Урок русского языка по теме "Проверка безударных гласных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Формировать устойчивые представления о способах проверки слов с безударными гласными в корне.
  • Развивать внимание, фонематический слух, активизировать словарь.
  • Воспитывать культуру поведения в разных жизненных ситуациях.

(“Школа России”. Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. “Русский язык” 2 класс. Москва “Просвещение” 2010 г.)

I. Организация класса.

1. Урок русского языка.

2. Входит Незнайка:

– Здравствуйте, извините, я опоздал!

– Дорогие мои, ребятишки, сегодня я взял в руки книжки.
Возьмите, пожалуйста, меня путешествовать.
Знания свои совершенствовать.

– Возьмем Незнайку?
– Тем более, что он научился говорить вежливые слова!
– Какие?

Итак, отправляемся все вместе в путешествие.

II. Сообщение темы, целей урока.

Тема: Проверка безударных гласных.

– На уроке будем учиться правильно писать слова с безударными гласными и проверять их. Будем учиться работать дружно.

Оценкой вашей работы будет аппликация. (За каждое верно выполненное задание, наклеивается часть аппликации. В итоге получается новогодняя открытка.)

III. Повторение.

– Назовите гласные.

Какие вы знаете?

– Как же нужно поступить, если безударная гласная вызвала сомнение?

Если буква гласная вызвала сомнение, ты ее, пожалуйста, ставь под ударение.

– Как это нужно сделать?

Изменить слово (подобрать однокоренное слово). (Домашний – дом.)

– Что такое корень?
– Как пишутся корни в однокоренных словах?
– Какие бывают безударные гласные в словах?
– Где живут слова с непроверяемыми гласными?

III. Минутка чистописания.

Путь в страну Словарию лежит через Минутку чистописания.

О-о – Назовите букву. Какая она? (Гласная.)

– Из какого элемента состоит? (Овал.)
– Произнесите звук! О-о-о, На что похожи губы, когда мы произносим этот звук?

(Разотрите ладони.)

Постарайтесь красиво прописать 1 строку буквы О заглавной в соединении со строчной.

Индивидуальное задание. (Один ученик, только строчную.)

Буква о хочет сегодня быть хозяйкой в стране Словарии. (Оцените.)!

IV. Словарная работа.

– В стране Словарии буквы заколдованы!
– Посмотрите, что произошло с нашей буквой О? (Рассердилась.)
– Почему так решили?
– Давайте мы расколдуем наши слова. Возьмите волшебные палочки!
– Читаем. Одежда, обед
– Что такое одежда? Обед?
– Какая вам нравится одежда?
– Когда приятно обедать за столом?
– Что говорят после обеда? (Спасибо.)

Посмотрите, что сейчас произошло с буквой О? (Улыбнулась, добрая.)

– Как называется выражение лица? (Мимика.)

V. Проверяемые безударные гласные.

– А вот, как вы умеете писать слова с проверяемыми безударными гласными в корне решила проверить бабушка – Загадушка.

Она прислала вам свои загадки в конверте.

Давайте их отгадаем.

В лесу темно.
Все спят давно.
Одна птица не спит.
Мышей сторожит
(Сова.)

Рыжая с пушистым хвостом.
Живет в лесу под кустом.
(Лиса.)

Кто это?

Запишите отгадки.

– Но, чтобы верно отгадки написать, нужно проверочное ласковое слово подобрать.

Сова – совушка. Лиса – лисонька.

Индивидуальное задание – один ученик получает карточку.

Ковёр – коврик.

Вывод. – Каким способом проверили?

VI. Незнайка.

– Извините, пожалуйста, что перебил.
Про конверт я свой забыл.
С заданием этим не справился.
Помогите, ребята, пожалуйста.
– Помочь и исполнить желание другого
Одно удовольствие, честное слово!

(В конверте находятся слова.)

Столбы – столб, гроза – грозы, шарфы – шарф.

– Какой частью речи является слова?
– В каком числе.

Вывод: Каким способом проверили?

– Изменили число существительных.

VII. Физкультминутка.

У нас друзей немало
Мы их всех нарисовали.
– Маша машет, Паша пашет
Коля колет, Толя полет.
Тоня тонет, но не дам ей утонуть
Я спасу подружку Тоню
Нарисую что – нибудь! (Н. Ладонщиков)

(Спасательный круг.)

– Как догадались? (По движениям.)
– Как называются движения, заменяющие слова? (Жесты.)

– Кто услышал слова с безударной гласной?

VIII. Творческая работа.

– Получили мы давно, приглашение куда? (В кино!)

Звонит телефон – Алло!

Здравствуйте, это я Чебурашка.
У меня случилась неувязка.
На столе моём лежит записка.
“Мы всё ваше кино испортили..
Подпись: Шапокляк и Лариска”.
Звук пропал у киноаппарата.
– Что делать, подскажите, ребята?
– Может сеанс отменить?
– Посоветуйте, пожалуйста,
– Как поступить?

– Ребята, что же ответим Чебурашке?

– Не нужно быть равнодушным
Когда у кого – то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.

– Не беспокойся, Чебурашка, ребята сами будут озвучивать кадры!
– Но в кино мы идем не ради развлечения, а в составленных вами предложениях ,должны быть слова с безударными гласными.

На такое условие согласны вы?

(Ребята мастерят кормушку для птиц. Мастерят – мастер, кормушка – кормит.)

IX. Упражнение в правописании безударных гласных в корне.

По дороге из кино, хотите с горки прокататься?
Но и здесь, ребята, вам надо тоже потрудиться.
Нелегко по скользким ступеням взобраться.
Нужно вам дружно всем постараться.

Соревнование по рядам.

– Кто быстрее съедет с горки?

Индивидуальное задание: Один ученик играет в снежки. Проверка! Каким способом проверили?

плита
звезда
свисток
хлопушка
светлячок
скворечник

X. Работа по учебнику.

С. 101 № 121.

Вывод. Каким способом проверили?

XI. Скороговорка.

Чтобы речь и память развивать
Скажем мы скороговорку.
И слово с безударной гласной
Будем в ней искать.

Во дворике горка, под горой норка.
(Горный.)

Письмо по памяти.

Вывод. Каким способом проверили?

XII. Итог урока.

– Чему учились на уроке? (Писать слова с безударными гласными и проверять их.)
– Каким способом?

XIII. Оценка.

– Оценкой послужила вам аппликация.

На что она похожа? (Новогодняя открытка.)

– Что пишут на открытках? (Поздравления, пожелания, приглашения.)

XIV. Домашнее задание.

Дома составьте на открытке поздравление и постарайтесь использовать слова с безударной гласной. Выпишите их.

Лучшее поздравление мы поместим в нашу Новогоднюю стенгазету.