Урок окружающего мира "Весна"

Разделы: Начальная школа


(Приложение 1, слайд 1)

Предмет: «Мир вокруг нас».

Количество учащихся в классе: 9.

Цель занятия: обобщение и систематизация знаний детей о характерных признаках весны.

Задачи:

  • Образовательные:
    • учить видеть характерные признаки весны в живой и неживой природе;
    • учить распознавать связь между явлениями неживой природы и жизнью животных;
    • учить видеть связь между явлениями неживой природы и сезонными видами труда людей;
    • обобщить знания о признаках весны;
    • формировать умение высказывать своё мнение.
  • Развивающие:
    • развивать интерес к познанию нового в окружающей действительности;
    • развивать внимание детей;
    • развивать логическое мышление и память;
    • развивать связную речь.
  • Воспитательные:
    • воспитывать уважительное и бережное отношение к природе;
    • воспитывать интерес и любовь к животным;
    • воспитывать умение слушать;
    • продолжить работу по эстетическому воспитанию.

Методические приёмы:

  • Словесный метод.
  • Наглядный метод.

Тип занятия: урок обобщения и систематизации знаний.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оформление: выставка рисунков, наглядные пособия.

Оборудование:

  • Техническое обеспечение: демонстрационный экран, мультимедийный проектор, демонстрационный материал.
  • Программное обеспечение:Microsoft Power Point, Word, CD, «Природа. Человек. Общество», программы сканирования и обработки изображений.
  • Карточки.

Литература:

  1. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. 2005г.
  2. Волина В.В. Занимательное абуковедение. 1994 г.
  3. Жиренко О.Е. Интегрированные уроки. 1 кл. 2006 г.
  4. «Начальная школа» № 11 2006 г.
  5. Агеева И.Д. Весёлые загадки-складки и обманки. 2005 г.
  6. Коваленко В.И. Школа физкультминуток. 2005 г.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение.
  3. Самостоятельная работа.
  4. Физкультминутка.
  5. Закрепление знаний.
  6. Речевая разминка.
  7. Апрель – средний месяц весны.
  8. Физкультминутка.
  9. Месяц май.
  10. Обобщение.
  11. Итог урока.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент. Психологическая поддержка

Учащиеся садятся в кружок, держась за руки. Учитель произносит шёпотом, дети повторяют вслух.

Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!

Ребята рассаживаются по местам. (Парты расставлены полукругом.)

2.Повторение

Учитель: Догадайтесь, о ком я говорю!

Трещала с самого утра.
Пор-р-р-ра! Пор-р-р-ра!
А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит сорока!

На демонстрационном экране появляется слайд 2 (Приложение 1) с изображением сороки

Учитель:Сейчас мы поговорим о временах года.
– Сколько времён года вы знаете? Перечислите их. (Четыре, лето, осень, зима, весна.)
– Какие основные признаки лета вы знаете? (Тепло, жарко, пестрые краски цветов, пение птиц. Спокойный шелест травы.)

На экране появляется слайд 3 (Приложение 1) с изображением лета.

Учитель: Какие основные признаки осени вы можете назвать? (Опадают листья, улетают птицы, становится холодно и тихо.)

На экране появляется слайд 4 (Приложение 1) с изображением осени.

– Какое время года может о себе сказать следующие слова?

Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?

– Конечно, вы узнали это время года! (Зима!)
– По каким признакам вы узнали, что говорится о зиме? (Снег, мороз, метель, вьюжит, заметает.)

На экране появляется слайд 5 (Приложение 1) с изображением зимы.

– Сегодня с самого утра сорока трещала о том, что зима заканчивается.

Тает снежок.
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?

(Это бывает весной.)

– Лесные жители услышали об этом и решили созвать лесное собрание. На нём мы побываем и узнаем, как лес и его обитатели встречают весну.

На экране слайд 6 (Приложение 1) с изображением весны.

– Какие звуки подтверждают, что пришла весна? (Журчание ручья, Пение птиц, звон капели.)

3. Самостоятельная работа

Составить из разрезных элементов картинку и определить, какое время года на ней изображено.

4. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали!
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за порты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем!

(Выполнение движений за учителем.)

5. Закрепление знаний

Учитель: Сколько месяцев в году? Назовите их. (В году 12 месяцев: январь, февраль, март, апрель, май. Июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.)

– Наши братья – месяцы приходят к нам в гости каждый в своё время. Сейчас наступило время весны. Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май.)

– Март – первый месяц весны. В народе его называют «парник», «капель». Почему?
(Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет снег, становиться сырым. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода и капает.)

На экране слайд 7 (Приложение 1) «Капель»)

– А ещё называют «Утром весны», «солнечником». Почему? (Солнце поднимается выше и светит ярче. Дни становятся длиннее. Просыпаются насекомые, оживляются звери, птицы.)

– Как вы понимаете пословицу «То снегом сеет, то солнцем греет»? (Март – месяц переменчивый. Ещё кружатся последние зимние метели. По ночам бывает холодно. После метели деревья стоят белые, как зимой, а потом подуют тёплые ветры – и начинается оттепель.)

– Что происходит в марте с соседями нашей сороки? (Медведь всё ещё спит. Лиса и волк по лесу бродят, добычу высматривают. Барсук прячется в норе, а заяц под кустами.)

