"Есть одно – великое призванье: зажигать в сердцах незримый свет…"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Урок по творчеству горно-алтайской поэтессы Лилии Джигангеровны Юсуповой проводится в 11 классе во время изучения современной поэзии с целью ознакомления учащихся с личностью и творчеством поэтессы через осознание индивидуальности её художественного мира.

Урок рассчитан на 90 минут.

Получение знаний в мастерской представляет собою поиск-исследование, поиск-открытие, позволяющий ученику развиваться как интеллектуально, так и духовно.

В основу урока положен алгоритм урока-мастерской построения знаний.

Предлагаются два индуктора. Первый индуктор – задание вокруг слова, это нахождение определений для понятия «творец». Второй индуктор подготавливает к сопоставлению известного с новым. Они будут ключами для лексического запаса учащихся, подготовкой для работы с материалом урока, сбором подходящей лексики для разговора о творчестве Л.. Юсуповой. Оба индуктора создают эмоциональный настрой, творческую атмосферу и настроение для личного общения с поэзией и живописью талантливой современницы.

Материалом для творческой мастерской являются стихи, картины автора, дополнительная информация о жизни и творчестве ( воспоминания, дневниковые записи, отзывы). Работа с материалом проводится с помощью:

1) самоконструкции (индивидуальное создание гипотезы, рождение мысли);
2) социализации (рождение гипотез, идей в группе, в паре. Ученики читают тексты, выписывают детали, отдельные слова и выражения, обсуждают их и устно комментируют);
3) афиширования (творческая работа, когда всё, что сделано обнародуется, обсуждается, что позволит услышать мнение всех);
4) «разрыва» (внутреннее осознание учениками неполноты своих знаний о личности и творчестве Лилии Юсуповой, психологическое состояние, когда открывается новое о современнице и талантливой землячке).

Форма работы на уроке: групповая.

Творческая деятельность учеников при проведении мастерской организуется по правилам:

  • диалог в сотворчестве;
  • свобода выбора, мнения, действия;
  • равенство всех участников;
  • право на ошибку.

Материал рефлексии позволит понять не только успешность работы, кто и как воспринял учебный материал, но и то, какие следует учитывать трудности.

В ходе проведения мастерской реализуются следующие принципы:

1. Формирование активной позиции учащегося в обучении: работаем здесь и сейчас.
2. Ориентация на получение «готового творческого продукта»: творческая письменная работа.
3. Взаимопроникновение различных видов искусства: литературы, живописи и музыки-.
4. Преобладание диалога учащихся над монологами отдельных учеников. Формирование умения слушать и слышать других.
5. Создание условий для формирования толерантной личности, то есть способной к саморазвитию через сотрудничество с другими, через принятие других.

Таким образом, урок-мастерская построения знаний по творчеству Лилии Юсуповой пробуждает интерес школьников к её личности и творчеству, позволяет более глубже раскрыть для учеников её многогранный талант как поэтессы, так и художника, которым мы вправе восхищаться и гордиться.

Пока ж я здесь, во плоти и крови,
Свершаю путь, назначенный судьбою,
Два ангела кружатся надо мною –
Два вестника божественной любви

Л. Юсупова

Цели:

  • Приобщить учащихся к личности и творчеству Л.Юсуповой через
  • осознание индивидуальности её художественного мира.
  • Развивать устную и письменную речь учащихся, их мышление через восприятие как поэтических, так и живописных произведений.
  • Формировать активную позицию обучающихся в процессе обучения: слушать и слышать других, воспитывать патриотизм, интерес к отечественной культуре.

Оборудование: портрет Л. Д. Юсуповой, стихи, компьютерная презентация, песня на стихи Л Юсуповой композитора В. Хохолкова «Шёл мелкий снег».

ХОД МАСТЕРСКОЙ

I

1. Индуктор (Слайд 2)

Прочитайте и прочувствуйте это слово:

Творец

Напишите, какие мысли у вас возникли, когда вы прочитали это слово?

2. Социализация

– Прочитайте свои записи. (В ходе опроса ученики записывают то, что особенно понравилось, показалось важным.)

