Способы образования новых слов. 3-й класс (Школа России)

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (237 кБ)


Цель: познакомить учащихся с основными способами образования новых слов.

Задачи:

  • Формирование первоначального представления о словообразовании в русском языке. Углубление представлений учащихся о составе слова.
  • Формирование умений: разбирать слова по составу, соотносить слово и его схему, подбирать однокоренные слова;
  • Обогащение словарного запаса детей. Развитие творческих способностей, исследовательских качеств детей, орфографической зоркости, способности к анализу, синтезу, обобщению и систематизации.

Оборудование:

  • компьютер,
  • этап 3: карточки с частями слова;
  • этап 4: магнитные буквы О, О, О, И;
  • этап 7: информационные листки каждому;
  • этимологический словарь; стикеры-смайлики;
  • карточки для индивидуальной работы;
  • этап 8: индивидуальные карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.

- О каком месяце говорят: "Год кончает, зиму начинает?" (декабрь)

- Молодцы!

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы все превратимся в исследователей.

- А кто такие исследователи?

- К концу урока мы выясним, какими способами могут образовываться новые слова.

- Посмотрите на экран. СЛАЙД 1.

- Давайте составим план урока по этим пунктам.

- Прочитайте их про себя.

- Какой из этих пунктов плана перекликается с темой нашего исследования?

(ставим его на третье место).

- Что нужно повторить, прежде чем начать исследование?

(ставим на первое место).

ИТАК, давайте ознакомимся с планом нашего урока.

(дети зачитывают по пунктам)

План:

1. Повторить, из каких частей может состоять слово.

2. Узнать, с помощью, каких частей слова образуются новые слова.

3. Познакомиться с основными способами образования новых слов.

3. Актуализация.

- Что значит разобрать слово по составу? (это значит найти все его части).

- Части слова все очень важные, любят во всём порядок. Давайте вспомним алгоритм разбора слова по составу.

Помни, при разборе слова На доске появляется алгоритм.

Окончанье и основу
Первым делом находи,
После корня будет суффикс,
А приставка - впереди.

4. Классификация по признакам.

На доске:

ВОДЯНОЙ ЗАМОРОЗКИ ЗИМА

- Прочитайте слова.

- Значение, каких слов вам непонятно?

- Какая орфограмма пропущена в словах?

- Как проверить безударную гласную в корне слова?

- Вставьте пропущенные орфограммы и докажите.

ЗАДАНИЕ: разберите слова по составу, используя алгоритм.

(1 ребёнок у доски)

- Какое слово вы могли бы назвать "лишним"?

(Водяной - прилагательное, все существительные;

Зима - основа состоит из одного корня;

Заморозки - слово из словаря )

5. Подбор однокоренных слов.

- Какое слово соответствует данной схеме? (заморозки) СЛАЙД 2

- Назовите корень этого слова. (-МОРОЗ-)

ЗАДАНИЕ: подберите к нему однокоренные слова.

Мороз , морозный , переморозить , морозильник .

- Почему эти слова можно назвать однокоренными? СЛАЙД 4.

(У них общий корень и они близки по смыслу)

- К какой части речи они относятся? Почему?

- Запишите, обозначьте корень.

- Какие части слова помогли образовать новые слова?

(приставка и суффикс)

- Давайте сделаем умозаключение, с помощью каких частей слова образуются новые слова?

6. Физминутка.

Помни, при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи,
После корня будет суффикс,
А приставка - впереди. (Дети показывают движения руками)

7. Информационная минутка.

Посмотрите на экран. СЛАЙД 5.

- Обратите внимание на незнакомые слова.

- Прочитайте:

Существует наука "Лингвистика" - от латинского "лингва" - "язык".

Один из разделов лингвистики - "Этимология", наука, изучающая изменения и происхождения слов в языке.

- Более подробную информацию вы найдёте в своих информационных листках:

Этимология - один из разделов лингвистики.

В жизни изменяется всё. Тоже происходит и с языком. В нём исчезают одни слова и возникают другие.

Этимология знает о том, как из корней вырастают новые слова.

Этимология рассказывает и о том, как образуются новые корни, а из этих корней образуются уже новые однокоренные слова и так далее.

Учёных, изучающих лингвистику (науку о языке), а также происхождение и образование слов, называют ЛИГВИСТАМИ.

- Существует ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. (Показ учителя)

- Ребята, давайте попробуем себя в роли учёных-лингвистов.

- У вас на столе листочки.

Приморье, моряк , заморский, море, взморье, морской, приморский.

- Прочитайте слова. Значение, каких слов вам непонятно?

- Что вы можете сказать обо всех этих словах? (Они однокоренные)

- Какой корень? - МОР-

ЗАДАНИЕ: Подумайте, при помощи чего образовались данные однокоренные слова и распределите их в три столбика.

  • 1 ряд - выписывает слова в первый столбик.
  • 2 ряд - выписывает слова во второй столбик
  • 3 ряд - выписывает слова в третий столбик (ВЗАИМОПРОВЕРКА)

(Кто справится раньше - подобрать и записать по одному слову)

- Проверка: зачитывают по одному человеку с каждого ряда. СЛАЙД 7.

- Каждый раз спрашивать: как называется такой способ образования новых слов? (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный).

- Какое слово вы никуда не записали? (море)

- Почему? (Основа состоит из одного корня)

- Давайте подведём

ИТОГ: Назовите, о каких способах образования новых слов вы узнали.

- Это не все способы, с другими вы познакомитесь в старших классах.

8. Работа с учебником.

1) Слабые дети: работают на индивидуальных карточках (с. 112 упр. 59)

2) с. 112 упр. 60 . Запишите слово "Упражнение 60".

- прочитайте стихотворение.

- Где можно вырастить лунянку и лунику? (На луне)

- От какого корня образованы? -ЛУН-

- Запишите слова, разберите по составу.

- Каким способом образовали эти слова? (Суффиксальным)

ЗАДАНИЕ: Образуйте с помощью приставок и суффиксов свои слова, которых не существует в нашем языке.

(Например: ломастики, доставатели, выступатели, знакомстеры, монетница)

9. Итог урока.

- Какова была тема урока?

- Для чего нужно знать части слова, уметь находить их в слове?

(чтобы образовывать новые слова, грамотно писать, проникать в историю слова - этимологию, развивать свою речь)

10. Рефлексия.

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

- Нарисуйте смайлик, прикрепите на доску. СЛАЙД 8.

11. Домашнее задание. С. 114 упр. 63.

Придумать текст с однокоренными словами, образованными разными способами.