Влажность воздуха. 6-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Цель: сформировать представление о влажности воздуха.

Задачи:

  • сформировать понятия «абсолютная влажность», «относительная влажность», «облака»;
  • выявить зависимость между изменением температуры воздуха и влажностью;
  • раскрыть процесс образования тумана и облаков.

Оборудование: презентация к уроку, учебник, атлас, гигрометр.

ХОД УРОКА

І. Организационный момент

II. Актуализация знаний

– Вспомните, в каких состояниях встречается вода в природе? (Твердом, жидком, газообразном).
– При каких условиях вода может переходить из одного состояния в другое? (При изменении температуры).
– При каких температурах  происходит переход воды из одного состояния в другое? (При понижении температуры в твердое состояние. При повышении температуры в газообразное состояние).

ІIІ. Изучение нового материала

Слайд 1. У нас на планете снова гости. Профессор Путавка и его ученик Хнося.

Слайд 2.

Хнося:  Профессор, у меня пропала вода! Я вчера налил воды в тарелочку, чтобы она нагрелась, а ее теперь нет! Куда она делась? Вы ее не видели?

Профессор: Нет, Хнося. Я ее не трогал. А ты подумай, куда она могла деться.

Учитель:  Ребята, давайте поможем Хносе. Куда делась вода? (Она испарилась).
– Где она теперь находится? (В воздухе).
– А в виде чего? (В виде пара).
– А мы можем ее видеть? (Нет).
– А как же можно узнать, сколько воды находится в воздухе? (Дети могут затрудняться ответить).
– Для этого есть прибор – гигрометр. Он определяет влажность воздуха.
– Что же такое влажность воздуха? (Определение на доске. Записывают в тетрадь).

Слайды 3-4.

Учитель: Как вы думаете, в каком воздухе будет содержаться больше водяных паров в теплом или холодном? (В теплом).

Работа с таблицей в учебнике.

Слайд 5.

Хнося: Профессор!!! Я в лесу. Ранним, прохладным утром на траве было много капелек воды, но прошло немного времени как они исчезли!!! Почему это произошло?

Решение задачи (Приложение)

Слайды 6-7. 

Учитель: А всегда ли в воздухе, например при температуре +30°С может содержаться 30 гр. водяного пара? (Нет. может содержаться и меньше).

Вернуться к схеме и дополнить ее.

Решение задачи (Приложение)

Слайд 8.

Хнося пропадает в тумане.

Хнося: Я ничего не вижу! Помогите! Что это?

Ответы детей: Это туман.

Учитель: А как же образуется туман? Когда он образуется? (Туман мы можем видеть вечером. Образуется при понижении температуры воздуха, конденсации).

Решение задачи (Приложение)

Слайд 9.

Хнося на шаре поднимается вверх. Исчезает в облаках.

Хнося: Я  опять в тумане!

Учитель: Ребята, а как мы называет такой туман? (Облака)
– А чем отличаются туман и облака? Что общего?

Типы облаков.

ІV. Подведение итогов

 Учитель: Итак, с чем мы сегодня познакомились на уроке?
– Что такое влажность воздуха? Абсолютная? Относительная?
– От чего зависит влажность воздуха?
– Как образуется туман?

V. Тест

1. Туман – это скопление в воздухе:

а) водяного пара
б) капелек воды
в) частичек пыли
г) частичек промышленных газов.

2. Для образования капелек воды из водяного пара необходимо, чтобы воздух, в котором он находится:

а) поднялся и нагрелся
б) поднялся и охладился
в) опустился и нагрелся.

3. Количество влаги, которое может содержаться в определенном объеме воздуха, зависит:

а) от температуры
б) от давления
в) от влажности.

4. Установите соответствие между количеством водяного пара в воздухе и температурой.

1. 0°С                                  а)1 гр/м3
2. – 20°С                             б) 5 гр/м3
3. + 20°С                             в)17 гр/м3

VI. Домашнее задание: §32. т/т: стр.60 № 5-6, стр.61 № 1-2, стр.66 № 2, стр.71 № 3, стр.72 № 4-6 (по учебнику Лобжанидзе А.А.).

Приложение

Задачи.

  1. Посчитайте, сколько воды может поместиться в воздухе комнаты, если ее объем 200м3, а температура +20°С. (Подсказка. При температуре +20°С в 1м3 – 17гр.)
  2. Произойдет ли конденсация водяного пара при охлаждении 1м3 воздуха, содержащего 7гр водяного пара, до t +10°С? t 0°С? (Подсказка. При +10°С в 1м3 – 9гр. При t 0°С в 1м3 – 5 гр)
  3. Является ли воздух насыщенным, если при t +20°С 1 м3 его содержит 7 гр водяного пара?
  4. Определите относительную влажность, если при t +10°С в воздухе содержалось 1 гр воды. (Подсказка. При +10°С в 1м3 – 9гр.)