Моя семья

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели урока: воспитывать ласковое и чуткое отношение к самым близким людям (своей семье); чувство семейной сплочённости, воспитывать чувство любви к своей семье, сплотить детский коллектив.

Оборудование:

  • мультимедийная установка,
  • фонограммы песен,
  • раздаточные карточки,
  • генеалогическое дерево,
  • выставка рисунков “Моя семья”.

Ход занятия

Учитель:  Тема нашего занятия – “Моя семья”.

Всё начинается с семьи:
Призывный крик ребёнка в колыбели
И мудрой старины докучливые стрелы:
Всё начинается с семьи.

– А что такое семья? Посмотрите и послушайте сказку.

Сказка. < Презентация.ppt.>

Учитель: Семья – самое главное в жизни каждого из нас. Это люди, которые связаны чувством долга и ответственностью друг за друга. Только самые близкие и дорогие люди выслушают, помогут, успокоят, дадут совет тогда, когда нам плохо или у нас случилось несчастье. Наши родные – это опора на всю жизнь. Недаром говорят: “Семья – печка: как холодно, все к ней собираются”.

Песня “Маленькая страна”.

Есть за горами, за лесами маленькая страна.
Там мама, папа, дед и баба, братик или сестра.
Там мне всегда тепло и ясно, любят там все меня.
Там солнца лучик поселился и согревает меня.

Припев:
Маленькая страна – это моя семья,
Там, где родился я и вырос, где любят все меня.

Сценка “Цыплёнок”

Учитель: Ребята, вы ничего не слышите? Откуда-то доносится какое-то постукивание. (Подходит к яйцу.) Может быть стук раздаётся из этого яйца? Сейчас проверим. (Стучит по яйцу, из яйца слышится: ПИ-ПИ-ПИ!) Мне кажется, что скоро должен вылупиться цыплёнок. (Яйцо раскалывается, из него выходит цыплёнок).

Цыплёнок: (протягивает руки к ведущей, прижимается) Мама!

Учитель: Нет, цыплёнок, я не твоя мама.

Цыплёнок: А где моя мама? Где папа?

Учитель: Ты потерял свою семью?

Цыплёнок: А что такое семья?

Учитель: Ты не знаешь? Ребята, давайте расскажем цыплёнку, что такое семья.

Ученики инсценируют стихотворение:

Когда появилось слово “семья”?
Когда-то о нём не слыхала Земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
– Сейчас я тебе семь вопросов задам –
Кто деток родит мне, богиня моя?И Ева тихонько ответила: “Я”.
– Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: “Я”.
– Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева всё так же ответила: “Я”.
– Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
“Я, я – тихо молвила Ева, – я, я”, –
Сказала она чудесных семь “я”.
Вот так на Земле появилась Семья.

Тайны слова “семья”.

В слове “семья” много интересного. Его можно разделить на два слова: “семь” и “я”. Само число “7” особенное, неделимое. Поэтому оно говорит нам, что семья – единое целое. (Работа с карточками со словами “семь” и “я”. Дети придвигают карточки, получается слово “семья”.) Есть ещё одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова “семя”. Как вы думаете, почему? Действительно, вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как вырастают колосья из зерна. (Работа с карточками со словом “семя”. Дети вставляют “ь” и получают слово “семья”).

И неважно, семь или три “я” в семье, важно, что все вместе. Каждая семья, маленькая или большая, не похожа на другую. У каждой семьи есть своя история. А вы, ребята, знаете историю знакомства своих родителей? (Дети отвечают.)

Ученик:

Когда родилась наша дружная семья,
Рядом с мамой и папой не было меня.
Часто я смотрю на фото их красивое,
И немножко злюсь, и чуть-чуть завидую.
Спрашиваю папу: “Где я был тогда?”
Отвечает папа: “Не было тебя!”
Как же может быть такое, чтобы без меня
Родилась такая дружная, счастливая семья?

(Звучит песня “Гимн семьи”, на экран проецируются семейные фотографии учеников.)

Учитель: Конечно, грустно, если в семье оказывается только мама или папа. Но вы уже достаточно большие и знаете, что такое бывает. Но и в этих семьях ваши мамы и папы когда-то встретились. И у такой семьи тоже есть своя история.

– А зачем создаётся семья?

– Что значит, отвечать в семье друг за друга?

Творческое задание

Ученики работают с генеалогическим деревом, вписывают имена членов своей семьи.

<Рисунок 1.>

Учитель: А сейчас ответьте мне на вопросы. Какое самое первое слово произносит человек? Какое самое главное слово в жизни человека? Какое самое светлое слово на Земле?

Ученики: Мама!

Ученик:

Обойди весь мир вокруг, только знай заранее:
Не найдёшь теплее рук и нежнее маминых.
Не найдёшь нежнее глаз, ласковей и строже.
Мама каждому из нас всех людей дороже.
Сто путей, сто дорог обойди по свету.
Мама – самый лучший друг
Лучше мамы нету!

Песня о маме. <Приложение 1.>

Сценка “Кто важнее?”