Творец – талантливый человек, непохожий на других; творить; создавать что-либо новое; мечтатель, Божество, человек с тонкой впечатлительной душой; творческая и яркая личность, философ; создатель прекрасного, гениальный человек, творение, любящий красоту, свободный человек.

3. Самоконструкция (индивидуальное задание) (Слайд 3)

– Прочитайте строки из стихотворения, выберите самые значимые для вас слова или выражения и запишите их.

Один сценарий жизни у творцов:
Гореть свечой, зажжённой с двух концов,
Носить клеймо фигляра и изгоя,
Ни дня не знать в душе своей покоя
И видеть суть, сокрытую от глаз,
И погибать за истину не раз,
Чтоб в мире, где слова уже не новы,
Сказать своё – немеркнущее – слово.

4. Социализация

Ученики читают выписанные слова и выражения, объясняя, почему посчитали их наиболее важными

– Каково ваше первое впечатление от стихотворения?
– Кто мог так сказать?

5. Учитель пишет на доске:

Лилия Юсупова

– Кто из вас слышал об этом человеке?
– Кто такая Лилия Юсупова? Что мы можем узнать о ней?
– Рассмотрите портрет. (Слайд 4)
– Какой это человек?

(Ученики высказывают свои мненияи дополняют свои записи: привлекательный, с душевным внимательным, проникновенным взглядом , молодая женщина, человек с открытой душой, интеллигентный, обаятельный….)

– Сегодня мы открываем для себя мир творчества человека, которому принадлежат прочитанные строки. Это стихи женщины, одарённой особым талантом, способной видеть мир глазами поэта и художника, нашей современницы, горно-алтайской поэтессы Лилии Джигангеровны Юсуповой. (Слайд 1)

Ключом к пониманию её жизни и творчества являются слова:

Есть одно – великое призванье
Зажигать в сердцах незримый свет.

Ей принадлежат и другие слова, определяющие её жизненное кредо и творческий путь. (Слайд 5)

Пока ж я здесь, во плоти и крови,
Свершаю путь, назначенный судьбою,
Два ангела кружатся надо мною –
Два вестника божественной любви.

Ознакомимся с её творческой индивидуальностью, прочувствуем мир её сердцем, попытаемся понять её мировосприятие, которое раскрывается в её творчестве, необыкновенно ярком и самобытном.

II

1. Работа в группах

(Каждой группе выдается карточка-информатор о жизни и творчестве Л. Юсуповой. (Приложение 1)

– Вчитайтесь, вслушайтесь в те строки, которые вам даны на карточке-информаторе и дополните свои записи.

2. Социализация

– Что вам показалось особенно важным?

3. Работа в группах с текстами стихотворений

(Каждая группа получает стихотворные тексты, сгруппированные по темам, их классификация известна только учителю. Можно предложить только 2-3 стихотворения – в зависимости от наличия учебного времени. (Приложение 2)
– Ознакомьтесь со стихотворениями поэтессы, выберите близкие по тематике и идейному замыслу стихи и подготовьтесь в группе для их выразительного чтения по выбору. Обсудите, а затем расскажите о лирическом герое стихотворения или о поэтессе Лилии Юсуповой на основании прочитанного.

– Выберите и запишите наиболее понравившиеся строки, выделите особо значимые, по- вашему мнению, слова и выражения.

  • 1 группа читает стихотворение о Родине: «О России».
  • 2 группа – о творчестве: «Магистрал», «Творчество».
  • 3 группа – о любви: «Любовь», «Когда тебя со мною рядом нет», «Шёл мелкий снег».
  • 4 группа – философские: «Не смотри на мир в слепой обиде», « О, если б волшебством владела я…», «Ни красоты, ни жизни до ста лет», «Где суета, там речи нет о духе».
  • 5 группа – о природе «Там за стёклами в окне», «Незабудки».

4. Социализация работ

Выступление групп

Ученики других групп ведут записи стихотворных строк, высказываний товарищей, тезисов, могут задавать вопросы выступающим.

