Разработка урока во 2-м классе по русскому языку "Слова с разделительным мягким знаком"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  • уточнить знания о том, перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак,
  • развивать умение правильно употреблять в словах разделительный мягкий знак, видеть слова с разделительным мягким знаком,
  • расширять словарный запас детей.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Чистописание (Приложение 1) Слайд 2.

Учитель: Что это за буква? Какую роль она выполняет в словах? (Ответы детей).

3. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня мы будем упражняться в написании слов с разделительным мягким знаком.

Слайд 3.

Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак
Будем мы всегда, где надо,
Мягкий знак вставлять в словах,
Чтобы хорь не стал бы хором,
Колья – Колей никогда.

Учитель: Посмотрим умете ли вы распознавать слова с разделительным ь?

Работа с карточками.

1 2 3 4 5 6 7 8
кольцо пальто больше польза огоньки окуньки деньки пальто
пью пьёт шьёт льют бью шьет пьем льет
пьёт крылья осенью крылья бьёт ручьи оладьи перья
пони огонь письмо мальчик плеть сильней больше огоньки
семья варенье скамья старьё увечье обезьяна варенье здоровье
рысь лёд семя сел полёт улей дети перо
платье вьюн соловьи уменье бурьян уменье судья вьют
вьюга воробьи платье ульи скамьи вьюга осенью заячьи

Задание: Выписать только слова с разделительным мягким знаком.

Проверка выполнения задания. Слайд 4.

Учитель: Как же вы узнали, что в ваших словах именно разделительный мягкий знак? (Ответы детей.)

Слайд 5.

Перед Е Ё И Ю Я
Я в словах стою, друзья.
Воробьи, семья, ружьё
Перед Я Ю И Е Ё.

Учитель: Запишем и эти слова с разделительным мягким знаком:

воробьи, друзья, семья, ружьё. Какое слово является словарным? (Воробьи.)

4. Словарная работа.

(Веер, картинки: заяц, лисица, корова, медведь.)

Текст: Слайд 6.

Вот бы тебе заяц, да лисьи зубы!
Вот бы тебе серый, да волчьи ноги!
Вот бы тебе косой, да рысьи когти!
Э-э-э, что мне клыки да когти,
Душа-то у меня всё равно заячья.

Запись слов с разделительным мягким знаком с комментированием.

5. Физкультминутка.

На берёзу галка села
С дерева потом слетела
На кровати спит Федот
И с кровати не встаёт.

6. Работа над новым материалом.

Учитель: Попробуйтё теперь сами получить слова с разделительным мягким знаком.

а) Измените каждое данное слово так, чтобы получилось слово, обозначающее несколько предметов.

Слайд 8.

Брат, друг, перо, сын, клок, колос.

б) Игра “Объясни пословицу”. Слайд 9.

Дети выбирают номер, который соответствует определенной пословице.

  1. Ученье – свет, а неученье – тьма.
  2. Не учись безделью, а учись рукоделью.
  3. Птица красна перьями, а человек уменьем.
  4. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
  5. Без уменья и гвоздя не забьёшь.
  6. Без терпенья нет уменья.
  7. Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.
  8. Отольются волку овечьи слёзки.

Дети объясняют пословицы и записывают понравившуюся.

7. Закрепление пройденного.

Учитель: А теперь проверим вашу память, как вы умеете одним словом выражать понятие.

Кроссворд.  Слайд 10.

Задание:

  1. Снежная буря.
  2. Домик для пчёл.
  3. Мать, отец, дети.
  4. Животное.
  5. Ягоды, сваренные в сахаре.

8. Самостоятельная работа

Учитель: Запишите текст, изменив слова по смыслу.

Работа с учебником (Рамзаева Т.Г. “Русский язык. 2 класс”, стр. 134 № 203)

Взаимопроверка.

9. Обобщение пройденного. Слайд 11.

На экране текст:

Орёл всем птицам царь. Вьёт он гнёзда на скалах. Нос у орла серпом, крылья длинные, грудь навыкат – молодецкая.

Задание: выписать слова в два столбика.

царь
грудь
вьёт
крылья

10. Итог урока.

Учитель: Какую роль выполняет мягкий знак в словах?

11. Домашнее задание:

Придумайте и напишите небольшой рассказ, используя слова с разделительным мягким знаком.