Обобщающий урок "Сказки А.С. Пушкина"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели:

  • на основе сравнительного анализа выявить особенности фольклорной и литературной сказок, доказать, что «пушкинская сказка- прямая наследница сказки народной»;
  • учить анализировать поступки героев сказок;
  • развивать внимание к авторскому слову, мышление, речь, творческие возможности детей;
  • формировать навыки общения в разновозрастных группах, умения объективно оценивать работу друг друга.

Оборудование: проектор, сборники сказок А.С. Пушкина, аудиозапись, театральный реквизит  (домик, корыто, прялка, невод, кудель, костюмы).

Ход урока

Слайд 1  
Слайд 2 1. Орг. момент.

2. Речевая разминка (скороговорка).

3. Сообщение темы урока.

– Сегодня проведём урок, посвящённый великому русскому сказочнику.
Слайд 3 Работа в парах
– Разгадайте ребус и вы узнаете его фамилию.
Слайд 4 Да, это А.С. Пушкин.
– Что вам известно о нём?
– Ответьте на вопросы (работа в группах).
Слайд 5 – Проверьте правильность своих ответов.
Ответы дополняются сообщениями, заранее подготовленных детей.
Слайд 6 Назовите известные сказки А.С. Пушкина.
– Сегодня на уроке мы предлагаем вам провести исследование, то есть научную работу. В любом исследовании есть гипотеза-предположение.
Слайд 7 За гипотезу мы возьмём слова С.Я. Маршака и попробуем это предположение доказать.
– Назовите характерные особенности русских народных сказок.
Слайд 8 (Устойчивые выражения: «Близко ли далёко», «Долго ли коротко ли», «Я сам там был, мёд пиво пил» и др.).
– Устойчивые выражения специально повторяли, чтобы легче было рассказать и запомнить сказку.
– Устойчивые эпитеты - это образные определения, которые помогают ярче нарисовать предмет, событие, героя.
Например: «терем высокий», «сети шелковые», «земля сырая».

4. Работа над темой.
– Сейчас мы посмотрим инсценированные отрывки известных сказок А.С. Пушкина и попробуем выяснить есть ли в сказках этого автора характерные особенности русских народных сказок.
Инсценирование «Сказки о царе Салтане…».
– Попробуйте в тексте этой сказки найти повторы, устойчивые выражения, эпитеты.
(Заслушивание ответов каждой группы).
Дальше следует аналогичная работа со сказками: «Сказка о золотой рыбке»,
«Сказка о попе и работнике его Балде».
Обобщение: можно ли согласиться с высказыванием С.Я. Маршака?

5. Закрепление.
Работа с текстом: (по выбору детей).
– Каждой группе приготовить выразительное прочтение
выбранного отрывка из сказок А.С. Пушкина.
Проверка, оценивание каждой группой
своих оппонентов (табло учёта).

6. Кроссворд: «Кто быстрее?» (работа в группах).
Слайд 9 Проверка:
Слайд 10 Рефлексия.

Авторские комментарии:

Наша школа занимается по программе «Школа России». Одноимённые разделы предмета «Литературного чтения» изучаются почти одновременно во всех классах со второго по четвёртый. Учителя начальных классов в своей работе применяют элементы КСО (коллективные средства обучения). Это позволяет проводить уроки-обобщения в разновозрастных группах. Такие уроки рассчитаны не на один учебный час, а (как в нашем случае) на два. Работа в группах предполагает умения детей пользоваться алгоритмом работы с текстом, а так же умения заполнять оценочные листы (прорабатывается индивидуально).