5. Индивидуально-групповая работа: ознакомление с отрывками рассказов Л. Юсуповой из дневниковых записей и высказываниями читателей.

Содержание карточки-информатора. (Приложение 3)

– О чём свидетельствуют высказывания читателей?

6. Индивидуальная работа (самоконструкция)

Звучит песня на стихи Л. Юсуповой «Шел мелкий снег» композитора Владимира Хохолкова.

– Почему, по-вашему мнению, композитор обратился к стихам Л. Юсуповой?

(По ходу обсуждения на доске записываются слова и выражения, высказанные учениками).

III

1. Слово Мастера и чтение им наизусть стихотворения «Два ангела»

Два ангела кружатся надо мной,
От горьких бед в пути оберегая.
Два ангела – посланники из рая,
Проводники судьбы моей земной.

Когда, замкнув земное бытие,
Я устремлюсь в раздвинутые дали,
Они – врачи былых моих печалей –
Укажут мне последнее жильё.

Пока ж я здесь, во плоти и крови,
Свершаю путь, назначенный судьбою,
Два ангела кружатся надо мною –
Два вестника божественной любви.

– В статье «Два ангела» Юсупова пишет: «В средние века ангелами называли вдохновение, снизошедшие на поэта. Именно такой смысл я вкладывала в стихотворение: два ангела, один из которых диктует мне стихи, другой – приносит зрительные образы. Тот кто шепчет рифмы – печальный и чувственный: тот, кто толкает к холсту –рассудительный и ироничный. Но я люблю их обеих». (Слайд 6)
– Сейчас мы погружаемся в живописный мир Лилии Юсуповой

2. Самоконструкция: индивидуальная работа

Ознакомление с творчеством Л. Юсуповой как художника-живописца. Показ слайдов 7-17.

– Посетите вернисаж Лилии Юсуповой «Открыты ей вселенские пределы». Представленные полотна дают возможность судить о творческой манере художника, стиле, в котором она работает.
Постарайтесь внимательно рассмотреть картины, выбрать те, которые привлекли ваше внимание. Определите в свой воображаемый музей наиболее понравившиеся работы.
Это ваша выставка. Придумайте ей название. («Пока горит свеча», «Поэт, художник, философ», «Лирический монолог Лилии Юсуповой», «Живописный мир поэтессы», «Человек разностороннего дарования», «Ответы на вечные вопросы бытия», «Божий Дар»)

3. Групповая работа

– Сделайте выбор двух-трёх тематически близких на ваш взгляд картин. Придумайте ей название. Проведите друг для друга экскурсию именно на вашу выставку трёх картин.
– Вчитайтесь и вслушайтесь в строки, которые даны вам в карточках и соотнесите их с выбранными картинами.
Содержание карточки-информатора (Приложение 4)

4. Афиширование работ: обсуждение возникших образов и сообщение групп. (В ходе выступления групп проецируются слайды с репродукциями картин.)

– Какие открытия вы сделали? Поделитесь впечатлениями.

1 группа выполняет сообщение по картинам «Мои часы», «Ограничение», «Натюрморт с часами»

Мои часы

(Слайды 8-9)

Рассматривая картины с часами, мы понимаем, что в них раскрывается образ Времени и тема Вечности. Например, в картине «Мои часы» важно не то, что часы отражают ход времени, а то, что из трещины на стенке будильника вытекает время, скопившееся маленькой лужицей. Художница иносказательно раскрывает мысль: время течёт и в своём течении меняет всё: и жизнь, и человек, и отношения между людьми.
В картине «Натюрморт с часами» время символизирует малую часть нашего человеческого бытия.

2 группа анализирует картины «Осень», «Ранний снег». (Слайд 10)

Рассматривая картину «Ранний снег» , мы видим неожиданно выпавший снег в дубовой роще. Огромный старый дуб, как и другие деревья, виднеющиеся вдали, не успел сбросить листву и кажется застигнутым врасплох ранним приходом зимы. Однако он настолько величествен и красив на фоне первого снега и бездонного голубого неба, что, может быть, полюбоваться им вблизи, подъезжали проезжавшие мимо люди, о чём свидетельствуют оставшиеся следы от машины.
На полотне «Сосна» изображен яркий морозный солнечный день. Внимание зрителя сразу же привлекает одинокое зелёное дерево на лесной поляне, занесённой глубоким снегом. Особенно заметно её одиночество на фоне берёз, утративших листву…
Картина «Сосна» лирична, навеяна ощущением грусти и одиночества.

