"Вся жизнь театр: комедия или трагедия" (античный театр)

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Социальные и экономические проблемы современного общества привели к пересмотру и переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы образования и воспитания: не отказываясь от прежних достижений, теоретики и практики вынуждены многое видоизменить и добавить в подходе к преподаванию предмета мировой художественной культуры.

Сегодня многие школы, расширили спектр преподавание такого предмета как мировая художественная культура, которая способствует развитию и формированию собственного мнения учащегося на произведения искусства, а также достижений в области культуры. Соблюсти современные образовательные стандарты возможно, на мой взгляд, путем применения различных новейших технологий ведения урока, примером которых может являться организация групповой работы учащихся на уроке. Современный учитель поставлен сегодня в жесткие рамки динамичного, постоянно меняющегося времени и как следствие – постоянно изменяющихся требований, предъявляемых к самому процессу образования. Данные требования особенно тяжело соблюсти учителям-предметникам тех дисциплин, которые в сетке учебного расписания занимают всего лишь 1 час в неделю. Одним из таких предметов является Мировая художественная культура.

Использование авторских программ и разработок уроков–игр, театрализации на уроках позволяет разнообразить и форму урока и наполнить его познавательно-поисковым, творческим содержанием. Создавая авторскую разработку урока – игры по теме “Вся жизнь театр: комедия или трагедия” (античный театр) для 9– х классов общеобразовательных школ используется принцип командной игры и задания даются с учетом раскрытия творческого потенциала учеников, по средствам театрального и изобразительного искусства. Полученные знания учащиеся смогут реализовать на практике, изготавливая макеты театрального сооружения и атрибуты (маски) актерской игры, играя образы, рассказывая сюжеты мифов, “оживляя” мировые произведения скульптуры, тем самым закрепляя пройденный и новым материал в сценической форме действия. Театральное искусство обладает сильнейшим воздействием на личность и в эстетическом, и в нравственном плане.

Через искусство, как и через природу, человек открывает в себе Человека, те сокровища, которые хранятся в недрах его души. Искусство помогает ему переживать радость бытия, помогает его нравственному самоутверждению.

Театр моделирует те процессы, которые характеризуют сферу человеческих отношений. В каждом ученике заложен целый мир потенциальных возможностей, которые можно пробудить и развить, используя возможности театра.

Начиная “творить” свои собственные отношения и учась наблюдать эти процессы в окружающем мире через сопереживание прекрасному, ученик учится законам жизни, основанным на красоте и гармонии.

Следовательно, развивая эстетический вкус и эстетические потребности, через предмет искусства, и театра в частности, можно формировать личностные и духовные качества подростка.

Умелое сочетание авторских разработок уроков в игровой, театрализованной форме с учебно – воспитательным процессом всегда даст свои благотворные плоды, особенно если воспитывать подростка по законам красоты.

Будем, надеется, что данная тема в дальнейшем, заинтересует молодое поколение и они найдут ответы на интересующие их вопросы.

Данный урок-игру можно проводить в аудитории, поделив класс на команды от 5 до 8 человек, (оценивать правильность выполнения заданий, будут 3-4 учителя смежных предметов). Также можно проводить между параллелью в актовом зале школе, от каждого класса команда от 8 до 10 человек, в игре тогда будут и болельщики и жюри. В классе (зале) для команд сдвинуты столы, а на столах лежат маски (объемные, сделанные из папье-маше), которые будут поднимать капитаны при ответе на вопрос (принцип игры “Брейн-ринг).

Цель урока: формирование представления об истоках театрального искусства в Древней Греции и Риме и применение знаний на практике.

Задачи:

  1. Познакомить учеников с истоками театрального действа.
  2. Обобщить и закрепить знания, полученные на предыдущих уроках по теме Древняя Греция и Рим.
  3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, и любовь к театральному искусству.
  4. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность через использование нетрадиционной формы проведения урока.
  5. Создать атмосферу и условия для творческого самовыражения в создании работ по средствам изобразительного и театрального искусства.

Ожидаемый результат:

  • у учащихся сформируется представление о театральном искусстве.
  • углубление знаний у учащихся, полученных на предыдущих урока.
  • умение учащихся направить свою деятельности в нужное русло для работы на последующих уроках, изучая архитектуру, музыку, скульптуру и изобразительное искусство.

Форма: групповая.

Ход урока

Для начала соревнований команд нужно дать информацию о самой теме, “погрузить в историю театра” лучше на большом экране (проекторе) с иллюстративными заставками.

