаете о видах треугольника относительно длин сторон и докажите одну из основных теорем планиметрии, которая позволит нам решать много геометрических задач.
Но многие знания вам придется сегодня добывать самостоятельно. Ведь путь познания не гладок. За правильные решения вы получите фишки. В конце урока мы подведем итоги. Самые активные, кто наберет наибольшее количество фишек, получит оценку «5».
А для начала необходимо вспомнить ранее изученный материал.

II. Актуализация знаний учащихся

Практическая работа.

1. У каждого ученика карточка, на которой изображен треугольник, из одной вершины которого проведена медиана, высота и биссектриса.

Задание  С помощью необходимого инструмента найдите на чертеже:

а) медиану,
б) высоту,
в) биссектрису.

Вопрос: Что называется медианой треугольника, высотой, биссектрисой?

2. Решите задачу (Слайд 1. Приложение 1)

(Учащиеся указывают равные элементы треугольников ВМС и МСD) (Слайд 2. Приложение 1)

III. 1. Учитель: Существуют три вида треугольников относительно длин сторон. Посмотрите на экран. (Слайд 3. Приложение 1)

Учитель: Как вы думаете, как могут называться каждый из этих треугольников?

(Учащиеся высказывают свои предположения)

Учитель: А теперь проверьте ваши предположения. (Слайд 3. Приложение 1)


 Разносторонний                             Равнобедренный                           Равносторонний

В справочную тетрадь  (Слайд 4. Приложение 1)

Виды треугольников относительно длин сторон:

1) разносторонний,
2) равнобедренный,
3) равносторонний.

2. Учитель: У сторон равнобедренного треугольника есть название. Равные стороны называются боковыми, а третья – основанием.  (Слайд 5. Приложение 1)

Назовите: боковые стороны; основание; углы, прилежащие к основанию; угол, противолежащий основанию.

3. Учитель: Как начертить равнобедренный треугольник на листе в клетку? (Слайд 6. Приложение 1)

4. Практическая работа

(Имеется набор равнобедренных треугольников трех видов) Каждый ученик получает по одному треугольнику.

1) Измерьте градусные меры углов В и С.
2) Результаты измерений занесите в таблицу. (Слайд 7. Приложение 1)

3) Сравните углы В и С
4) Сформулируйте гипотезу. (Углы при основании равнобедренного треугольника равны)

Учитель: Это предположение, а чтобы это стало утверждением необходимо это доказать.

Учитель: Автором этой теоремы является древнегреческий мыслитель ученый Фалес Милетский. Именно он ввел в геометрию доказательства.

IV. Закрепление

Решите задачи (устно) (Слайд 8. Приложение 1)

1. В равнобедренном треугольнике боковая сторона равна 10 см, а основание 8 см. Найти периметр треугольника.

2. В равностороннем треугольнике сторона равна 7 см. Вычислите периметр треугольника.

3. Равносторонний и равнобедренный треугольники имеют общее основание. Периметр равносторонего треугольника равен 36 см, а равнобедренного 40 см. Найдите стороны данных треугольников.

V. Выполнение заданий под контролем и с помощью учителя. Учебник: стр. 38 № 118

(Учащиеся проверяют своё решение по готовому ) (Слайд 9. Приложение 1)

VI Домашнее задание

п.18, вопросы 10-12,     №107;      №111 - для сильных учащихся

VII Подведение итогов

Учащиеся считают количество фишек. Объявляются самые активные. Выставляются оценки. Учащимся раздаются листы оценки усвоения нового материала.

Мне на уроке было

скучно                                                             
обычно              
интересно              

На уроке новый материал

не понял                                                       
понял частично        
понял                    

Приложение 2