3 группа – картины «Двойной портрет», «Маска». (Слайд 11)

Двойной портрет

Примечателен «Двойной портрет». На нас обжигающе смотрит девушка, выглядывающая из–за скульптурной формы в виде расколотой маски. Композиция продумана и выполнена так, что маска как бы защищает юное лицо от прямого разглядывания зрителя. И он уже не наблюдающий, а наблюдаемый. Ловим себя на мысли, что не мы разглядываем её, а она нас. Впрочем, картину можно трактовать и по–другому: порою мы носим непроницаемую маску и лишь изредка, при особых обстоятельствах, открываем свой подлинный лик.
Или, надеваемая нами маска, как в одноименной картине, порой бывает живее, чем наше истинное лицо.

4 группа – картины «Влюблённые», «Единство», «Любовь» (Слайд 12)

Влюблённые

В картинах «Влюблённые» и «Единство» Л. Юсупова как и в стихах воспевает любовь. В них запечатлены самые тонкие оттенки прекрасного чувства. Вот летят две бабочки, соединённые двумя ниточками, связанными за концы. Так и в жизни влюблённые связаны невидимыми нитями.
В картине «Единство» две алые розы, имеющие общий стебель, символизируют вечную любовь двух сердец.
Глядя на изображение горящих свеч в полотне «Любовь», сразу вспоминаешь строки стихотворения Лилии Юсуповой:

Меня спасал в тяжёлый час
Твой вечный свет, любовь.

Эти картины настолько символичны, что подтверждают слова: «философами нестановятся – ими рождаются».

5 группа – картины «Свечи: «Любовь», «Боль», «Материнство». (Слайд 13)

Любовь

Свечи – особый сюжет её полотен. Зрителя удивляют формы свеч. Каждая свеча живет в её работах выразительной, одухотворенной жизнью: то расколота надвое и являет трагедию раздвоенности, то искривлена, как подкова, горящая с двух концов, то предстает в виде страдающей человеческой души, то олицетворяют радость материнства, то этапы человеческой жизни.
Глядя на картины художницы, каждый зритель найдет свои ассоциации созвучные его душевному состоянию.

Экологический этюд

6 группа – картины «Экологический этюд», «Пища». (Слайд 14)

На картине изображена стеклянная банка с водой и вбитыми в неё гвоздями, внутри плавает маленькая золотистая рыбка. Перед банкой лежит молоток, вокруг него рассыпаны гвозди. Натюрморт символизирует отношения человека и живой природы. Символическим языком живописи художница подводит нас к мысли: осторожно, не расколов стеклянную банку, можно вбить в неё гвозди, а можно ударить и разбить её, погубив рыбку. Это картина – предупреждение, заставляющая задуматься о последствиях нашего варварского вмешательства в жизнь природы.

7 группа – картины «Запретный плод», «Падает снег». (Слайды 15-16)

Падает снег

У каждой картины свой глубокий философский смысл. Так на полотне «Запретный плод» изображена колба с помещённым в неё яблоком. Несмотря на то, что у колбы узкое горлышко, от яблока, символизирующего запретный плод, отрезан ломтик. Символический смысл картины наводит на мысль: как бы ни был плод недоступным, человек всегда может до него добраться.
Возможно, в полотно заложен и другой смысл, который напоминает о плоде, который был сорван Адамом и Евой, с дерева-познания добра и зла. Змий-искуситель может жить и в душах людей и настраивать их на дурные поступки.
На картине «Падает снег» на снежном фоне вдали виден Храм, к которому ведёт тропинка. Нам не видны детали самого здания, это и не важно. Главное заключено в понимании нами священности места. Зимний пейзаж и тихо падающий снег лишь подчёркивают величие здания, являющегося как бы центром Вселенной.
Художница утверждает, что у каждого человека должна быть дорога к Храму, а будет она извилистая или прямая зависит от нас.

