Урок-практикум "Модуль числа"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (501 кБ)


Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит.

М.В.Ломоносов.

Цели урока:

  • способствовать систематизации  знаний учащихся по данной теме, совершенствованию умений и навыков, обеспечить закрепление и обобщение изученного материала, продолжить формирование умений  решать выражения с модулем числа;
  • содействовать развитию познавательных  способностей  учеников; развивать внимание и логическое  мышление;
  • актуализировать активность, самостоятельность учащихся; способствовать воспитанию основ здорового образа жизни, поддержанию на высоком уровне общей работоспособности для учения.

Тип урока: урок-систематизация  и обобщение полученных знаний.

Вид урока: урок-практикум.

Формы работы на уроке: индивидуальная, самостоятельная, коллективная, работа в парах, работа по цепочке интерактивная (работа парами), общеклассная,   устная, письменная.

Оборудование: компьютер,  мультимедиа проектор, интерактивная доска, индивидуальные карточки для учащихся, тесты.

План урока:

I. Организационный этап

II. Подготовка учащихся к активной  деятельности

а) устный счёт
б) помоги  клоуну.

III. Этап обобщения  и  систематизации  знаний учащихся

  • №982,  с.165
  • №952, с.160(работа с учебником, работа у доски)      

IV. Этап выявления знаний всех учащихся и каждого в отдельности

а) Найди значение выражения  (работа  по цепочке у доски) №953
б) Физкультминутка.
в) Четырехугольник с секретом
г) Дифференцированная самостоятельная работа: (по карточкам)
д) Тест
е) Подумай, сообрази! (РЕЗЕРВ)
ж) Дополнительное задание: *(РЕЗЕРВ)

 V. Характеристика работы класса

 VI. Объем и особенности домашнего задания

VII. Этап рефлексии

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

– Добрый день, друзья!   Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Я дарю вам свою улыбку, тем самым желаю вам хорошего настроения. А теперь  и вы улыбнитесь друг другу, повернитесь и улыбнитесь нашим гостям, таким образом, вы поприветствуете их и пожелаете им хорошего настроения.
 Я напоминаю вам  о правильной осанке: “Что такое осанка? Осанка – это привычная поза спокойно стоящего или сидящего человека. Плохая, неправильная осанка приносит вред здоровью: нарушает работу внутренних органов. А как некрасиво выглядит человек, у которого плохая осанка. Правильная осанка не только делает фигуру стройной, но и придает человеку уверенность в себе, бодрость, жизнерадостность”. Учащимся предлагается принять правильную осанку: опустить плечи, соединить лопатки, поднять подбородок, втянуть живот, и соблюдать правильное положение в течение урока.

II. Подготовка учащихся к активной деятельности

– Тема нашего сегодняшнего урока: «Модуль числа». (Слайд 1)
Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку: Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит. (М.В.Ломоносов)

(Слайд 2)

– Сейчас мы с вами приведем свой ум в порядок посредством устного счета:

а) Устный счёт (Слайд 3)

– К нам на урок пришёл гость, который появится, если мы правильно решим примеры:

Клоун Гоша

(Слайд 4)

б) Помоги клоуну (Слайд 5)

– Ребята, наш  знакомый клоун Гоша,  очень готовился, чтобы  тоже продемонстрировать свои знания по теме “Модуль числа ”. Он придумал интересные задания, но с ним как всегда случаются всякие недоразумения, и он обращается к вам за помощью. Клоун Гоша придумал карточки с одинаковыми ответами. Положил их себе в карман, а они перепутались, он забыл, на каких из них написаны равные результаты. Ребята, помогите найти Гоше карточки с результатами (модуль числа), которые равны.

– Итак, мы с вами привели ум в порядок и теперь готовы вплотную заняться темой урока.
– Ребята, все хотят сдать экзамен в новой форме в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе успешно, а что нужно для этого? (Связанное с нашей темой урока).

в) Целеполагание: (Слайд 6)

– знать определение модуля числа;
– уметь находить модуль положительных и отрицательных чисел, находить значения выражений с модулями.

III. Этап обобщения  и  систематизации  знаний учащихся

№982, с.165  (фронтальная работа) – работа на интерактивной доске
№982,  с.165 .

Белка сидит на дереве  в точке М(4), а дятел – в точке N(–3). Какое расстояние от дятла до белки? Кто из них дальше от дупла, если дупло принято за начало отсчета?

