Интегрированный урок-игра "Где математика, там и грамматика"

Разделы: Математика


Цель урока: показать связь между грамматическими и математическими явлениями.

Задачи:

  • обучение учащихся элементами творческой деятельности;
  • поиски способов применения знаний в измененных условиях;
  • привитие навыков самостоятельной работы с элементами исследования.

Форма организации урока.

  1. Учащиеся заранее делятся на равные по составу группы (~ из 6человек).
  2. Каждая группа (команда) должна придумать название, взяв на выбор термин либо из математики, либо из грамматики.
  3. Желательно командам иметь эмблемы, оформить название команды.
  4. Команды получают по два домашних задания:
    1) Составить из треугольников, кружков и прямоугольников портрет человечка, который станет талисманом команды.
    2) Придумать и инсценировать историю или диалог, заканчивающийся так: “Да, без грамматики не выучишь и математики”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сообщение учащимся темы, задач и условий игры.

2. Разминка команд.

Каждая из команд получает одинаковые задания, каждое из которых оценивается в один балл. Ответы представляются в письменном виде. Время выполнения 3–4 минуты. Некоторые из заданий могут не иметь решения.

Цель разминки: активизация математической деятельности учащихся.

Примерные задания:

  1. Числительное + гласный = ансамбль в музыке прекрасный. (Трио.)
     
  2. Мой первый слог – предлог,
    А во втором мы проживем все лето,
    А целое от нас и вас
    Давно уж ждет ответа. (Задача.)
     
  3. Придумайте числительное, в котором один слог, два согласных звука, два гласных звука. (Нет решения.)
     
  4. Число и нота рядом с ним,
    Да букву припиши согласную,
    А в целом – мастер есть один:
    Он мебель делает прекрасную. (Столяр.)
     
  5. Предлог и малое число,
    За ним мы букву скажем,
    А в целом ты найдешь его
    Почти под домом каждым. (Подвал.)
     
  6. В языке индейцев таманаки есть 2 выражения, выполняющих функции числительных, одно из которых буквально переводится как “палец на ноге”, а второе как “палец на другой ноге”. Замените эти выражения числами. (11, 16)
     
  7. “Тройка” – количественное или порядковое числительное? (Это существительное.)
     
  8. Запишите словосочетание “256 примеров” в творительном падеже. (Нет решения.)
     
  9. Проспрягайте числительное “13”
     
  10. Исправьте ошибку “о тремстам девяносто пяти”. (О трехстах девяносто пяти.)

II. Математическая разминка.

Где математика, там и грамматика… Как две сестры родные. Ну, а если предположить, что они сестры, то, наверное, и родственники у них есть общие.

Выходим на вариант “запятая”.

Докажем, что в математике “запятая” не менее значима, чем в русском языке. Учащиеся получают одинаковые задания. (6 баллов.)

Поставьте запятую так, чтобы равенство было верным.

52 + 18 = 7
3 + 108 = 408
63 – 27 = 603
20 – 48 = 152
60 – 73 = 527
-23 + 12 = -218
5,2 + 1,8 = 7
3 + 1,08 = 408
63 – 2,7 = 60,3
20 – 4,8 = 15,2
60 – 7,3 = 52,7
-23 + 1,2 = -21,8

IV. Конкурс математиков – дизайнеров.

По одному представителю от каждой команды приглашается для выполнения рисунка по координатам.

Задание выполняется на заранее заготовленных листах. (5 баллов.)

V. Решение задач.

Конкурс оценивается из 5 баллов, ответ задачи записывается прописью, при этом словосочетание “числительное + существительное” необходимо просклонять.

Примеры задач:

  1. Одна сторона участка земли, имеющего форму треугольника, равна 6м, вторая составляет 80% этой стороны, а третья на 3,6м длиннее второй. Вычисли периметр участка.
  2. Одно число меньше другого на 7,8 и меньше третьего на 5. Найти эти числа, если их сумма равна 30,2. Увеличьте наибольшее число в 10 раз и просклоняйте его.

VI. “Сверим полученное число”.

Утвердительный ответ на вопрос соответствует “1”, а отрицательный “0”.

(8 баллов.)

Я утверждаю, что…

  1. Числительные делятся на порядковые и числительные. (1)
  2. Сумма двух отрицательных чисел есть число положительное. (0)
  3. Числительные – служебная часть речи. (0)
  4. Нуль является рациональным числом. (1)
  5. Слова “три” и “тройка” – разные части речи. (1)
  6. Рациональные числа состоят из натуральных и им противоположные. (0)
  7. В слове “деление” количество букв и звуков совпадает. (0)
  8. Процент одна сотая часть числа. (1)

Полученное число: 10011001

VII. Кто быстрее прочитает стихотворение с помощью числительного? (1 балл.)

У про го рожа –
Непро рный дом:
Ча в нем ножка
Проходит под лом.
Дорожит ножка
Чи тою ног
И личной ваксой
Чистит ? сапог.

VIII. Анализ домашних заданий.

1. Рассмотрим талисманы команд (портрет человечка), составленное из треугольников, кружков и прямоугольников. Какое качество преобладает в вашем талисмане?

Если “треугольник”, то ум,

Если “круг” – доброта,

Если “прямоугольник” – интеллигентность

2.  Конкурс инсценировок.

IX. Оценивание работ “дизайнеров”.

Подведение общих итогов.

Примечание: Оценивание знаний учащихся осуществляется по усмотрению учителей, которые будут проводить интегрированный урок.