Текст на экране: Древнегреческий театр генетически восходит к культовым обрядам глубокой древности (охота, земледелие, проводы зимы, заупокойный плач). При всей примитивности и простоте древних игровых обрядов в них уже можно заметить ростки будущего театрального действия – сочетания музыки, танца, песни, слова. Собственно греческий театр произошел от празднеств в честь Диониса, длившихся несколько дней и представлявших собой торжественные процессии, мистерии, а затем состязания драматургов, поэтов, хоров в специально построенном для этих целей здании. Театр играл большую роль в общественной и культурной жизни древнегреческого города. Эти дни объявлялись нерабочими и все население города обязано было прийти на праздник. В эпоху правления Перикла в Афинах малоимущим даже выделялись деньги на посещение театра. Дионис (Вакх – второе название бога) в греческой мифологии земледельческий бог виноградарства и виноделия, сын Зевса и фиванской царевны Симелы, ставший одним из важнейших в пантеоне античных богов, символ умирающей и возрождающейся природы. Диониса отождествляли с египетскими богами Осирисом, Сераписом и Амоном, древнеиранским Митрой, Адонисом, римским Либером, имевших в мифологии аналогичное значение. Дионис принадлежал к типу страдающих богов, поэтому связанные с ним сказания и мифы давали богатый материал для воспроизведения их в живом действии. С 534 до н.э. – года включения культа Диониса в государственную религию, празднества (мистерии) Дионисии стали ежегодными. В том же году выступил первый из известных нам драматургов Феспид. В марте с приходом весны в течение трех дней разыгрывались Великие Дионисии, где показывались трагедии и сатировские драмы. В январе – Ленеи, когда ставились комедии и в декабре – сельские (малые) Дионисии, праздник пробы молодого вина, когда повторялись представления, показанные в марте. На главном празднике – Великих Дионисиях в марте, когда природа пробуждалась после зимы, разыгрывалось возвращение Диониса из восточной страны, куда он был послан на воспитание. Отсюда берет начало название западноевропейского карнавала (от лат. carrus navalis т.е. корабельная телега). Спутниками Диониса были сатиры и силены, которых изображали в козлиных шкурах с конскими хвостами. Козел – непременный персонаж в мифологии Диониса. Трагедия по-гречески – песнь козлов (трагос и оде). Аналогично комедия производится от космос и оде – песнь о шествии бражников. В дальнейшем трагедия стала использовать не только сюжеты, связанные с Дионисом, но и сюжеты троянского и фиванского циклов. Хор сатиров заменил хор людей – появилась сатировская драма, новый жанр (создатель поэт Пратин, 6-5 вв. до н.э.). Так в древнегреческого театре образовались три жанра: трагедия, комедия, сатировская драма, которая служила заключительной частью трагедии – тетралогии.

1 задание – “Как название придумаешь, так и к выигрышу придешь ”.

Командам предлагается придумать название и выбрать капитана команды.

(Оценивается задание 10 баллами)

2 задание – “Строим амфитеатр”.

На столе у команд бумага, ножницы, клей, задача склеить макет амфитеатра и обозначить правильное название элементов строения.

Устройство античного театра было следующим. Театр состоял из трех частей: орхестры с алтарем Диониса посередине, театрона, который располагался в виде спускавшегося к орхестре амфитеатра, и скены. Орхестра – место действия хора, актеров, статистов. Зрительские места назывались театрон (от theasthai – смотреть). Первые ряды у орхестры предназначались для жрецов, должностных лиц государства и почетных граждан.

Скена (в переводе с древнегреческого “палатка”) – пристройка, место для бутафории, реквизита и переодевания актеров, примыкала к орхестре с противоположной от театрона стороны. Одна из сторон этой пристройки, обращенная к зрителям, служила декорацией, изображая здание с центральным и двумя боковыми выходами к орхестре (параскениями). То, что происходило за сценой, показывалось с помощью особой машины, которая выдвигалась из здания скены – эккилемы. Изобретение декораций традиция приписывает Софоклу: это были разрисованные доски, выдвигавшиеся из параскениев. Позднее появились проскении, пристройки к сцене на столбах, соединявшиеся с орхестрой деревянным мостиком (в переводе “место, с которого говорят”). Крыши античный театр не имел, все действие происходило под открытым небом, и это сильно затрудняло слышимость голосов. Актерам необходимо было обладать сильным голосом, хотя в некоторых театрах применялись резонирующие урны. В греческом театре была и несложная техника: особые подъемные механизмы обеспечивали появление богов – вершителей судеб – и появление актеров из-под земли по т.н. Хароновой лестнице (Харон – перевозчик в страну мертвых), т.е. из подвала через люк в полу.

(Оценивается задание в 15 баллов)

3 этап – “Маска, маска я тебя знаю”.

Создают команды маски и объясняют идею создания именно такой маски, и для какого образа она предназначалась.

Все маски были с раскрытыми ртами, чтобы свободно мог звучать голос исполнителя. В комедиях и сатировских драмах костюмы и маски должны были вызвать смех у зрителя, поэтому они отличались нарочитой уродливостью, подчеркнутостью отрицательных черт персонажа. Маски мужских персонажей всегда были темных цветов, женских – белых и светлых. Раздражительность обозначалась багровым цветом маски, хитрость – рыжим, болезненность – желтым и т.д. Функцией масок было донести смысл происходящего до зрителей дальних рядов.

