Пищеварение. 8-й класс

Разделы: Биология

Класс: 8


Цели:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Пищеварение»;
  • закрепить навыки работы с микроскопом;
  • продолжить развитие умений составления компьютерных презентаций и их защиты.

Оборудование: таблицы: «Строение пищеварительной системы», «Строение желудка», пластиковые модели органов пищеварительной системы, компьютерная презентация «Пищеварение», карточки с печатной основой, интерактивная доска с заданиями.

Парты объединены по две. Учащиеся работают в группах. На каждой парте имеются разноцветные жетоны. За каждый правильный ответ учащиеся берут жетоны, в дальнейшем они будут «переведены» в оценку. У каждого учащегося для работы имеется карточка с заданиями. В процессе проведения урока были использованы слайды из презентации ученицы класса. Некоторые задания учащиеся выполняют на интерактивной доске.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Повторение материала

Учитель: Добрый день. Тема нашего урока: «Пищеварение». Эпиграфом  к уроку мы возьмем высказывание: «Нужно жить не для того, чтобы есть, а есть для того чтобы жить». Пожалуйста, попытайтесь поставить цели урока. (Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока, учитель корректирует их). Сегодня на уроке мы будем применять технологию полного усвоения: знать, понимать, обобщать, применять, анализировать, оценивать, творить. Творчеству будет уделено много времени.
Что такое пищеварение? Учащиеся записывают ответ в карточку и сообщают ответ всему классу.

3. Учитель:  Погрузиться в тайны микромира всегда сложно, но интересно. И в этом нам поможет системный оператор. Любая система динамична, находится в развитии, и мы сейчас это увидим. Учащиеся заполняют в карточках задание № 2.  К интерактивной доске приглашен желающий заполнить таблицу.

Системный оператор

НАДСИСТЕМА      
СИСТЕМА Пищевые белки Пищевые жиры Пищевые углеводы
ПОДСИСТЕМА      

Учащиеся приступают к выполнению задания №2.

 Задание №2.  Заполните таблицу. Распределите органы по системам органов.

Дыхательная система Кровеносная система Пищеварительная система
     
     
     

Органы: 1 – сердце, 2 – легкое, 3 – желудок, 4 – глотка, 5 – нос, 6 – кишечник, 7 – артерии, 8 – трахея, 9 – аорта.

Желающий выполняет это задание на интерактивной доске. Все вместе проверяют правильность выполнения  задания.

Задание 3. Расположите органы в определенной последовательности: 1 – Рот, 2 – пищевод, 3 – тонкая кишка, 4 – прямая кишка, 5 – анальное отверстие, 6 – глотка, 7 – желудок, 8 – толстая кишка, 9 – трахея, 10 – печень, 11 – альвеолы, 12 – поджелудочная железа, 13 – слюнные железы. Какие органы лишние?

Приглашены 2 учащихся. Они собирают торс человеческого организма из отдельных органов. В это время ученик работает на интерактивной доске с аналогичным заданием. Все вместе проверяют правильность выполнения задания и отмечают лишние органы.

 Учащиеся в карточке для заданий выполняют задание №4, заполнив следующую схему и подписав рисунок.

Задание 4.

img1.jpg (21077 bytes)

4. Перед практическими заданиями под музыку проводится  физкультминутка:

Упражнения для снятия стресса: упражнения с пальцами рук:

1. Кулак, ребро, ладонь.
2. Мельница. Вращение руки и глаз в одну сторону.

Упражнение для снятия напряжения: на выдохе с силой сжимаем кулак с загнутым внутрь большим пальцем. На выдохе расслабляем. Делаем с закрытыми глазами 5-6 раз. Упражнение помогает в точном запоминании важной и сложной информации.

5. Практические задания

– опытным путем  докажите,  что ферменты слюны расщепляют углеводы;
– из предложенных микропрепаратов найдите  ткани желудка;
– предложите правильную подачу блюд,  сервировку стола.

Учащиеся приглашены к столу, на котором находится оборудование для проведения исследований: накрахмаленный бинт, йод, вода, ватные палочки.

Учащиеся проводят исследование. 2 учащихся берут  микропрепараты тканей организма, настраивают микроскоп и находят нужный микропрепарат.

Перед учащимися находится набор карточек с отдельно взятыми блюдами. Ребята рассказывают о правильной подаче блюд на стол, объясняя это с точки зрения биологии.

В этот момент уместно сказать, что в эти дни весь мир отмечает годовщину снятия блокады Ленинграда. 900 дней и ночей длилась блокада. И жители героически выстояли, несмотря на то, что они получали пайку хлеба в эти дни всего в 125 грамм. И мы об этом подвиге народа должны помнить всегда.

Помните!
Через года,
Через века
Помните!

6. Творческие задачи «Почемучка»

– Если человек оказывается в условиях, где ему доступна только морская вода, он может погибнуть, если будет использовать ее для питья. Почему?

– Иногда новое блюдо мы пробуем кончиком языка. Не ощутив ничего неприятного, мы смело «снимаем пробу» и уже позже в полной мере ощущаем горький привкус. Почему?

– Иногда человеку, потерявшему сознание, для возвращения его к жизни пытаются дать выпить воды (хотя бы один добрый глоток). Этого следует избегать. Почему?

Учащиеся объясняют правильность своих  суждений с точки зрения биологии.

7. Учащиеся вместе с учителем подводят итог урока, сформулировав Постулаты здоровья:

  • В еде знай меру;
  • Для организма необходимо 4 –5   разовое питание;
  • На еду трать не менее 30 минут;
  • В пище должны быть сырые овощи и фрукты;
  • Есть нужно неторопливо, хорошо пережевывая пищу;
  • Мойте руки, овощи и фрукты перед едой;
  • Лучше 5 раз поесть, чем 1 раз наесться
  • Не переедай, следи за весом;
  • Регулярно делай зарядку, больше двигайся, закаляйся;
  • Избавься от вредных привычек;
  • Живи в согласии с собой и окружающими, имей цель в жизни, придающую смысл, не теряй веры в будущее;
  • Не думай о болезнях, верь в свои силы и здоровье!

Определяется ученик, набравший большее количество жетонов. Выставляются оценки с  аргументацией.

8. Домашнее задание:создать компьютерную презентацию по теме «Пищеварение».

9. Под музыку учащиеся заполняют таблицу:

Мои впечатления:

Раньше не знал, не задумывался Было интересно, особенно запомнилось
 

 

 

Учитель всех благодарит за сотрудничество на уроке.

Приложение 1