(Приложение 1) Слайд 8: лиса, волк и заяц, белка

– Как ведут себя птицы в марте? (Весело тинькают синицы. Воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнёзд. А серые вороны строят гнёзда и откладывают в них яйца. К концу марта прилетают грачи – вестники весны. В народе говорят: «Грач зиму прогоняет».)

(Приложение 1) Слайд 9: синица, воробей, серая ворона.

6. Речевая разминка

– Повторяйте за мной.

Галдят грачата на галчат,
Глядят галчата на грачат.

7.Апрель – средний месяц весны

(Приложение 1) Слайд 10: «Апрель»

– Апрель средний месяц весны. В народе его называют «Месяцем живой воды». Почему? (Повсюду тает снег, бегут Бурные, звонкие ручьи.)

Слайд 11: «Весёлые ручьи»

– Почему говорят, что апрель почками красен? (Соки деревьев, согретые весенним солнышко, поднимаются от корней к набухающим почкам. У вербы распустились почки, и, хотя листьев ещё нет, но всё дерево словно окутано желто-зелёным облаком.)

(Приложение 1) Слайд 12: «Верба»

– Какие цветы распускаются в апреле? (Мать-и-мачеха, подснежники.)

(Приложение 1) Слайд 13: «Мать-и-мачеха»

– Что делают в апреле лесные обитатели? (В середине апреля медведица с медвежатами вылезает из берлоги. Выходит из норы барсук. У волчицы появляются волчата. Зайчик меняет белую шубку на серую. Белочка тоже меняет серую шубку на рыжую. На лесных проталинах на солнце греются ящерицы.)

(Приложение 1) Слайд 14: «Медведь, серый заяц, рыжая белка, ящерица.

– Какие насекомые появляются в апреле? (В апреле оживают муравейники. Вылетают бабочки, шмели, пчелы и другие насекомые.)

С (Приложение 1) лайд 15:  «Бабочка, пчела»

– Какие птицы прилетают в апреле? (Скворцы, трясогузки, жаворонки.)

(Приложение 1) Слайд 16 «Грач, скворец»

8. Физкультминутка

– Кажется, почти все звери лесные собрались. И мы можем отправиться дальше. Встали, пошли…

Раз по тропочке лесной, по лесной, по лесной.
Прыгал зайка озорной, озорной, так…
Мишка зайку догонял, он шагал так…
И нарядна, хороша, хороша, хороша,
Шла лисичка, не спеша, не спеша, та.

(Дети изображают действия, движения животных.)

9. Месяц май

– Доскажите словечко.

Куртки тёплые снимай –
На дворе ведь месяц … (май)

(Приложение 1) Слайд 17:  «Месяц май»

– Вот когда в лесу начался месяц песен и плясок! Победа, полная победа солнца и его тепла над стужей и мраком зимы!
– Отчего наш месяц май называют «месяц Ай!»? (Оттого, что и тепел и холоден. Днём солнышко, а ночью бывает ай какой морозец…)
– Расскажите о погоде в мае. (Снег уже давно сошёл. Дуют тёплые ветры. По небу плывут белые облака. Часто бывают грозы. Сверкает молния, сердито гремит гром. После майского дождя часто бывает радуга.)

– Почему май в народе называют «цветень»? (В мае в лесу распускаются ландыши, хохлатки, медуницы. Расцветают деревья и кустарники: тополь, сосна, черёмуха, сирень. Цветут плодовые деревья – яблони, вишни, сливы.)

(Приложение 1) Cлайд18: «Ландыш»;
cлайд19: «Медуница»;
слайд20: «Черёмуха»;
слайд 21: «Фруктовое дерево в цвету».

– Май ещё называют Песенником. Почему? (Прилетели к нам птицы и поют, заливаются. Кукует в лесу кукушка. Самый лучший певец – соловей. Свистит иволга, громко квакают лягушки. Их называют болотными певцами.)

(Приложение 1) Cлайд22: «Соловей, кукушка, зяблик»;
слайд23: «Болотные певцы»

– Какие праздники отмечаем в мае? (9 мая мы отмечаем День Победы нашего народа в войне с фашистской Германией.)

– Какие у людей весенние работы в поле, в саду, в огороде? (В мае у людей много забот.  Надо поле вспахать и засеять. В саду деревья окапать, сухие сучки и ветки подрезать. В огороде приготовить грядки и посеять лук, морковь, свёклу. А на клумбах посадить красивые цветы.)

(Приложение 1) Слайд24:  «Полевые работы»
Слайд 25: «Цветы на клумбах»

10. Обобщение

– Какие основные признаки весны вы можете назвать? (Солнце поднимается всё выше. Светит всё ярче. С крыш свисают сосульки. Пригретая солнцем, сосулька начинает таять. Звенит весенняя капель, бегут, журчат ручьи. Появляются проталины. На деревьях и кустарниках набухают почки. Раскрываются весенние цветы. Просыпаются насекомые. Возвращаются перелётные птицы и все радуются приходу весны.)

(Приложение 1) Слайд26: «Дети и весна»

11. Итог занятия

– Кому было интересно? Хлопните в ладоши все, кому было интересно!
– Что особенно запомнилось?
– Какое у вас настроение? Покажите мимикой.

Приложение 2