(Оценивается задание 10 баллами)

4 задание – “Легенды, мифы, мы вас знаем”

Читается начало текста мифа, задача команд назвать произведение и дальше продолжить сюжетную линию.

Трагедии Эсхила отражали проблемы, волновавшие его современников. К их числу прежде всего относилась проблема рока, т.е. воли богов, возмездия и нравственного долга перед государством (Прикованный Прометей, Персы, Просительницы, Семеро против Фив, трилогия Орестея). Софокла также волновали большие философские и политические проблемы (Эдип царь, Антигона, Аякс, Филоктет, Электра). Еврипид первым стал изображать людей с присущими смертным недостатками и достоинствами, увлечениями, страстями, толкавшими их на преступления (Алкестиада, Медея, Ипполит, Андромаха, Гекуба, Троянки, Вакханки, Ифигения в Авлиде). Творчество комедиографа Аристофана – политически острая, злободневная сатира, темы, почерпнутые из живой исторической действительности (Всадники, Птицы, Лисистрата, Экклезиазусы, Лягушки).

(Оценивается задание 15 баллами)

5 задание – “О, Римский театр, что искал ты”

Командам предлагаются иллюстрации сооружений Рима, нужно на основе увиденного рассказать о самом представлении и действии.

Организация римского театра имела свою специфику. Хор не участвовал в представлении, актеры не носили масок. Проблематика римской драматургий не поднималась до нравственной высоты древнегреческой. До нашего времени полностью дошли сочинения лишь двух драматургов: Плавта и Теренция, комедиографов, один из которых происходил из низших слоев общества, а другой был рабом, отпущенным хозяином на волю за талант. Сюжеты их комедий были почерпнуты из пьес новоаттической комедии, их главный герой – ловкий пронырливый раб (Близнецы, Клад Плавта, коллизии этих пьес впоследствии заимствованы Шекспиром и Мольером). Теренций черпал свои сюжеты из пьес Менандра (Евнух, Братья, Самоистязатель, Девушка с Андреса, Свекровь) и был известен больше как добросовестный переводчик, нежели оригинальный драматург. Трагический жанр представлен только произведениями Сенеки, философа-стоика, который писал пьесы на мифологические сюжеты для узкого круга избранных, и они, строго говоря, не имеют отношения к театру. С утверждением Римской империи большое распространение получают пантомимы. Римские граждане предпочитали грубые зрелища: смертельные схватки гладиаторов друг с другом и с животными на арене цирка. Наиболее известное театральное здание римской эпохи – огромное здание Колизея в Риме, который, в отличие от греческого амфитеатра, имел замкнутую форму и состоял из двух полукружий, его сцена-арена имела овальную форму. Поскольку театральное представление не было связано с культом божества, а приурочивалось к праздникам, цирковым представлениям, гладиаторским боям, триумфам и погребениям государственных деятелей, освящениям храмов, то римский театр носил прикладной функциональный характер.

(Оценивается задание 15 баллами)

6 задание – “Играем в театр”

Ученикам предложить на выбор фрагменты трагедий и комедий, на общем столе есть элементы костюмов и декораций, которые можно использовать в постановке.

“Облако” Аристофана ( в переводе И. Муравьева-Апостола), “Антигона” Софокла ( в переводе А. Григорьева), отрывки из “Прометея Прокованного” Эсхила ( перевод Каролины Павловой).

(Оценивается задание в 25 баллов)

7 задание – “Ожившая скульптура”.

Нужно предложенную скульптуру, показать в пластике, как момент “стоп-кадра”, так и после “оживить” ее, придумать действие.

Мирон “Дискобол”, Венера Милосская, Поликлет Дорифор”,Скопас “Менада”, Ника Самофракийская, Лисипп “Апоксиомен”, Леохар “Апполон Бельведерский”.

(Оценивается правильность выполнения задания, артистизм – 20 баллов)

8 этап – Подведение итогов

Подводится подсчет количества набранных баллов. Команде победителей надеваем венки на головы, а другие команды получают утешительные призы.

И в финале игры учащихся просят ответить на вопросы, суммируя все знания полученные на уроке-игре.

Вопросы по теме

  1. Кратко расскажите о возникновение театра и драматических представлений?
  2. Какого устройство древнегреческого театра?
  3. Как происходило развитие трагедии? На примере творчества великих трагиков V в. до н.э. Эсхила, Софокла и Еврипида.
  4. Истоки возникновения комедии? Творчество Аристофана.
  5. Какого общественно-политическое и воспитательное значение греческого театра?

Список литературы

  1. Данилова. Г.И. Мировая художественная культура. 10 класс / Г.И. Данилова. – М., 2008.
  2. Зарецкая Д.М. Смирнова В.В. Мировая художественная культура. Западная Европа и Ближний Восток М.: ООО “Издательство МХК”,2003.
  3. Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура: Древний мир/ О.Б. Лисичкина. – М.: ООО “Издательство АСТ”,2004.
  4. Предтеченская Л.М. Мировая художественная культура. 9-11 классы. М.:Владос,2001.