Мальчик:

Наш звонок ужасно звонкий,
Вылетаю в коридор.
У меня с одной девчонкой
Завязался разговор:
А мой папа – чемпион!
Ходит он на стадион,
Он кидает кверху гири,
Будет самым сильным в мире!

Девочка:

Хоть мужчины и сильны –
Не умеют печь блины.
Вы, мужчины, недотёпы,
Вас воспитывать, учить,
И петрушку от укропа
Вы не в силах отличить!
Кстати, дома кто стирает?
Богом вам талант не дан.
Телевизор “потребляя”,
Вы садитесь на диван!

Мальчик:

От мужчины нету толку?
Это нам талант не дан?
Кто прибил в квартире полку?
Починил на кухне кран?

Девочка:

Борщ варить вам неохота,
Не пожарите котлет.
Вам удрать бы на работу,
Ну а больше толку нет!

Мальчик:

Ты, колючая заноза,
Плохо знаешь нас, мужчин,
То и дело льёте слёзы,
И к тому же без причин.
Ты колючие слова говоришь робея.
Папа в доме – голова!

Девочка:

Ну а мама в доме – шея!

Мальчик:

Нет, решать не надо в споре,
В коридорном разговоре,
Кто сильней и кто важней:
Просто мама всех нежней!

Учитель: Ребята, я думаю, не стоит спорить, ведь мама и папа – основа семьи. Папы все наперечёт, папой быть большой почёт!

Ученик:

Отцовские руки, отцовские руки –
Они никогда не страдают от скуки.
Им в день выходной не бывает покоя,
Знакомо тяжёлое им и большое.
Рабочие руки в мозолях, бугристые,
Рабочие и ослепительно чистые.
Всё делают так хорошо и умело.
Как в поговорке в них спорится дело.

Учитель: Действительно, папы могут многое.

Песня “Папа может всё, что угодно”. <Приложение 2.>

Учитель: Конечно, хорошо, когда в семье есть бабушка и дедушка, с которых можно брать пример, которые являются самыми верными друзьями.

Ученики:

Много есть друзей вокруг, но считаю я,
Что мой самый верный друг – бабушка моя.
В воскресенье и в субботу ей не надо на работу,
Наступают для меня два особых дня.
Много у бабушки с нами хлопот:
Варит нам бабушка сладкий компот.
Шапочки тёплые надо связать,
Сказку весёлую нам рассказать.
Трудится бабушка целые дни.
“Бабушка, милая, сядь, отдохни!”
Такая у деда растёт борода,
Что я на неё удивляюсь всегда.
“С ним, – мама сказала,-
Не будешь в беде:
У дедушки много ума в бороде”.
И, правда, попросят родные совет,
Погладит он бороду – скажет ответ.
Завидую дедушке я иногда,
Скорей бы росла у меня борода.

Работа в парах. Игра “Собери пословицу”.

– Вся семья вместе, и душа на месте.

– На что и клад, когда в семье лад.

– Семья сильна, когда над ней крыша одна.

– Семья в куче, не страшна и туча.

– Семья без детей, что цветок без запаха.

– На свете всё сыщешь, кроме отца и матери.

– При солнце тепло, при матери добро.

Учитель: Подходит к концу наше занятие. Подведём итоги.

Ученики:

В семейном кругу мы с вами растём.
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
Любят тебя без особых причин:
За то, что ты внук, за то, что ты сын,
За то, что малыш, за то, что растёшь,
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемногу: и слёзы, и смех,
Взлёт и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные – отчий твой дом,
Сердце навеки останется в нём!

Учитель: Ребята, оказывается, ежегодно, 15 мая, отмечается праздник – День семьи. А 2008 год был объявлен годом семьи. Сейчас послушайте стихотворение В.Степанова “Наша дружная семья”.

Ученики:

Маму очень я люблю,
Папу тоже я люблю.
Мама мне печёт коврижки,
Папа мне читает книжки.
Папа, мамочка и я –
Наша дружная семья.
Я и бабушку люблю,
Я и дедушку люблю.
Я всегда им помогаю,
Пол мету и пыль стираю.
Мама, папа, дед и я,
Да и бабушка моя –
Наша дружная семья.
И сестрёнку я люблю,
И братишку я люблю
С братом плаваем, ныряем,
А с сестрой в снежки играем.
Мама, папа, дед и я,
Баба, брат, сестра моя –
Наша дружная семья.

Учитель:

Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему,
А дом его – большая крепость!

Хочется пожелать этому дому быть всегда гостеприимным, уютным, красивым.

Чтобы вы всегда могли гордиться своей семьёй. И чтобы в этом доме всегда были любовь да совет. А в семье, где любовь да совет, нужды нет.

Дети исполняют песню “Потому что”. < Приложение 3.>

Используемая литература:

  1. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Выпуск 2. Волгоград, “Учитель”, 2007.
  2. Н.И. Дереклеева. Родительские собрания.1-4 классы. Москва, “Вако”, 2005.
  3. Л.Синицына. Умные сказки.1997.
  4. Классные часы. 1-4 классы. Волгоград, “Учитель”, 2007.