 №952, с.160(работа с учебником, работа у доски) (РЕЗЕРВ)

| 3,7 | = 3,7
| – 7,8 | = 7,8
| – 200 | = 200
| 315,6 | = 315,6 и т.д.

– Что называют модулем числа? (Расстояние в единичных отрезках от начала координат до заданной точки)
– Может ли модуль какого-нибудь числа быть отрицательным числом? (не может)

4. Этап выявления знаний всех учащихся и каждого в отдельности

а) Найди значение выражения  (работа  по цепочке у доски)

№ 953

| – 8 | – | – 5 | = 8 – 5 = 3
| 10 | · | – 15 | = 10 · 15 = 150
| 240 | : | – 80 | = 240 : 80 = 3
|– 710 | + | – 290 | = 710 + 290 = 1000
| –  2,3 | + | 3,7 | = 2,3 + 3,7 = 6
| – 4,7 | + | – 1,9 | = 4,7 + 1,9 = 6,6
| 28,52 | : | – 2,3 | = 28,52 : 2,3 = 12,4

б) Физкультминутка(Слайд 7)

Учитель называет модули чисел, если верное равенство, то дети разводят руки в сторону; если неверное, поднимают руки вверх.
Клоун Гоша подготовил вам следующее задание, с которым он никак не мог справиться.

в) Четырехугольник с секретом (Слайд 8)

2

5

8

11

14

1

4

7

10

13

3

4

5

6

7

Какой из числовых рядов лишний, то есть отличается от других? (слайд№9)

Найдите неизвестное   число:

| – 6 | + | 3 | = 9
| – 27 | – | 14 | = ...

Продолжите ряд:

| – 12 | = 12
| 12 | = 12
| – 69 | = 69
| 69 | = ...

г) Самостоятельная работа: (предлагается  учащимся на карточках)

на «3»

1) Найдите модуль чисел:– 8; 1,3; – 6,5;.

2) Запишите числа, модули которых равны: 3; 0,16; .

3) Найдите значение выражения: а) | – 12 | +  | 4 |; б) | – 6 | : | 3 |.

на «4»

1) Найдите модуль чисел: 3; 2,8;  7,2;  .

2) Запишите числа 10,8; – 91,3; –;  в порядке возрастания их модулей.

3) Найти значение выражения:

а)  б)

на «5»

1) Найти значение выражения:

а) |– 3,4| : |1,7|; б).

2) Запишите числа 14,38; – 19,7; – ;  в порядке возрастания их модулей.

3) Из двух чисел выберите то, у которого модуль больше:

а) – 5,87 и – 7,82; б) – 2,75 и 0.

д) Тест (Слайд 10)

1) Укажите наименьшее по модулю число:

а) – 19,37;     б) 6,3;     в) 53,8.

2) Найдите значение выражения | – 180 | : | 30 |

а) – 6;     б) 60;     в) 6.

3) Расположите числа – 2,5; 42; – 7; 0 в порядке убывания их модулей.

а) – 2,5; 42; – 7; 0  б) 42; – 7; – 2,5; 0;   в) – 7; – 2,5; 42; 0.

Ответы к тесту: (Слайд 11)

1) б
2) в
3) б.

е) Подумай, сообрази! (РЕЗЕРВ)

Как может кошка зайти в подвал с одной головой, а выйти двумя? (Если поймает мышь).
(№ 933 устно) Какие целые числа расположены  на координатной прямой между  числами:

а) –  8 и – 5; б) – 3 и 0; в) – 2 и 2.

ж) Дополнительное задание: (РЕЗЕРВ)
Вычислите:  .

5. Характеристика работы класса (подведение итогов)

– Итак, ребята, как вы считаете, готовы ли вы сдать успешно выпускные экзамены в новой форме в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе?

(Слайд 12)

Итак, давайте закругляться,
Да и не стоит удивляться.
Решали мы сегодня много.
И оценю я вас всех строго.
Модуль прошу не забывать,
И отвечать только  на “пять”!

6. Объем и особенности домашнего задания

– Повторить п.28, № 963, № 971.

7. Этап рефлексии  – как я усвоил материал?

Дети к доске прикрепляют цветные листочки:

  • Розовый – хорошо усвоил.
  • Зеленый – нужно еще поработать.   
  • Синий – не усвоил.