Дифференциация звуков [с] – [ш]

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цель: Обучение слухо-произносительной дифференциации звуков “С”–“Ш”.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепление знаний о механизмах организации данных звуков.
  2. Совершенствование аналитико-синтетической деятельности.
  3. Совершенствование навыка составления предложения из отдельных слов, соблюдая правильный порядок слов в предложении.
  4. Активизация словаря по теме “Посуда. Продукты питания”.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать динамическую координацию движений, мелкую и мимическую моторику.
  2. Развивать речевое внимание, силу голоса, артикуляцию, дикцию.

Воспитательные:

  1. Воспитывать эмоциональную выразительность движений, чувство темпа и ритма.
  2. Воспитание интереса к занятиям.
  3. Воспитание ребенка в целом.

Оборудование: предметные картинки по т. “Посуда. Продукты питания”, зеркала, 2 обруча разных цветов.

Ход занятия.

Организационный момент.

Дети стоят кружком около педагога.

1). Упражнение на развитие речевого внимания, слуховой памяти.

Л: Повторите цепочку слов, назвать лишнее, объяснить почему:

Каша, Маша, Саша, Наташа.
Масло, мясо, сметана, простокваша.
Вишня, слива, груша, лапша.
Колбаса, сосиска, ватрушка, сарделька.

2). Упражнение на развитие дыхания, голоса, артикуляции и дикции (фонетическая ритмика).

Произнесение каждого гласного сопровождается тем или иным движением рук:

А – руки в стороны вверх, движения плавные, интонация радости,
О – руки в стороны или через стороны вверх соединяя руки в кольцо над головой, как бы описывая звук О, интонация удивления,
У – руки вперед, как бы отталкивая от себя, интонация угрозы,
Э – руки вниз, интонация укора,
Ы – резкие движения вниз, произносится сердито,
И – дети поднимаются на носочки, руки тянутся вверх, интонация радости.

Основная часть.

Дети садятся на свои места.

1). Сообщение темы.

Логопед: Назовите имена девочек (мальчиков) со звуком “с”.

Д: Настя, Света, Софья (Денис, Владислав)

Логопед: Назовите имена мальчиков (девочек) со звуком “ш”.

Д: Миша, Саша (Маша, Мариша).

Л: Сегодня мы знакомимся со звуками “С” и “Ш”. Будем находить эти звуки в словах. А также повторим названия посуды, продуктов питания.

2). Анализ артикуляций по плану:

Губы
Зубы
Положение языка
Воздушная струя
Голос

3). Развитие фонематического слуха. Игра “Поймай звук”. (Фонетическая ритмика).

Дети встают около своих мест.

“С” – поднять пальцы рук ко рту и тут же опустить их вниз плавным, слегка давящим движением при одновременном произнесении с__,

“Ш” – поднять руки вверх и плавно покачать ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону, произнося пари этом ш ____.

Л. произносит различные звуки, дети, когда услышат звук “с” или “ш” выполняют соответствующее движение.

4). Упражнения на развитие темпа и ритма, координацию движений.

Ас-ос-ыс-ис Дети, проговаривая слоги сначала выполняют движение на гласный звук, а затем плавно опускают руки вниз и давящим   движением с-с-с-.

Аш-ош-ыш-иш – движение на гласный звук переходит в движение на звук ш-ш-ш.

Дети садятся на свои места

5). Упражнения на развитие аналитико-синтетической деятельности.

А) Определение позиций заданных звуков в словах.

На столах у детей картинки с изображением посуды, продуктов питания.

Л: поднимите картинки в названиях, которых звук “С” в начале (конце, середине) слова.

Аналогично со звуком “Ш”.

Б) Упражнение на развитие логического мышления. Игра с обручами (ТРИЗ). Разложить картинки в один обруч слов со звуком “с”, в другой – “ш”, пересечение обручей слова содержащие “С” и “Ш”.

Динамическая пауза.

Проговаривание слов с движением:

Шу-шу-шу, поочередно то правую, то левую ладонь дети подносят ко рту, как бы шушукаясь.

Да сы-сы-сы. 

Мышки шепчутся в тиши – согнутые в локтях руки слегка разводят в стороны, пожимают плечами и поворачивают головой вправо – влево.

Где достать кусочек сыра? Поочередно то правую, то левую руку Подносят к уху и глазами спрашивают.

Дети садятся на свои места.

Закрепление. Упражнение на составление предложений.

На доске картинки сыр и мышь.

Надо составить предложение из 3-х, затем 4, 5-ти слов.

Мышка грызет (ест) сыр.
Мышка ест вкусный сыр.
Мышка ест вкусный свежий сыр.
Картинка плошка
Мышка ест вкусный сыр из плошки.

По ходу составляются схемы предложений, и делается анализ.

Упражнения на развитие логического мышления, на развитие контроля за грамматически правильно построенной фразой . Игра “Исправь ошибки”.

Маша кашей ест. Саша сосала шишку. Сыр сгрыз мышку.

Итог. Подведение итогов занятия. Положительная оценка каждого воспитанника.