5. Индивидуальная работа (самоконструкция).

(Показ репродукции картины Л. Юсуповой «Символический портрет»)

Символический автопортрет

Перед вами картина Л.Юсуповой, как вы думаете, почему автор назвал её «Символический портрет»? (Поэтесса и художница Лилия Юсупова похожа на нежную, хрупкую, с широко раскрытыми миру белоснежными лепесткам лилию, олицетворяющую как её имя, так и человеческую суть. Хрупкая стеклянная колба с выпавшим осколком схожа с ее тонкой, ранимой творческой душой…)

IV

1. Рефлексия: творческая работа

1. Как я осмысливаю тему и эпиграф урока.
2. Моё признание Л. Юсуповой.
3. Меня удивило…

2. Афиширование

Из некоторых работ

До сегодняшнего дня я ничего не знал о Лилии Юсуповой. Оказывается, у нас, в Горном Алтае, живёт такая талантливая женщина – поэт и художник…

Алан Анатов

Мне понравились все стихи Л. Юсуповой. Считаю, что суть своего творчества она очень ярко раскрыла в стихотворении «Творчество»:

И что зовется публикой искусством?
Что поднимает дух над суетой? –
Всего лишь звуки, созданные чувством
В ответ на восхищенье красотой.

Вика Кузлекова

…Меня удивили картины Лилии Юсуповой, поначалу не сразу понял смысл некоторых её картин. Чтобы их понять, самому надо стать философом. Её картины действительно символичны и философичны. Не удивительно, что в её творчестве так органично сочетаются два таланта поэта и художника.

Расул Мамыев

Тема урока «Есть одно – великое призванье зажигать в сердцах незримый свет» – ключ к пониманию творчества Л. Юсуповой. Это многосторонне талантливый человек, который своими стихами и картинами зажигает «незримый свет» доброты, любви, нежности и чуткости в наших сердцах…

Сурая Тадыкина

«Есть одно – великое призванье
Зажигать в сердцах незримый свет…», – эти строки из стихотворения поэтессы раскрывают как её личность, так и творчество. Именно они кредо её жизненного поведения и творчества, в них отражается стремление Лилии Юсуповой выразить своё призвание быть философом-творцом Прекрасного.

Максим Красков

Заключительное слово мастера (Слайд 18)

Хочется закончить нашу встречу с творчеством Л.Юсуповой словами омского искусствоведа А. Соляника: «В облике этой женщины запечатлены художественность и поэтичность. …Какая-то магнетическая сила духа, притягательное обаяние покоряет, вовлекая в свою ауру, и ты невольно становишься соучастником, сотворцом её произведений. Это касается её стихов, и её картин».

Напутствием нам звучат мудрые строки из стихотворения Лилии Джигангеровны Юсуповой:

Твори добро, делясь своим огнем.
Живи не прошлым, а грядущим днем.
Беги от суеты и от страстей.
Прости врагов и не суди друзей.
В невзгодах дух и тело укрепи.
Не золото, а знания копи.
Не спорь с глупцами. И еще совет,
Творя добро, добра не жди в ответ.

Литература:

1. Киндикова Н. Редкий талант // Газета «Звезда Алтая» – 2003. – № 20. – с. 9.
2. Кудряшов Г. Открыты ей вселенские пределы // Газета «Звезда Алтая» – 1998. – № . – с. 6.
3. Костина С. Мы говорим и мыслим об одном… // Газета «Звезда Алтая» – 2007. – № 143. – с.
4. Соляник А. «Пока горит свеча» // Газета «Поскриптум» – 1998. – № 35.
5. Сергеева Е. «Когда рукой поэта водит Бог…» // Газета « Поскриптум” – 2005. – № 21. – с. 18.
6. Юсупова Л.Д. Твой вечный свет, любовь. Горно-Алтайск. 2004.